Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


К сожалению, в последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения. Читательский опыт многих поколений показывает, что интерес к книге зарождается в дошкольном возрасте. Это объясняется тем, что дети дошкольного возраста особенно эмоциональны. И чем раньше появляется интерес к чтению, тем оригинальнее и глубже читатель, тем больше у него творческих способностей, тем выше его интеллектуальный уровень. Чтение - это окно, через которое ребенок видит и познает мир и самого себя", - писал известный советский педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский.

Воспитание любви и интереса к книге очень важно, и С.Я.Маршак считает, что главная задача взрослых - открыть в детях талант читателя. Дети дошкольного возраста - не читатели, а слушатели. Романы им приносят воспитатели и родители. Прививать детям любовь к книге нужно не только в детских садах, но и дома, в семье. Наверное, ни один родитель не хочет научить своего ребенка быстро и выразительно читать и не развить у него интерес к чтению. Это связано с тем, что роль книг в жизни человека огромна. Хорошая книга - это воспитатель, учитель и друг. Недаром великие люди во все века любили читать. Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Чтение развивает воображение, память, улучшает концентрацию внимания и увеличивает словарный запас. Литература расширяет знания детей о мире, помогает им усвоить модели поведения, воплощенные в определенных литературных персонажах, и способствует формированию раннего представления о красоте. Однако в ритме современной компьютеризированной жизни мы забыли о художественных ценностях и русских традициях. Наши дети мало интересуются классикой, забывают, а иногда и просто не знают русские народные сказки и известные сказки зарубежных авторов. Их любимые герои сегодняшнего дня - Барби, Бэтмен, Робот, Винкс и т.д. Это очень печально, хотя герои сказок не только помогают нам в чем-то, но и учат нас жить, дружить, доброте, сочувствию, не бояться трудностей и всегда двигаться вперед к своей цели. Знакомясь с образом жизни героев, дети впитывают их духовный опыт, который становится их собственным и влияет на их поведение и поступки. Основная цель ознакомления дошкольников с художественной литературой - развитие у них интереса и любви к книге, желания общаться с книгой, умения слышать и понимать тексты - все это является основой для воспитания будущих взрослых одаренных читателей и литературных грамотеев. Сегодня, когда дети только начинают постигать основы художественной литературы, мы должны помочь им развить любовь к книгам. В этом возрасте особенно важно обсуждать с детьми прочитанные книги и вместе решать проблемные ситуации. Читайте книгу вместе с ребенком, рассматривайте картинки, замечайте забавные несоответствия и задавайте вопросы. Семейное чтение для детей - это еще и способ общения с родителями. Как прекрасно, когда папа или мама бросают все дела, садятся к вам на колени и обнимают вас за плечи. Вы можете прижаться к маме, услышать ее голос и сопереживать вместе с ней за любимых героев. Когда ребенок устал или болен, нет ничего лучше такого чтения и совместного времяпрепровождения. Во многих семьях существует замечательная традиция успокаивающего чтения перед сном. Хорошо читать спокойные, бесстрашные истории. Слушая книги, дети учатся думать, мечтать и получать ответы. Каждый раз они чему-то учатся и узнают об окружающем их мире.

Что делать, если мой ребенок не хочет читать? Вы не можете насильно привить любовь к чтению. Лучший способ приобщить ребенка к миру чтения - вырастить его в читающей семье. Да-да, личный пример родителей - самый эффективный мотиватор для детей к чтению. В этой связи очень кстати приходятся слова известной английской пословицы

Что происходит в мозгу ребенка, когда вы читаете ему книгу?

"Мне нравится сказка о трех медведях".

Современные родители и педагоги стоят перед выбором: как именно удовлетворить это требование? Читать книги, смотреть мультфильмы или слушать аудиокниги?

Недавно опубликованное исследование показывает, что происходит в мозгу детей в каждой из ситуаций. По словам одного из исследователей, профессора Джона Хаттона, существует "эффект машки с тремя медведями". Некоторые из этих стратегий рассказывания историй являются "универсальными" для маленьких детей, в то время как другие "как раз подходят".

Профессор Хаттон изучает происхождение навыков грамотности. В исследовании, представленном профессором Хаттоном, 27 детей в возрасте около четырех лет были подвергнуты функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) во время знакомства с историями. Они были представлены тремя различными способами: аудиокниги, книжки с картинками и аудиокниги, а также мультфильмы. Пока дети слушали, читали или смотрели историю, компьютерный томограф сканировал определенные области мозга и их связность (термин нейронауки, обозначающий взаимодействие различных связей и структурных элементов мозга - прим. ред.)

Наше исследование основано на идее о том, какие области мозга работают во время знакомства с историей, - объясняет Хаттон: - Первая - речевой центр; вторая - зрительная кора; третья - область воображения; четвертая - так называемая сеть пассивного режима, отвечающая за внутренние размышления и придание вещам смысла и значения. Первая - это сеть пассивного режима.

Сеть пассивного режима состоит из участков мозга, которые активируются, когда человеку не нужно активно сосредотачиваться на задаче, поскольку поведение уже неоднократно практиковалось и является автоматическим.

Говоря словами Хаттона, "эффект Машки из "Трех медведей"", исследователи обнаружили, что

- "Когда дети слушали аудиокнигу, происходила активация речевого центра, но в целом связь была ниже. Это означает, что дети испытывают трудности с пониманием содержания".

- При просмотре мультфильмов наблюдалась высокая активация слуховых и зрительных зон, но функциональная связь в этих условиях была значительно ниже. Языковой центр был нарушен", - сказал Хаттон. Мы интерпретируем это как то, что мультфильмы делали всю работу за детей. Дети тратили большую часть своей энергии на понимание содержания мультфильма". В данном случае понимание детьми сюжета было самым слабым звеном".

- Книжки с картинками, по словам Хаттона, "как раз подходят для детского мозга".

Когда дети рассматривают иллюстрации, их языковые центры немного менее активны, чем когда они слушают аудиокниги. В этом случае ребенок не только концентрируется на словах, но и использует картинки как подсказки для более глубокого понимания истории.

Хаттон объясняет, что "если дать ребенку картинку, это поможет ему что-то понять". С другой стороны, при просмотре мультфильмов сюжет буквально вываливается на ребенка, и ему не нужно прилагать никаких усилий".

Самое главное, что пока ребенок читал сборник рассказов, исследователи наблюдали увеличение количества связей во всех областях мозга, исследованных в этом эксперименте (языковые центры, области визуального восприятия, области, отвечающие за воображение и пассивные сети мозга).

Хаттон объясняет: "У детей в возрасте 3-5 лет области мозга, отвечающие за воображение и пассивный режим работы мозга, созревают позже, поэтому им нужна практика, чтобы интегрироваться с остальным мозгом". Чрезмерный просмотр мультфильмов может помешать этому процессу.

Когда мы читаем детям книги, они незаметно для себя работают. При этом они тренируют "мышцы", чтобы оживить картинки в своем сознании".

Профессор Хаттон опасается, что в долгосрочной перспективе "дети, которые смотрят слишком много мультфильмов, находятся в группе риска: процесс интеграции в мозге не происходит должным образом".

Мозг ребенка, перегруженный необходимостью понимать язык без достаточной практики, будет формировать мысленную картину того, что он читает, и ему будет трудно понять содержание рассказа. Это делает детей более устойчивыми к чтению книг.

Важное замечание: из-за ограничений метода фМРТ, предполагающего неподвижное лежание, этот эксперимент не смог полностью воспроизвести естественное состояние мозга ребенка, когда он смотрит или слушает книгу на коленях у мамы или папы.

В эксперименте не было эмоциональной связи и тактильного контакта, объясняет профессор Хаттон. Не происходило и так называемого "интерактивного чтения". Человек, читающий детям, указывал им на незнакомые или необычные слова или просил их "поискать картинку с кошкой", но этого тоже не было. Это совсем другой уровень развития понимания прочитанного и построения теплых и доверительных отношений между ребенком и читающим ему человеком.

Результаты этого небольшого исследования показывают, что при выборе между мультфильмами и книжками с картинками следует отдать предпочтение последним, то есть книжкам с картинками.

Но если по каким-то причинам у вас нет времени, вы можете поставить ребенку аудиокнигу перед сном или во время выполнения поручений (можно попросить перебрать якобы крупу, случайно смешанную с макаронами и т.д.), или предложить ребенку сложить мозаику, глина, краски и карандаши в его руках Дайте ...

Литература

  1. Бородина, В.А. Акмеологическая концепция чтения в непрерывном образовании /В.А.Бородина // Школьная б-ка. - 2004. № 8. С. 18-21.
  2. Калинина, Т.В., Уривская, Н.С. Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка /Т.В.Калинина, Н.С.Уривская // Молодой ученый. - 2016. - №5. - С. 607-609.
  3. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания /под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М.: Педагогика, 1979. - с.