Изучение уровня социализации детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ, старшие дошкольники


Старший дошкольный возраст - это особая группа воспитанников детского сада, поскольку по окончанию содержания в ней ребенок переходит на новый уровень развития - он идет учиться в среднее общеобразовательное учреждение. Для ребенка в возрасте 6-7 лет данный процесс всегда сопровождается стрессом даже при всех кажущихся идеальными условиях его содержания в семье, в обществе, в особенности, если ребенок имеет ограниченные возможности здоровья.

Для справки: существует тенденция, что в любой детский сад любого города страны может поступить ребенок с различными отклонениями по здоровью. Как правило, заведующий предупреждает воспитателя и другой персонал о таком ребенке, знакомит их с его личным делом. На самых первых этапах работы с ребенком с ОВЗ необходимо досконально изучить данные и выстраивать свою работу с ним по отдельному плану.

Одна из проблем - проблема социализации, дети с ОВЗ имеют сложности в общении с другими детьми.

Для выявления уровня социализации таких детей нами разработана система анкетирования и обработки его результатов. Анкетирование проводится в устной форме в виде беседы один на один с ребенком. Например, есть ребенок - мальчик Артем Б. (имя изменено).

АНКЕТА на выявление уровня социализации

  1. Тебе нравится ходить в наш детский сад?
  2. Кто твои друзья?
  3. Ребята разрешают тебе играть в их игрушки?
  4. Ты просишь, чтобы ребята дали тебе поиграть в их игрушки?
  5. С кем из ребят тебе больше нравится играть?
  6. С кем из ребят тебе совсем не нравится играть?

Что касается школьной зрелости (готовности к школе), то у ребенка в этой связи, как правило, есть проблемы.

На интеллектуальном этапе предшкольной зрелости можно выделить следующие из них:

  • недостаточная концентрация внимания;
  • слабое аналитическое мышление; при этом ребенок не может постичь связи между явлениями;
  • проблемы с запоминанием;
  • нарушение сенсомоторной координации;
  • недоразвитие руки (или сразу обеих рук).

На этапе эмоциональной зрелости можно сделать выводы, что ребенок:

  • имеет слабые импульсивные реакции;
  • не имеет возможности длительное время выполнять задание, которое ему не интересно.

В плане социальной зрелости у ребенка наблюдается наличие:

  • потребности в общении со сверстниками и недостаточное умение подчинять свое поведение законам детских групп;
  • способности исполнять роль ученика / воспитанника в ситуации школьного обучения.

Поскольку общение играет огромную роль в становлении и развитии личности, являясь одним из главных факторов психологического развития ребенка, мы провели определенную работу по коррекции общения сверстников с испытуемым ребенком с тугоухостью.

Выявлено, что с помощью общения происходит обмен способами, навыками, умениями, результатами деятельности, воплощенными в материальных и духовных ценностях, расширяется индивидуальный опыт человека.

Навыки социализации развиты слабо. Мальчик старается больше уединяться в определенном месте, играть только в свои игрушки, которые приносит из дома.

Как мы видим из результатов опроса Артема Б., из 24 детей, посещающих группу, только с одним из детей он общается и играет - с Сашей И. (имя изменено). Этот ребенок из благополучной семьи. Хотя Саша без нарушений слуха, он имеет спокойный уравновешенный флегматичный характер, отличается терпеливостью к окружающим. Рекомендации родителям (причем родителям не только слабослышащего ребенка, но и родителям других детей, посещающих дошкольную группу в детском саду):

  • постоянно разговаривайте со своим слабослышащим ребенком, даже если он многого не понимает из того, что вы хотите сказать - у него невольно будет развиваться фонематический слух на определенные звуки, которые ему оптом будет легче идентифицировать в речи других людей (детей);
  • постоянно хвалите ребенка, утверждая в нем уверенность, что он полноценный, такой же, как и другие дети и что не нужно бояться общения;
  • изучайте методику работы с такими особенными детьми, в изобилии представленную на различных сайтах, электронных форумах, содержащих различные полезные рекомендации родителям, поясняя теоретическую и практическую стороны непростого вопроса в воспитании детей с нарушением слуха.
  • придерживайтесь рекомендаций дипломированных педагогов - учителей, воспитателей, выполняйте все их рекомендации по коррекции поведения детей.

Рекомендации логопедам (или иному педагогическому дошкольному работнику):

  • помогайте ребенку с нарушением слуха социализироваться - давайте ему возможность почувствовать свою значимость, важность, нужность в коллективе. Основные формы работы: сценки, спектакли, концерты, в которых ребенку нужно отвести определенную роль
  • беседуйте с детьми на предмет общения всех членов коллектива.
  • организовывайте общие КТД группы, организовывайте совместную деятельность детей, вовлекайте (по возможности) в них родителей.

В целом можно сделать выводы о том, что все средства, направленные на работу с детьми, имеющими отклонения в общении со сверстниками, хороши, но требуют избирательного подхода и определенных усилий.

По итогам проведенного анализа можно сделать краткие выводы о том, что дети с ОВЗ очень ранимы и уязвимы как члены общества. Необходимо, придерживаясь советов и рекомендаций, помочь ребенку социализироваться, то есть полноценно и результативно общаться со сверстниками, а работу с родителями выстроить таким образом, чтобы они научили своих детей правильно понимать детей с отклонениями и считать их полноценными членами своего коллектива.