Использование светового стола в работе с дошкольниками

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: световой стол, игры с песком


Игры с песком очень интересны детям, они способствуют тому, что в процессе игр ребенок может расслабиться, отвлечься, успокоиться, а также усвоить новый материал.

Создавая песочную композицию, не нужно обладать какими-то особыми умениями и навыками. Как правило, ребенок при работе с песком получает чувство удовлетворения своей работой, испытывая эмоциональное благополучие. А испытав ситуацию успеха, ребенок, как правило, стремится повторить свой опыт, прикладывая к этому усилия - эмоциональные, волевые, когнитивные. И в этом случае песочница стимулирует его мотивацию к обучению.

Я использую световой стол для всестороннего развития ребенка в совершенно разных областях образовательной деятельности. Можно даже назвать ее неким универсальным средством обучения и воспитания.

Универсальность использования песочного стола зависит от творческого подхода к занятиям. Чем разнообразнее педагогические приемы, тем интереснее проходит процесс обучения и развития. Песок предоставляет необходимое пространство для творчества. Не стоит опасаться экспериментировать, расширять сферы применения педагогической песочницы.

Предлагаю вашему вниманию картотеку игр с использованием светового стола с песком с детьми дошкольного возраста. Игры направлены на развитие творческого мышления, воображения, произвольного внимания, снижают тревожность и агрессивность, застенчивость и замкнутость, формируют навыки общения, позволяют ребенку научиться высказывать свои ощущения при соприкосновении с песком.

Методики рисования песком на световом столе:

  • рисование кулачком,
  • рисование ладошкой,
  • рисование симметрично двумя руками,
  • одновременное использование нескольких пальцев,
  • рисование песком из кулачка.

Правила поведения с песком на световом столе:

  1. нельзя намеренно выбрасывать песок из светового стола,
  2. нельзя бросать песок в других детей или брать его в рот,
  3. после игры с песком надо помыть ручки.

Картотека дидактических упражнений

«Отпечатки наших рук»

Цель: учить совместному действию.

Задача: оценить собственные ощущения.

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и отмечать свои ощущения. Взрослый начинает игру, рассказывает о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»

«Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Ведущий: в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.

Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

«Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности.

  • «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
  • «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
  • «Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
  • «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются»).

«Змейки»

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Задача: выразить свое отношение, показав это в игре Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

Змейки на песке играли
И хвостом слова писали,
За узором шли петельки.
Это письма Маме-змейке.
Но пронесся ветерок.
И засыпал все в песок.
И в печали мама-змейка:

Письма не прочесть никак!
Как узнать ей о змеятах?
Что случилось? Где? И как?
Ты теперь у нас волшебник!
Напиши скорей слова,
Помоги ты маме-змейке
Доброй силой волшебства.

«Песочный круг»

Ребенок и взрослый рисуют на песке произвольный круг и украшают его разнообразными предметами: ракушками, камешками, пуговицами, семенами, монетами, бусинами и прочее. Они придумывают название своему «песочному кругу».

«Узоры на песке»

Цель: закрепить знания про сенсорные эталоны и закономерности.

Взрослый пальцем, ребром ладони или щеточкой рисует разнообразные знакомые ребенку геометрические фигуры, простые или более сложные узоры - прямые и волнистые дорожки, заборчики, ступеньки и т.д. После чего предлагает ребенку нарисовать такой же рисунок чуть ниже или продолжить уже имеющийся рисунок взрослого. Так же узоры на песке дети могут выкладывать в определенной последовательности из разнообразных предметов - камешков, ракушек, монеток и прочее.

«Волшебное исчезновение»

Цель: развитие памяти и внимательности.

Взрослый выставляет на песке фигурки (этот процесс также можно обыграть каким-либо образом в зависимости от того, какие предметы у вас имеются. Например: А сейчас на сказочной полянке появляется волшебная принцесса Жасмин со своим другом Алладином. У принцессы Жасмин есть много сокровищ - красивых морских ракушек и камешков. К ним в гости часто приходят друзья - зайка, котенок, тигренок и так далее). Достаточно 5-6 предметов. Ребенок рассматривает предметы, а затем его просят закрыть глаза и произнести волшебные слова. Пока ребенок это делает, взрослый прячет несколько фигурок в песок. Ребенок открывает глаза и отгадывает каких фигурок нет. После чего ищет их в песке и сверяет свои ответы с найденными фигурками. Со временем задание можно усложнять, увеличивая количество фигурок.

«Следы на песке»

Цель: развитие левого и правого полушарий мозга и мелкой моторики рук.

Взрослый просит ребенка поставить ладошки на песок. Затем провести 2-мя ладошками по песку вверх, затем - вниз, затем - одной ладошкой вверх, а одной вниз, затем наоборот. То же самое делаем влево и вправо. То есть, обеими ладошками влево, затем вправо, затем одной влево, а другой - вправо, затем наоборот. Далее можно усложнять задание. Одной ладошкой вверх, а другой вправо или одной влево, а другой вниз и так перебрать все возможные комбинации. Сначала не спеша, затем темп можно ускорить.

Когда упражнение с ладошками выполняется легко, то можно перейти к рисованию кругов на песке. Попросить ребенка нарисовать круги обеими руками, начиная движение слева на право, затем справа налево, после чего попросить нарисовать одной рукой круг слева направо, а другой справа налево одновременно.

«Разговор с руками»

Взрослый и ребенок обводят на песке силуэт ладоней. Затем Вы оживляете песочные ладошки - дорисовываете им глазки, ротик, выкладываете различными камешками и ракушками пальчики. После этого необходимо затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?», «Что вас огорчает?», «Чего вам хотелось бы» и т.д. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

«Кто в домике живет»

Цель: закрепить знания про пространственные фигуры и формы, развить слуховую и зрительную память.

Это упражнение делается на мокром песке. Взрослый просит ребенка помочь ему построить домик для разных животных. Например: бегемотик хочет жить только в квадратном домике, а жираф - в прямоугольном, зайчонок - в круглом и так далее. Теперь взрослый говорит: «Помоги мне расселить жителей по их домам. Пусть вот здесь живет бегемотик (ребенок в этот момент выбирает пасечки нужной формы и строит домик из песка), а вот тут живет зайчик (ребенок строит следующий домик), ну а здесь мы поселим жирафа». Задание можно усложнять, вводя все большее количество предметов.

«Моя семья»

Ребенку предлагают выбрать из огромного разнообразия предметов те, которые ему понадобятся для воссоздания своей семьи. Взрослые никак не влияют на его выбор. Попросите ребенка, чтобы он разместил членов своей семьи, как ему хочется. Предложите ему ситуацию, что сейчас вечер и вся семья дома, и каждый занимается своим делом. Обратите внимание, кто находится в центре композиции, спросите ребенка, почему именно этот человек занимает центральное положение. Спросите, каковы его взаимоотношения с «центровым». Расспросите, каковы вообще взаимоотношения в семье. Кому лучше всех живется в семье и почему. Поверьте, что в процессе разбора его композиции, вы, очень много нового и полезного для себя узнаете о своем ребенке и своей семье. Ну, а более глубокий анализ доверьте все-таки профессионалу психологу.

«Мои друзья»

Ребенку задаются ситуативные параметры игры. Он должен выбрать фигурки и назвать их именами своих друзей. Не удивляйтесь, если это будут вымышленные персонажи, а среди реальных людей друзей не окажется. В процессе воссоздания заданной вами ситуации будет сделано много открытий. Вы можете узнать о проблемах вашего чада и помочь ребенку преодолеть трудности в общении с детьми в детском саду или школе. А он в процессе игры будет успешно преодолевать эти трудности, что в результате переноса изменит ситуацию и в реальной жизни.

«Сказочные сюжеты»

Вы можете предложить ребенку построить свое сказочное царство и населить его добрыми и злыми персонажами. Сам ребенок должен играть роль борца со злом. В этой игре может быть задействовано неограниченное количество миниатюр, причем в процессе он может их свободно менять. Здесь он хозяин положения. Если ребенку не мешать, то откроются такие его глубинные проблемы и страхи, о которых взрослые даже не подозревали. Причем в процессе игры нужно мягко направить ребенка на преодоление этих страхов. Ему следует объяснить, что здесь он хозяин и у него всегда есть выбор и возможность сделать так, как хочет он. Осознание того, что он всесилен и сам может изменить любую ситуацию, сделает ребенка счастливым. Позже и в реальной жизни ребенок станет более уверенным в себе и менее тревожным.

«Норки для мышки»

Ребенок, вместе с взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем взрослый обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.

Список используемых материалов

  1. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт.-сост. М.А.Федосеева. - Волгоград: Учитель, 2016.
  2. Инфоурок [Электронный ресурс] / Использование светового планшета для рисования песком. - Режим доступа: https://infourok.ru/ispolzovanie-svetovogo-plansheta-dlya-risovaniya-peskom-3697534.html. - Дата доступа: 29.09.2019.
  3. Маам.ру [Электронный ресурс] / Стол-планшет для рисования с подсветкой своими руками. - Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-svetovogo-stola-dlja-risovanija-peskom-v-detskom-sadu.html. Дата доступа: 29.09.2019.
  4. Пескотерапия [Электронный ресурс] / История песочной терапии. - Режим доступа: https://sites.google.com/site/peskoterapia/istoria-pesocnoj-terapii. - Дата доступа: 29.09.2019.
  5. Сайт воспитателя [Электронный ресурс] / Игры с песком и не только. - Режим доступа : https://sites.google.com/view/sosedkina. - Дата доступа: 29.09.2019
  6. Сайт о развитии ребёнка и воспитании детей [Электронный ресурс] / Рисование песком для детей на световых планшетах и столах. - Режим доступа: rearchildren.ru/stati/risovanie-peskom-na-svetovom-stole-dla-detey/#i-3. - Дата доступа: 29.09.2019.
  7. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2016.