Проектная деятельность в ГПД "Это чудо-пластилин" (развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью)

Разделы: Внеклассная работа

Ключевые слова: пластилин, мелкая моторика, дети с умственной отсталостью, группа продленного дня


«Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев».
В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка

Основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей с умственной отсталостью - создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе.

В связи с этим становится актуальной необходимость значительного повышения роли трудового обучения и воспитания в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Важное место в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с ОВЗ отводится занятиям продуктивной творческой деятельностью, что способствует не только овладению элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных творческих работ, но и развитию познавательной деятельности в целом.

Заниматься продуктивной творческой деятельностью детям так же необходимо, как и разговаривать.
В процессе труда формируются такие личностные качества как способность работать в коллективе, что является важным условием для дальнейшей социально-трудовой адаптации обучающихся. В процессе продуктивной творческой деятельности у обучающихся улучшается общее физическое состояние, скоординированность движений, развивается трудолюбие.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Занятия ручным трудом позволяют развивать творческое восприятие, мелкую моторику пальцев рук. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для трудового обучения в старших классах. Происходит ориентация детей на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия. Эти учебные действия и проектная деятельность обучающихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным.

Учебная деятельность напрямую связана с внеурочной работой. И дети, которые посещают группу продлённого дня, должны быть обучены этой деятельности. Поэтому я решила включиться в эту работу вместе с детьми.

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Моторика - это вся сфера двигательных функций (т.е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты.

В институте физиологии детей и подростков АПН сотрудниками лаборатории нервной высшей деятельности ребенка в ходе обследования большого количества детей было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложно-координированных движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма.

Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной и востребованной. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Педагоги и психологи рекомендуют начинать работу по развитию мелкой моторики с самого раннего возраста.

И самым результативным, полезным и приятным для детей способом развития мелкой моторики является пластилинография. Не секрет для всех, что дети с раннего возраста любят пластилин. Вот поэтому я решила большую часть времени в группе продлённого дня отвести работе с пластилином. И назвала свой творческий проект «Это чудо-пластилин» (развитие мелкой моторики обучающихся с умственной отсталостью с помощью пластилинографии).

Творческий проект позволяет обучающемуся проявить себя, создав произведение любого жанра.

Что же это такое «пластилинография»? Само понятие состоит из двух слов «пластилин» - художественный материал, из которого осуществляется замысел, в нашем случае создание полуобьёмных изображений и «графия» - создавать, изображать. Это техника, не требующая определенных способностей от ребенка, очень проста в исполнении. Материалы для исполнения данной техники просты и не требуют больших затрат. Принцип этой техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии. Развивает творческие способности.

Лепкой дети начинают заниматься с младшего возраста, учатся простейшим приемам работы с пластилином: раскатывать, сплющивать, вытягивать. Эти способы помогают ребенку создавать разные композиции из пластилина.

Занятия по пластилинография помогают детям лучше познать окружающий мир, цвет, форму, размер предметов, развивают воображение.

Такая деятельность интересна, разнообразна, поэтому дети с удовольствием выполняют задания.

Цель проекта: развитие мелкой моторики обучающихся с умственной отсталостью с помощью пластилинографии.

Задачи проекта:

  • Развитие мелкой моторики.
  • Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке.
  • Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин.
  • Развитие эмоций и фантазии.
  • Развитие художественного вкуса, воображения, творческого мышления.
  • Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.
  • Ознакомление с окружающим миром.

Основные этапы выполнения проекта обучающимися:

  1. Мотивация.
  2. Выбор темы.
  3. Постановка задачи.
  4. Сбор сведений.
  5. Реализация проекта.
  6. Представление проекта.

Итоговый отчет осуществляется в конце учебного года, обучающиеся представляют свою проектную деятельность. Это может быть презентация или выставка работ.

Роль воспитателя при выполнении проекта

изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах он выступает как помощник.

  • Консультирует (воспитатель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п. При реализации проекта воспитатель - это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что обучающиеся «делают что-то не то».)
  • Мотивирует (во время работы воспитатель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед обучающимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.)
  • Наблюдает (наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, позволяющей ему продуктивно работать во время консультации).
  • Проводит консультации.
  • Наблюдает за ходом проектной деятельности.
  • Руководит проектной деятельностью.
  • Планирует совместно с обучающимися работы в течение всего проектного периода.
  • Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.
  • Координирует работу обучающихся.

Виды нетрадиционной техники работы с пластилином

  • Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
  • Обратная пластилинография - (витражная) изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).
  • Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».
  • Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
  • Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.
  • Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
  • Фактурная пластилинография - отличается выпуклым изображением и, в свою очередь, подразделяется на барельеф (рисунок выступает над фоном менее чем наполовину), горельеф (более чем на половину) и контррельеф (углубленный рисунок).

Проект разработан с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:

  1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
  2. Принцип гуманности - индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
  3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности - лепку.
  4. Принцип интеграции - сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
  5. Принцип системности - решение поставленных задач в процессе работы.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Этап № 1. Подготовительный

Задачи перед обучающимися:

  • Освоить прием надавливания.
  • Освоить прием вдавливания.
  • Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
  • Освоить правильную постановку пальца.
  • Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
  • Научиться работать на ограниченном пространстве

Этап № 2. Основной

Задачи перед обучающимися:

  • Научиться не выходить за контур рисунка
  • Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
  • Использовать несколько цветов пластилина
  • Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
  • Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
  • Научиться доводить дело до конца
  • Научиться аккуратно, выполнять свои работы.
  • Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.
  • Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
  • Научиться действовать по образцу воспитателя.
  • Научиться действовать по словесному указанию воспитателя.

Этап № 3. Итоговый

Задачи перед обучающимися:

  • Самостоятельно решать творческие задачи.
  • Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
  • Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Срок реализации проекта - 1 год. Занятия проводятся один раз в неделю. За год 34 часа.

Перспективный план составлен с учетом возрастных физиологических и познавательных особенностей детей начальных классов.

Тема

Кол-во часов

1

Здравствуй школа.

1

2

Осенние листья.

1

3

Дары леса. Грибы.

1

4

Волшебные зонтики.

1

5

Осеннее дерево.

1

6

Собираем урожай. Яблоки.

1

7

Техника-помощница. Трактор.

1

8

Улетели птицы.

1

9-10

Осенний пейзаж. Коллективная работа.

2

11

Машинки.

1

12

Цветы для мамы.

1

13

Новогодняя красавица. Ёлка.

1

14

Украшаем ёлку. Игрушки.

1

15

Снежинки.

1

16-17

Зимний пейзаж. Коллективная работа.

2

18

За окошком снегири.

1

19

Снеговик.

1

20

Зимние забавы.

1

21

Сердечки.

1

22

Подарок для папы. Солдатик.

1

23-24

Крейсер «Аврора». Коллективная работа.

2

25

Подарок для мамы. Ветка мимозы.

1

26

В гостях у сказки. «Репка».

1

27-28

Весна идёт. Коллективная работа.

2

29

День космонавтики. Ракета.

1

30

Братья наши меньшие. Мальчик с собакой.

1

31

Цветы в круге.

1

32

Бабочка-красавица.

1

33

День победы. Праздничный салют.

1

34

Здравствуй лето.

1

Ожидаемые результаты:

  • развитие мелкой моторики;
  • овладение практическими и теоретическими навыками работы;
  • умение обучающихся творчески мыслить, самостоятельно находить решения поставленных задач, не копировать чужие изделия;
  • избегать шаблонности мышления, применять полученные сведения при изготовлении работ;
  • умение работать в коллективе, умение сопереживания и помощи, взаимовыручки и поддержки, самоорганизация в групповой работе;
  • развитие внимания, памяти, воображения.
  • удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью группы.

Работа с пластилином будет способствовать формированию у воспитанников, таких качеств личности как:

  • настойчивость;
  • умение доводить начатое дело до конца;
  • последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий;
  • усидчивость и аккуратность;
  • согласованность движений рук и глаз (зрительно-моторная координация, осмысленная моторика).

По итогам данного проекта можно сделать вывод, что предлагаемый вид деятельности окажет значительное влияние на личностное развитие учеников.

Детские работы (от простого к сложному)

Список литературы

  1. С.Е.Гаврина, С.Е.Гаврилина, Н.Л.Долбищева, А.Ю.Куров. Развиваем руки - чтоб учиться писать и красиво рисовать. Ярославль, Издательство «Академия развития», 2003
  2. Г.Н.Давыдова. Детский дизайн. Пластилинография. Москва. Издательство «Скрипторий 2003», 2015
  3. Г.Н.Давыдова. Детский дизайн. Пластилинография. Издательство «Скрипторий», 2008.
  4. Е.Шебельникова, Е.Каминская. Я леплю из пластилина. Издательство «ЛАДА», 2010.
  5. Т.В.Смирнова. Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет. Занятия пластилинографией. Издательство «Учитель», 2015.
  6. О.Ю.Тихомирова, Г.Ф.Лебедева. Пластилиновая картина: для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Москва, «Мозаика - Синтез», 2011.