«УЧА ДРУГИХ,
МЫ УЧИМСЯ САМИ».
Луция Анней Сенека
Система наставничества нуждается в компетентном, ответственном, понимающем педагоге - наставнике. Наставник во все времена имел особый смысл. Наставник не просто человек, который учит других, руководит действиями, поступками это ещё и личность, у которой можно получить совет или поддержку.
Тема наставничества в образовании является одной из актуальных. Она отражена в национальном проекте «Образование».
Наставничество - это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Цель наставничества на первом этапе: создание условий для адаптации молодого специалиста и обеспечение преемственности традиций школы.
Для достижения поставленной цели намечены основные задачи:
- Создать условия для психологической и профессиональной адаптации молодого специалиста в учебном заведении.
- Выявить хорошо сформированные навыки и умения в процессе обучения педагогической профессии.
- Обеспечить вовлечение молодого специалиста во все сферы школьной жизни, особенно в те области, где необходимы его компетенции и знания.
- Проанализировать затруднения в профессиональной практике и наметить меры по их предупреждению в дальнейшей работе, обсудив практику с наставляемым.
- Включить молодого специалиста во внеклассную деятельность, развивать профессиональное мышление и стремление к более высоким результатам.
- Способствовать формированию творческой индивидуальности молодого специалиста (конкурсы, выступления но ШМО, педагогических советах).
Наставник отвечает на вопросы наставляемого, делится с ним наработками, идеями проведения занятий, методической литературой. Параллельно выслушиваются проблемы наставляемого и даются советы, исходя из опыта, что сделать и какие мероприятия провести. Наставник координирует участие наставляемого в различных мероприятиях, оказывает консультационную помощь при подготовке к открытым урокам.
Деятельность наставника в работе с молодым педагогом считается эффективной, если молодой педагог овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации учебной деятельности; проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства тревоги и неуверенности; показатели качества воспитательно-образовательного процесса находятся на базовом уровне.
Польза наставничества будет при условии, что работа ведется планомерно и систематически, имеет конкретную практическую цель - подготовить высококвалифицированного специалиста для работы в образовательном учреждении. Достижение этой цели и будет являться реальной пользой для образовательного учреждения.
Ожидаемые результаты:
- повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах организации образовательного процесса;
- обеспечение непрерывного повышения качества преподавания;
- совершенствование методов работы молодого педагога по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
- повышение мотивации молодого педагога к профессиональной деятельности;
- повышение уровня методической, интеллектуальной, аналитической культуры всех участников программы наставничества;
- повышение педагогического мастерства молодого специалиста; измеримое улучшение его личных показателей эффективности, связанное с развитием гибких навыков (навыков общения, нестандартного мышления, принятия решения, работы в команде).
Итак, главная задача наставничества в образовании, заключается в том, чтобы помочь молодому специалисту понять себя, оценить свои запросы, разобраться в своих проблемах, мобилизовать все свои внутренние и внешние ресурсы, как для решения сложившейся ситуации, так и для своего дальнейшего саморазвития.
Именно профессионал - поэтапное развитие и обучение молодого специалиста является условием успешной реализации практики наставничества на первом этапе.