Постановка научно-методической проблемы. Дистанционная форма обучения предполагает «взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемое средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [1]. Она пришла в обычные школы во время карантина, учителя и учащиеся были к ней не готовы.
Основные затруднения были в следующем. Учителя привыкли к классно-урочной системе обучения, при которой традиционно все ученики изучают одну тему, учитель имеет возможность влиять на поведение учащихся, привлекать их внимание. В удаленном формате работы они лишались привычного контроля над процессом и итогом познавательной деятельности учащихся. В свою очередь, учащиеся были вынуждены самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность дома, рядом с множеством отвлекающих факторов и отсутствием привычного контроля со стороны учителя. Однако постепенно учителя и учащиеся искали пути решения возникающих проблем.
В настоящее время карантин завершился, однако дистанционное обучение по-прежнему остается востребованным из-за болезней детей, удаленности учащихся сельской местности от учителя-предметника, закрытия школы на мероприятия (сдача ЕГЭ и пр.). Поэтому остается актуальным вопрос подбора и разработки методов и средств организации деятельности учащихся в системе дистанционного обучения.
Представления о циклическом характере организации учебной деятельности. При организации дистанционного обучения следует иметь в виду, что, несмотря на наличие онлайн-занятий, учащимся большую часть времени приходится работать самостоятельно, поэтому изучаемый материал должен быть отобран, структурирован и логически устроен, система вопросов и заданий должна побуждать к активной познавательной деятельности. То есть при дистанционном обучении, чтобы ученик выполнял работу самостоятельно, необходим правильно заданный вопрос и у ученика должна быть возможность посмотреть изучаемый материал в любой момент времени. Через систему вопросов и заданий учитель управляет развитием ученика.
Однако нужно иметь в виду, что учебный процесс есть двухстороннее взаимодействие ученика и учителя. На наш взгляд этому поможет цикличное обучение. Оно дает возможность организовать учебно-познавательную деятельность ученика через: наблюдение, эксперимент, работу с книгой, систематизацию знаний и др. Цикл можно представить в виде спирали. В центре спирали базовое знание (знания), вокруг него и «ходим», углубляя понимание изучаемого и уже изученного материала. Благодаря последовательности небольших частей (задач, вопросов или экспериментов) можно осуществить переход на более высокий уровень, от количественного накопления знаний к готовности ученика решать учебные задачи высокого уровня сложности.
Основными компонентами цикла учебного процесса являются цель, средства и результат. Выбор цели определяет средства ее достижения - методы и приемы работы учителя. Цель не выдумывается, а диктуется планируемым результатом, при этом на каждой части спирали он свой. Отсюда следует, что учитель для достижения результатов должен подбирать «части спирали»: ставить вопросы, которые смогут организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся. При этом в дистанционном обучении, особенно если оно является дополнительным, у учащегося появляется возможность или остановиться на каком-то уровне или двигаться дальше - то есть процесс обучения дифференцируется в зависимости от потребностей и желания учащегося.
Из опыта организации дистанционного обучения физике.
Рисунок 1 - Схематичное представление спирального построения курса
В системе дистанционного обучения учащиеся удалены от учителя, поэтому используемые методы и средства обучения должны быть направлены не только на усвоение материала, но и на вовлечение учащихся в деятельность. Поэтому эффективными методами обучения являются эвристическая беседа, эксперимент, решение разного вида заданий. Стоит отметить, что при такой форме обучения следует особое внимание уделять обсуждению наблюдаемых явлений, построению серии вопросов для учащихся, а также построению рисунков, моделей происходящего с целью визуализации и более глубокого понимания. Приведем пример организации деятельности учащихся на дистанционном занятии (таблица 1).
Таблица 1 - Фрагмент занятия по организации деятельности учащихся
Таким образом, разнообразная деятельность учащихся на занятии, концентрическое (спиральное) обращение к основным понятиям темы на протяжении всего курса способствует активизации деятельности учащихся, пониманию изученного материала даже в такой новой и трудной системе как дистанционное обучение детей.
Литература
1. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е.С.Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2004.