Единица содержания: применять алгоритм анализа литературного произведения для доказательства художественного стиля текста и понимания того, чему учит это произведение.
Цель урока
обучающий аспект:
- знать великих русских авторов и их мудрые высказывания (познавательные универсальные учебные действия);
- уметь применять алгоритм анализа литературного произведения (познавательные универсальные учебные действия);
развивающий аспект:
- развивать умение планировать и оценивать свою деятельность (регулятивные универсальные учебные действия);
- развивать логическое мышление в ходе прогнозирующего чтения, при сопоставлении художественных средств выразительности с синонимами, пословиц с основной мыслью произведения (познавательные универсальные учебные действия);
воспитывающий аспект:
- воспитывать культуру общения и взаимодействия при работе в паре (коммуникативные универсальные учебные действия);
- воспитывать такие положительные качества характера, как ответственность, решительность, осторожность, выдержка, благоразумие (личностные универсальные учебные действия);
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам, любовь к близким (личностные универсальные учебные действия).
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Этапы урока:
- подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
- применение знаний и способов действий;
- информация о домашнем задании;
- итог урока на рефлексивной основе.
Ход урока
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности 12 мин. | |
Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности.
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Оргмомент.
Презентация |
Проверяют готовность к уроку |
2. Создаёт эмоциональный настрой на урок и условия для самостоятельной формулировки темы и целей урока |
Настраиваются на урок
Рассуждением от противного определяют автора произведения, которое будут изучать |
3. Организует блиц-опрос по знанию фактов биографии Л.Н.Толстого
Приложение Learning Apps (прил. 2) Проверка понимания ошибок. Появление фото акулы. |
По цепочке каждый выбирает любое сочетание слов или число и соотносят этот факт с биографией и творчеством Л.Н.Толстого. Класс реагирует на правильность ответов при помощи карточек ДА/НЕТ.
Оценивание: 0-1 Определяют тему «Л.Н.Толстой. «Акула», ставят цели. |
4. Организует работу в парах для уточнения цели
|
Каждый в паре получает по 3 карточки, необходимо вместе составить кластер
|
Домашнее задание 2 мин.
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Сообщает Д-З: прочитать текст Л.Н.Толстого «Прыжок» и доказать при помощи алгоритма, что он является художественным текстом. |
Задают уточняющие вопросы |
Применение знаний и способов действий 21 мин. |
|
Задача: обеспечение умения самостоятельно в комплексе применить знания в стандартной и новой ситуациях.
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Организует подготовительную работу для понимания текста
|
Отвечают на вопрос, опираясь на свои знания
Читает (Артём) Определяют стиль |
Организует словарную работу в парах с новыми словами, которые встретятся в тексте
Карточки для определения значения слов (прил. 4) |
Каждый получает карточку, вписывает название слова рядом с определением. Затем один объясняет другому значение своих слов, а второй проверяет по образцу на обороте карточки. Потом меняются ролями.
Оценивание: 0-1-2 |
2. Организует знакомство с произведением с помощью чтения с прогнозированием по диафильму
Диафильм https://mix-pix.ru/akula-1963-g/ |
Читают фрагменты текста с остановками. Во время остановок отвечают на вопросы по прогнозированию сюжета, развития действий.
Читают: Гера, Ваня, Артём, Глеб З, Глеб М |
3. Организует применение алгоритма анализа текста для доказательства художественного стиля
1-4 пункты алгоритма (отмечает на доске выполнение данных пунктов) |
Выделяют существенную информацию из текста, фиксируют пункты 1-4 алгоритма |
4. Организует работу по определению средств выразительности (прил. 5)
Фиксирует на доске выполнение пункта №5 |
Индивидуально подбирают в тексте средства выразительности, являющиеся синонимами написанных фраз. 3 человека (Глеб З, Артём, Лиза) называют, какими средствами являются подобранные словосочетания. Вклеивают в РЛ табличку
Оценивание: 0-1 Фиксируют пункт №5 алгоритма |
5. Организует работу в парах по восстановлению плана произведения, определению настроения, эмоций, чувств, опираясь на словарик
Фиксирует на доске пункт №6 алгоритма |
Сначала каждый определяет по словарику для своего пункта плана настроение, эмоцию или чувство, потом вместе собирают пункты в порядке повествования
Оценивание: 0-1 Фиксируют пункт №6 алгоритма |
6. Организует работу с пословицами для понимания главной мысли рассказа «Акула».
|
У каждого по две части пословицы. Вместе собирают из рассыпанных частей две пословицы и договариваются, какая из них подходит к рассказу (отражает главную мысль)
|
Итог урока на рефлексивной основе 5 мин |
|
Задача: обеспечение оценки собственной деятельности с учетом поставленных в начале урока целей.
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
- Получилось ли доказать, что текст художественный?
- Что помогло провести доказательство? - Зачем доказывали? Чему учит этот рассказ? Организует выбор ценности. |
Отвечают на вопросы
На доске прикрепляют магнит на то качество, которому, по их мнению, научил их этот рассказ.
|
Прием «Мой совет» (кому бы из героев вы хотели дать совет?) | Дают совет мальчикам, капитану, отцу. |
Организует самооценивание работы на уроке |
Оценивают работу на уроке с помощью шкалы:
7-8 б. - отм. «5», 5-6 б. - отм. «4», 3-4 б. - отм. «3» |
Комментирует домашнее задание
|
Задают вопросы при необходимости |