Развитие читательской грамотности на уроках литературного чтения как одного из компонентов функциональной грамотности обучающихся. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: читательская грамотность


Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. На каждого ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были газеты, журналы и ТВ, то сегодня - глобальная всемирная сеть.

Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является решающей в реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта. В своей практике педагоги зачастую сталкиваются со следующими проблемами:

  • ученики имеют низкую скорость чтения;
  • не понимают смысла прочитанного текста из-за ошибок при чтении;
  • не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
  • затрудняются кратко пересказать содержание;
  • допускают много ошибок при чтении.

Возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью. А что же такое читательская грамотность?

Понятие «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения.

Формирование читательской грамотности в 1 классе - это одна из актуальных задач современного образования.

Уроки обучения грамоте, а затем уроки литературного чтения служат первой ступенью литературного образования обучающихся. Необходима систематическая, направленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения.

Навык чтения имеет две стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона: способ чтения, выразительность, темп чтения. А смысловая: понимание прочитанного. Техническая и смысловая стороны взаимосвязаны друг с другом.

И потому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения.

В период обучения грамоте практические задания направлены на:

  • развитие артикуляции;
  • совершенствование мышления, воображения;
  • повышение самооценки.

Для отработки техники чтения использую в своей работе следующие приёмы:

  1. Жужжащее чтение. Ученики читают хором вполголоса.
  2. Половинки. Чтение текста с прикрытой верхней или нижней частью строчки.
  3. Чтение через решётку. Решётка закрывает часть букв. Ученики должны догадаться, что написано и прочитать.

Данные приёмы направлены на развитие антиципации: предугадывания. Такая способность мозга даёт нам возможность при чтении не прочитывать все буквы, не тратить на это время. Мозг и так знает, что буквы там есть. Антиципацию можно развивать. Она делает чтение беглым и осознанным.

Для расширения центрального поля зрения использую таблицы Шульте, числовые и буквенные пирамидки. Центр таблицы окрашивается в зелёный цвет. На этом пятне концентрируется внимание учащихся. Следует показать карандашом цифры по порядку, не выходя за пределы круга. После изучения алфавита показываем буквы.

Для расширения центрального поля зрения использую пирамидки с пословицами или загадками.

В 1 классе важно научить детей не только бегло читать, но ещё и понимать прочитанное. Использую приём «Чтение - спринт». Учащимся даётся незнакомый текст. Они молча его читают, а потом отвечают на поставленные вопросы. Потом с этим текстом проводится дальнейшая работа: чтение с остановками, выборочное чтение, выразительное чтение, пересказ.

Для отработки смысловой стороны использую следующие приёмы:

1. Игры с буквами.

- Найди спрятавшиеся слова на букву А.

АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТАСФАЛЬТ

В строчке найди 5 слов.

РКОШКАТИГР ППЕДКЕНГУРУЛРНПЕТУХГНСВЕРБЛЮД

- Прочитай слова без лишнего слога.

ТЮКАТЛЕНЬ ЛЯГУШЛИКА САРАМОЛЁТ

- Прочитай слова, вернув на место букву А.

  • СТКН
  • ЗВТРК
  • КРН
  • СРФН
  • КВДРТ

- Помоги собрать слово из букв.

  • ОЯДЛЕО
  • ПТАЛЬО
  • ГРИТ

2. Разные шрифты.

Тренировка целостного восприятия слова. Следует прочитать слова, не зависимо от их написания.

  • проЧИтал
  • переСКАзали
  • ТЕлефон

3. Чтение слов и предложений с разной интонацией: быстро, грустно, спокойно, вопросительно.

4. Работа с деформированными текстами.

Кот Пушок.

У Вари был кот его звали Пушок он был серый с рыжими пятнами и пушистым хвостом красивый котик!

5. Путаница. Ученикам предлагается текст, в котором части текста перепутаны, предложения поменяли местами. Надо восстановить текст. Или включили в текст лишнее предложение (не по теме текста).

Ручная ворона.

Ворона привыкла к людям.
У леса Костя увидел большую ворону.
В клетку он поставил чашку с водой и пустил ворону.
У неё было сломано крыло.
Дома он нашёл большую клетку.
Весной ворона улетела.
Мальчик притащил ворону домой.

Формирование читательской грамотности у младших школьников продолжается на уроках литературного чтения. Использую разнообразные приемы, обеспечивающие успешное решение данной проблемы. Выбор приемов должен быть таким, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.

Рассмотрим приемы в рамках актуальных педагогических технологий.

1. Технология критического мышления.

Важнейшей целью является формирование мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать разнообразные стороны явлений). В рамках данной технологии предлагается использование следующих приемов:

  1. прием «чтение с остановками», материалом проведения которого выступает повествовательный текст. На начальной стадии урока ученики по названию текста высказывают свои предположения, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока осуществляется чтение текста по частям. После чтения каждого фрагмента школьники высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета;
  2. прием «работа с вопросником», используемый при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Педагог предлагает ученикам ряд вопросов к тексту, на которые им необходимо ответить. Причем вопросы и ответы представлены как в прямой, так и в косвенной форме, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт.

2. Технология проблемного обучения.

Предполагает создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учеников, заключающейся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления. Существуют следующие приемы создания проблемных ситуаций:

1) проблемные ситуации между двумя положениями:

  • одновременное предъявление противоречивых фактов, теории или точки зрения;
  • «столкнуть» разные мнения школьников с помощью вопроса или практического задания;

2) проблемные ситуации между житейским представлением детей с помощью вопроса или практического задания «на ошибку», а затем предъявляется научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности.

3. Проектная технология.

Рассматривается в качестве совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности, имеющей общую цель, согласованные методы и способы деятельности, обеспечивающие достижение результата - создание проекта. Приемами формирования читательской грамотности в рамках проектной технологии являются:

  1. выполнение творческой работы - иллюстрации к произведениям;
  2. сочинение своего стихотворения, сказки.

4. Игровая технология.

Данная технология предполагает получение и обмен информации, формирование навыков общения и взаимодействия. На этапе закрепления изученного материалы рекомендуется использование следующих приемов:

  1. «мим-театр», суть которой состоит в изображении мимикой и жестами одного из героев произведения, а класс отгадывает;
  2. «крестики-нолики», предполагающий проведение работы в парах: одни ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. Победителем становится тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков.

Благодаря использованию игровых приёмов, закрепляется умение ученика читать целостно и осознанно. Уходит монотонность чтения. Повышается интерес к слову. Упражняясь в чтении текстов, внимание учащихся с технической стороны переключается на смысловое содержание.

5. Здоровьесберегающая технология.

Является неотъемлемой частью урока литературного чтения. Она обеспечивает создание на уроке зоны психологического комфорта.

6. Личностно-ориентированная технология.

Предполагает создание на уроке учебной ситуации, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учеников. При реализации данной технологии в процессе формирования читательской грамотности важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

Таким образом, сочетание указанных приемов способствует эффективной организации работы на уроке литературного чтения по формированию читательской грамотности. Рассмотренные приемы обеспечивают развитие у учащихся навыков мышления и рефлексии, которые являются важнейшими составляющими понятия «читательская грамотность». Продуманная и целенаправленная работа с текстом дает возможность ученику из большого объема информации получить нужную и полезную, а также сформировать социально-нравственный опыт и познавать окружающий мир.

Литература

  1. Гусева Т.Н. Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения [Текст] / Т.Н.Гусева // ИНТОЛИМП. - 2017. - № 2. - С. 34-37.
  2. Исаева О.В. Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника [Текст] / О.В.Исаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 20. - С. 4056-4060.
  3. Колесова О.В. Приемы формирования читательской грамотности младших школьников [Текст] / О.В.Колесова. - Нижний Новгород : НГПУ, 2018. - 54 с. 18.