Смысловой анализ текста. Способы сжатия текста. 9-й класс

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии

Класс: 9

Ключевые слова: публицистический стиль, изложение, анализ текста


Цель урока:

  • совершенствовать навыки смыслового анализа текста;
  • повторить приемы сжатия текста;
  • подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического текста.

Задачи урока:

Образовательные:

  • научить верно определять тему и основную мысль исходного текста;
  • формировать умение выделять микротемы;
  • учить приемам компрессии текста.

Развивающие:

  • развивать умение логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя разные способы компрессии;
  • работать над развитием речи учащихся, развивая умение выдерживать стилевое и синтаксическое единство в работе;
  • развивать навыки построения высказывания с учетом отношения автора к проблеме;
  • развивать творческие и познавательные способности учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение и любовь к русскому слову;
  • воспитывать нравственные представления учащихся;
  • способствовать развитию коммуникативных УУД.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • Умение пользоваться разными способами сжатия текста и на основе этого строить сжатый текст, выдерживая стилевое и синтаксическое единство и речевые нормы.

Метапредметные:

  • формирование ценностного отношения к русскому слову;
  • воспитание интереса к предмету через развитие речи и составление собственного высказывания.

Личностные:

  • формирование нравственных ценностей;
  • умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Форма работы: практикум.

Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, устный опрос.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • рабочие листы
  • презентация «Этапы работы над сжатым изложением в формате ГИА».

Ход урока

1. Организационный момент

2. Активизация познавательной деятельности

На доске слайд с высказыванием: «Краткость - сестра таланта». А.П.Чехов.

Беседа с классом:

- Как вы понимаете фразу А.П.Чехова? (Нужно уметь свои мысли передавать кратко, сохраняя главное).

- Для какого вида работы можно использовать эту фразу эпиграфом? (Написание сжатого изложения).

- Сформулируйте цель урока. (Цель: научиться приемам сжатия текста, уметь выделять микротемы).

3. Подготовка к практической работе

3.1.Работа с понятием и определением.

- Вспомните понятия, которые необходимы для работы над сжатым изложением. (Тема текста, микротема, основная мысль, ключевые слова, приемы сжатия).

- Соотнесите понятие и определение. (Слайд презентации)

Понятие

Определение

Тема текста

кратко сформулированное основное положение, утверждение, содержащее ключевые (главные) слова.

Основная мысль

слова, передающие основную информацию в тексте.

Микротема

это то, о чем говорится в тексте; круг событий, явлений, проблем, понятий).

Ключевые слова

это главное, что хотел сказать автор

Тезис

содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью.

3.2. Основные требования к сжатому изложению. Демонстрация слайдов.

- Вспомните основные требования к сжатому изложению.

Сохраняется тип: рассуждение, повествование, описание;

стиль: художественный, научный, публицистический;

количество абзацев, микротема каждого абзаца.

- Вспомните особенности сжатия текстов разных типов речи.

При сжатии:

  • повествования - отбираются те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключаются все детали и подробности;
  • рассуждения - изымается иллюстративный материал, но не аргументы;
  • описания - исключаются незначительные, несущественные детали.

4. Ход проведения изложения

- Работа по написанию изложения вам знакома. Систематизируйте свои знания и составьте алгоритм написания изложения.

Алгоритм работы над сжатым изложением. (Слайд презентации)

  1. При первом чтении внимательно прослушать текст, определить тему и основную мысль.
  2. Выделить микротемы.
  3. Определить ключевые слова.
  4. Записать тезисы каждой микротемы.
  5. При втором чтении уточнить тезисы.
  6. Записать сжатый текст по микротемам, применяя приемы сжатия текста.
  7. Редактировать текст.

Организация практической работы: класс разделен на 4 группы (в каждой группе по 5 человек), результаты работы групп оформляются в рабочих листах.

4.1. Аналитическая работа с текстом.

Прочитайте текст, соблюдая интонацию и орфоэпические нормы.

Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба.

Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба - это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.

Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям жизни разное. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но всё равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство - отличительная черта настоящей дружбы.

(Из Интернета) 163 слова

Смысловой анализ текста.

Подчеркните ключевые слова.

Ответы учащихся: ценности, дружба, взаимоотношения, постоянство.

Какова тема текста?

Ответ учащихся: тема дружбы.

Определите основную мысль текста.

Ответ учащихся: дружба для человека - это жизненная ценность

Определите микротему каждого абзаца.

Ответы учащихся:

  1. Одной из вечных ценностей, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур, является дружба.
  2. Дружба - это взаимоотношения, основанные на открытости, доверии и готовности прийти друг другу на помощь.
  3. У друзей одинаковые жизненные ценности, духовные ориентиры. Постоянство - отличительная черта настоящей дружбы.

- Сформулируйте тезисы каждого из абзацев.

Ответы учащихся:

  1. Дружба - вечная ценность.
  2. Открытость, доверие, готовность прийти на помощь - основа дружбы.
  3. Главное в дружбе одинаковые жизненные ценности, духовные ориентиры

4.2. Актуализация ранее полученных знаний о способах сжатия текста.

- Что ещё важно учитывать при написании сжатого изложения? (Приемы сжатия текста).

На электронной доске учитель переходит в библиотеку МЭШ по ссылке https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7573900 и запускает приложение «Способы сжатия текста».

4.3. Отработка навыка применения приёмов сжатия.

Задание к исходному тексту:

- Найдите и назовите элементы предложений, которые подлежат тому или иному способу сжатия. Назовите способ, отредактируйте предложения.

5. Самостоятельная работа учащихся. (15 минут)

Учащиеся работают с черновиком по созданию собственного текста на основе прослушанного, используя приёмы сжатия.

Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают (Однородные члены - исключаем), становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур (Придаточное определительное - замена на причастный оборот). Одной из таких вечных ценностей, безусловно, (вводное слово - исключение)является дружба.

Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. (Сложноподчиненное предложение - заменить на простое (упрощение)) Все определения дружбы сходны в одном: дружба - это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.

Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям жизни разное. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. (Слияние нескольких предложений в одно) Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, (исключить пояснение) но всё равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство - отличительная черта настоящей дружбы.

6. Взаимопроверка работ

Группы обмениваются своими работами и осуществляют проверку получившихся изложений, выявляют ошибки и устраняют их. (10 минут)

7. Подведение итогов урока. Рефлексия (3 минуты)

Учитель: - Можно ли данный урок считать своеобразным научным исследованием?

- Какие приёмы сжатия текста вы использовали в работе?

8. Домашнее задание

  1. Выучить алгоритм работы над сжатым изложением.
  2. Закончить работу над сжатым изложением, применяя разные способы компрессии текста.

9. Оценивание

Приложение