Традиционно основной целью педагогики являлось формирование грамотности. И можно сказать, что само понятие грамотности во многом определяло тот перечень задач, которые наполняли само историческое понятие грамотности. На современном этапе развития общества под грамотным человеком мы будем считать такого индивида, который способен принимать решения на основе своего багажа знаний, анализа текущего положения вещей и прогноза возможных последствий. Леонтьев А.А. определил такого человека как функционально грамотного [2]. Исходя из этого мы можем видеть, что современные задачи педагогики сильно изменились. Этого требует современность, это нужно нам, чтобы соответствовать времени в котором мы живем и миру, который способен к очень быстрым изменениям. Таким образом в современном образовании стоят задачи не предметного характера: научить читать, выполнять действия с числами и т.д., а более широкого спектра, как часто можно встретить в методической литературе, метапредметного. Хотя с точки зрения естественного развития любого умения, процесса или навыка нельзя достичь высот мастерства, не овладев им в полной мере на предметном уровне.
Перечень компетенций, необходимых для жизни современному человеку, настолько широк, что полностью определить и даже вписать в рамки школьной программы все составляющие не предоставляется возможным. В рамках школьного обучения выделены читательская, естественно-научная и математическая грамотность, а также финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. И, пожалуй, в рамках школьного обучения ни один другой предмет не позволяет реализовывать формирование всех выделенных составляющих в большей степени, чем информатика. При этом большинство учащихся начинают знакомство с предметом тогда, когда фундаментальные знания уже должны быть сформированы и это еще в большей мере показывает, что на уроках информатики целесообразно использование заданий, формирующих функциональную грамотность.
Сопоставить федеральную рабочую программу по информатике 7-9 класса (базовый уровень) с возможностью использования заданий по формированию функциональной грамотности учащихся (таблица 1).
Таблица 1.
Примеры заданий по формированию функциональной грамотности в курсе информатики основной школы
№
|
Тема федеральной рабочей программы |
Виды функциональной грамотности |
Задания (примеры) |
7 класс |
|||
1 |
Компьютер - универсальное устройство обработки данных |
Математическая грамотность
|
Устройства для хранения информации (https://dev.media.prosv.ru/content/situation/436/)
Заполнение таблицы «Поколения компьютеров» (https://disk.yandex.ru/i/r-ZzH8d5xdcaIA) на основе презентации к уроку
|
Креативное мышление | Схема «Компьютер - это человек» (http://www.myshared.ru/slide/678562/) | ||
2 |
Программы и данные |
Глобальные компетенции
|
Кейс-задание «Коробка или облако»
Оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации (задания учебников)
|
Читательская грамотность |
Задание «Коммуникационная среда» [5]; Задание «Антивирус» | ||
Креативное мышление | Игра или игромания (https://dev.media.prosv.ru/content/situation/468/) | ||
3 |
Компьютерные сети |
Глобальные компетенции
|
Кейс-задания «Поисковые системы сети «Интернет» [1]
|
Математическая грамотность | Задания на восстановление IP-адреса | ||
4 |
Информация и информ. процессы |
Читательская грамотность |
Задания на выделения информационной составляющей процессов в биологических, технических и социальных системах (учебник)
|
Математическая грамотность |
Задачи на числовые параметры информационных процессов
Конспект занятия по теме «Измерение информации» [5] Кейс «Информация в памяти компьютера» |
||
Креативное мышление
Глобальные компетенции |
Кейс «Почему цифре быть?» | ||
5 | Представление информации | Математическая грамотность |
Кейс «Самая необходимая буква в русском алфавите»
Задание «Мощность алфавита» [5] Решение задач на информационные объемы, длину кода |
Читательская грамотность | Задание на кодирование и декодирование | ||
Естественно-научная грамотность | Запись звука с учетом физических качеств звука | ||
Креативное мышление |
Кейс «Достаточно ли иметь двоичный код, чтобы получить информацию» |
||
6 |
Текстовые документы |
Читательская грамотность Креативное мышление |
Создание и редактирование текстового документа в соответствии и правилами языка и электронного документа
|
7 |
Компьютерная графика |
Креативное мышление Естественно-научная грамотность |
Инфографика для сайта (https://dev.media.prosv.ru/content/situation/460/)
|
8 |
Мультимедийные презентации |
Естественно-научная грамотность |
Создание мультимедийных презентаций, отражающих |
8 класс |
|||
1 |
Системы счисления |
Математическая грамотность Читательская грамотность |
Кейс «Система счисления майя»
|
2 |
Элементы математической логики |
Читательская грамотность |
Задание «Горы» [5]
|
Математическая грамотность | Решение задач с использованием кругов Эйлера | ||
3 |
Исполнитель и алгоритмы. Алгоритмические конструкции |
Читательская грамотность |
Задание «Читаем по-компьютерному» [5] |
Математическая грамотность |
Урок по теме «Решение задач на компьютере» [6]
Задания для исполнителей в среде КУМИР |
||
4 |
Язык программирования |
Глобальные компетенции |
Задание «Сейф» [5] |
Математическая грамотность | Решение задач ОГЭ по информатике типа 15 | ||
5 |
Анализ алгоритмов |
Математическая грамотность |
Задания 5 и 6 из типового варианта основного государственного экзамена по информатике |
9 класс |
|||
1 |
Глобальная сеть. Интернет и стратегии безопасного поведения в ней |
Читательская грамотность |
Кейс «Типы путей сообщения» |
Глобальные компетенции |
Диагностика УУД «Работа с информацией» (8-11 класс) [5]
Кейс «Цифровой след» |
||
2 |
Работа в информационном пространстве |
||
3 |
Моделирование как метод познания |
Математическая грамотность |
Задание «Маршруты» [5]
|
Читательская грамотность | Задания на разработку моделей на основе текстовой информации | ||
4 |
Разработка алгоритмов и программ |
Математическая грамотность |
Решение задач ОГЭ по информатике типа 15 |
5 |
Управление |
Математическая читательская грамотность |
Кейс «Ровер» [4] |
6 |
Электронные таблицы |
Математическая грамотность |
Технологическая карта урока по теме «Применение электронных таблиц в быту. Семейная экономика» [5] |
Естественно-научная грамотность | Расчет и анализ суточного потребления основных питательных веществ с помощью электронных таблиц» [6] | ||
7 |
Информационные технологии в современном обществе |
Все виды ФГ |
Проект «Умный дом» |
В таблице 1 приведены лишь некоторые примеры заданий, которые могут быть использованы в рамках уроков информатики по соответствующим разделам. Естественно, что не все задания могут быть использованы одновременно в рамках темы. Выбор осуществляет каждый учитель в зависимости от целей, которые ставит, от заинтересованности учащихся и т.д.
Также хотелось бы отметить, что на уроках информатики формирование функциональной грамотности можно осуществлять в сотрудничестве с компанией Яндекс. ИСРО РАО и Яндекс.Учебник в период с 10 по 18 июня 2020 г. в режиме онлайн провели круглые столы, посвященные формированию функциональной грамотности: «Функциональная грамотность как результат образования», «Формирование функциональной грамотности у российских школьников с использованием цифровых инструментов», «Формирование функциональной грамотности у российских школьников: реализация на практике. Взгляд с позиции учителя». Сегодня Яндекс.Учебник является одной из самых востребованных бесплатных образовательных платформ по информатике. На ресурсе представлены занятия по федеральной рабочей программе, авторский курс для 7-9 классов, разрабатываются уроки для 5-6 классов. В заданиях Яндекс.Учебника есть все, чтобы начать обучать учеников функциональной грамотности. Интересные тексты с лишней и недостающей информацией, красочные брошюры и картинки, графики, объявления - в общем, все, что может попадаться им на глаза и находиться в зоне их внимания в повседневной жизни.
В настоящее время педагогические исследования доказывают, что формирование функциональной грамотности человека не может закончиться одновременно с окончанием школы, этот процесс будет продолжаться всю жизнь в связи с постоянно происходящими изменениями в различных сферах деятельности. Поэтому в современных задачах школы определяются не знания, умения и навыки, получаемые в рамках предметных областей как мерило достижения учебных результатов, а формирование стремления учащегося включиться в деятельность, ведущего его к осознанному применению этих базовых компонентов научно-обоснованными методами, поиск недостающей информации, ее интеграция в личный опыт и достижения результата, определяемого прежде всего самим обучающимся. Достижения такого способа действия в рамках учебного процесса и есть реализация системно-деятельностного подхода. Рассматривая содержание курса информатики в школе, можно смело сказать, что без использования системно-деятельностного подхода учащимися невозможно освоения предмета в полной мере. Поэтому полноценную работу учащихся в рамках школьного курса информатики можно отнести к целенаправленному формированию функциональной грамотности школьников.
Список использованных источников
- Воробьева, С.В. Современные средства оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе: учебник для бакалавриата и магистратуры / С.В.Воробьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 740 с. - (Серия: Образовательный процесс).
- Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии / Сост., предисл., коммент. А.А.Леонтьева.- М.: Смысл, 2016. - 528с.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Электронный фонд правовых и нормативнотехнических документов: АО «Кодекс». - URL: https://docs.cntd.ru/document/607175848
- Сборник заданий по формированию функциональной грамотности обучающихся: из опыта работы педагогических работников общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры / сост.: Е.У.Акбаш, О.Г.Ярлыкова; автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт развития образования». - Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2022. - 70 с.
- Сборник учебно-методических г. Новосибирска и Новосибирской области по формированию функциональной грамотности обучающихся: учебно-методическое Т.А.Балышкова и др.; под редакцией А.М.Валова, И.А.Щукиной. - Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2023 - 277 с.
- Современный урок: функциональная грамотность: сборник методических материалов. - Владимир: ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2023. - 92 с.
- Федеральная рабочая программа | Информатика. 7-9 классы (базовый уровень). - электронный ресурс: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/15_ФРП-Информатика-7-9-классы_база.pdf
- Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - № 1 (23). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiyafunktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike.
- Яблонская А.Н., Формирование функциональной грамотности школьника на уроках информатики// А.Н.Яблонская, Инфоурок. - электронный документ: https://infourok.ru/statya-formirovanie-funkcionalnoj-gramotnosti-shkolnika-na-urokah-informatiki-4934817.html