«Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев».
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка
Основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей с умственной отсталостью - создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе.
В связи с этим становится актуальной необходимость значительного повышения роли трудового обучения и воспитания в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Важное место в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с ОВЗ отводится занятиям продуктивной творческой деятельностью, что способствует не только овладению элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных творческих работ, но и развитию познавательной деятельности в целом.
Заниматься продуктивной творческой деятельностью детям так же необходимо, как и разговаривать.
В процессе труда формируются такие личностные качества как способность работать в коллективе, что является важным условием для дальнейшей социально-трудовой адаптации обучающихся. В процессе продуктивной творческой деятельности у обучающихся улучшается общее физическое состояние, скоординированность движений, развивается трудолюбие.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Занятия ручным трудом позволяют развивать творческое восприятие, мелкую моторику пальцев рук. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для трудового обучения в старших классах. Происходит ориентация детей на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия. Эти учебные действия и проектная деятельность обучающихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным.
Учебная деятельность напрямую связана с внеурочной работой. И дети, которые посещают группу продлённого дня, должны быть обучены этой деятельности. Поэтому я решила включиться в эту работу вместе с детьми.
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Моторика - это вся сфера двигательных функций (т.е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты.
В институте физиологии детей и подростков АПН сотрудниками лаборатории нервной высшей деятельности ребенка в ходе обследования большого количества детей было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложно-координированных движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма.
Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной и востребованной. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Педагоги и психологи рекомендуют начинать работу по развитию мелкой моторики с самого раннего возраста.
И самым результативным, полезным и приятным для детей способом развития мелкой моторики является пластилинография. Не секрет для всех, что дети с раннего возраста любят пластилин. Вот поэтому я решила большую часть времени в группе продлённого дня отвести работе с пластилином. И назвала свой творческий проект «Это чудо-пластилин» (развитие мелкой моторики обучающихся с умственной отсталостью с помощью пластилинографии).
Творческий проект позволяет обучающемуся проявить себя, создав произведение любого жанра.
Что же это такое «пластилинография»? Само понятие состоит из двух слов «пластилин» - художественный материал, из которого осуществляется замысел, в нашем случае создание полуобьёмных изображений и «графия» - создавать, изображать. Это техника, не требующая определенных способностей от ребенка, очень проста в исполнении. Материалы для исполнения данной техники просты и не требуют больших затрат. Принцип этой техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии. Развивает творческие способности.
Лепкой дети начинают заниматься с младшего возраста, учатся простейшим приемам работы с пластилином: раскатывать, сплющивать, вытягивать. Эти способы помогают ребенку создавать разные композиции из пластилина.
Занятия по пластилинография помогают детям лучше познать окружающий мир, цвет, форму, размер предметов, развивают воображение.
Такая деятельность интересна, разнообразна, поэтому дети с удовольствием выполняют задания.
Цель проекта: развитие мелкой моторики обучающихся с умственной отсталостью с помощью пластилинографии.
Задачи проекта:
- Развитие мелкой моторики.
- Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке.
- Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин.
- Развитие эмоций и фантазии.
- Развитие художественного вкуса, воображения, творческого мышления.
- Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.
- Ознакомление с окружающим миром.
Основные этапы выполнения проекта обучающимися:
- Мотивация.
- Выбор темы.
- Постановка задачи.
- Сбор сведений.
- Реализация проекта.
- Представление проекта.
Итоговый отчет осуществляется в конце учебного года, обучающиеся представляют свою проектную деятельность. Это может быть презентация или выставка работ.
Роль воспитателя при выполнении проекта
изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах он выступает как помощник.
- Консультирует (воспитатель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п. При реализации проекта воспитатель - это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что обучающиеся «делают что-то не то».)
- Мотивирует (во время работы воспитатель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед обучающимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.)
- Наблюдает (наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, позволяющей ему продуктивно работать во время консультации).
- Проводит консультации.
- Наблюдает за ходом проектной деятельности.
- Руководит проектной деятельностью.
- Планирует совместно с обучающимися работы в течение всего проектного периода.
- Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.
- Координирует работу обучающихся.
Виды нетрадиционной техники работы с пластилином
- Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
- Обратная пластилинография - (витражная) изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).
- Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».
- Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
- Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.
- Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
- Фактурная пластилинография - отличается выпуклым изображением и, в свою очередь, подразделяется на барельеф (рисунок выступает над фоном менее чем наполовину), горельеф (более чем на половину) и контррельеф (углубленный рисунок).
Проект разработан с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:
- Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
- Принцип гуманности - индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
- Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности - лепку.
- Принцип интеграции - сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
- Принцип системности - решение поставленных задач в процессе работы.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Этап № 1. Подготовительный
Задачи перед обучающимися:
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
- Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
- Научиться работать на ограниченном пространстве
Этап № 2. Основной
Задачи перед обучающимися:
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы.
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.
- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
- Научиться действовать по образцу воспитателя.
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя.
Этап № 3. Итоговый
Задачи перед обучающимися:
- Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Срок реализации проекта - 1 год. Занятия проводятся один раз в неделю. За год 34 часа.
Перспективный план составлен с учетом возрастных физиологических и познавательных особенностей детей начальных классов.
№
|
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Здравствуй школа. |
1 |
2 |
Осенние листья. |
1 |
3 |
Дары леса. Грибы. |
1 |
4 |
Волшебные зонтики. |
1 |
5 |
Осеннее дерево. |
1 |
6 |
Собираем урожай. Яблоки. |
1 |
7 |
Техника-помощница. Трактор. |
1 |
8 |
Улетели птицы. |
1 |
9-10 |
Осенний пейзаж. Коллективная работа. |
2 |
11 |
Машинки. |
1 |
12 |
Цветы для мамы. |
1 |
13 |
Новогодняя красавица. Ёлка. |
1 |
14 |
Украшаем ёлку. Игрушки. |
1 |
15 |
Снежинки. |
1 |
16-17 |
Зимний пейзаж. Коллективная работа. |
2 |
18 |
За окошком снегири. |
1 |
19 |
Снеговик. |
1 |
20 |
Зимние забавы. |
1 |
21 |
Сердечки. |
1 |
22 |
Подарок для папы. Солдатик. |
1 |
23-24 |
Крейсер «Аврора». Коллективная работа. |
2 |
25 |
Подарок для мамы. Ветка мимозы. |
1 |
26 |
В гостях у сказки. «Репка». |
1 |
27-28 |
Весна идёт. Коллективная работа. |
2 |
29 |
День космонавтики. Ракета. |
1 |
30 |
Братья наши меньшие. Мальчик с собакой. |
1 |
31 |
Цветы в круге. |
1 |
32 |
Бабочка-красавица. |
1 |
33 |
День победы. Праздничный салют. |
1 |
34 |
Здравствуй лето. |
1 |
Ожидаемые результаты:
- развитие мелкой моторики;
- овладение практическими и теоретическими навыками работы;
- умение обучающихся творчески мыслить, самостоятельно находить решения поставленных задач, не копировать чужие изделия;
- избегать шаблонности мышления, применять полученные сведения при изготовлении работ;
- умение работать в коллективе, умение сопереживания и помощи, взаимовыручки и поддержки, самоорганизация в групповой работе;
- развитие внимания, памяти, воображения.
- удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью группы.
Работа с пластилином будет способствовать формированию у воспитанников, таких качеств личности как:
- настойчивость;
- умение доводить начатое дело до конца;
- последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий;
- усидчивость и аккуратность;
- согласованность движений рук и глаз (зрительно-моторная координация, осмысленная моторика).
По итогам данного проекта можно сделать вывод, что предлагаемый вид деятельности окажет значительное влияние на личностное развитие учеников.
Детские работы (от простого к сложному)
Список литературы
- С.Е.Гаврина, С.Е.Гаврилина, Н.Л.Долбищева, А.Ю.Куров. Развиваем руки - чтоб учиться писать и красиво рисовать. Ярославль, Издательство «Академия развития», 2003
- Г.Н.Давыдова. Детский дизайн. Пластилинография. Москва. Издательство «Скрипторий 2003», 2015
- Г.Н.Давыдова. Детский дизайн. Пластилинография. Издательство «Скрипторий», 2008.
- Е.Шебельникова, Е.Каминская. Я леплю из пластилина. Издательство «ЛАДА», 2010.
- Т.В.Смирнова. Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет. Занятия пластилинографией. Издательство «Учитель», 2015.
- О.Ю.Тихомирова, Г.Ф.Лебедева. Пластилиновая картина: для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Москва, «Мозаика - Синтез», 2011.