Формирование функциональной грамотности обучающихся начальной школы на основе федеральных образовательных программ начального общего образования

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: Функциональная грамотность


Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.

«Функционально грамотный человек - это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений», - утверждает А.А.Леонтьев.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Функциональная грамотность младшего школьника - это:

  • готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
  • возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
  • способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
  • совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

Педагогические технологии, которые может использовать педагог начальной школы для формирования функциональной грамотности у обучающихся:

  • проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
  • технология формирования типа правильной читательской деятельности;
  • технология проектной деятельности;
  • обучение на основе «учебных ситуаций»;
  • уровневая дифференциация обучения;
  • информационные и коммуникационные технологии;
  • технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

Цель для учителя: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий от незнания к знанию.

Задачи:

  • Формирование внутренней мотивации через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
  • Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.

Методы обучения - способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению целей обучения, развития и воспитания.

Приемы обучения - это части метода, которые усиливают, повышают их эффективность.

Приемы:

  • Технология проектной деятельности.
  • Технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом.
  • Уровневая дифференциация обучения
  • Информационные и коммуникативные технологии (Интернет, средства мультимедия, библиотека)

Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности:

  • Групповая форма работы;
  • Игровая форма работы;
  • Творческие задания;
  • Тестовые задания;
  • Практическая работа;
  • Ролевые и деловые игры;
  • Исследовательская деятельность.

Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели.

Приемы, создающие эмоциональное отношение к изучаемому материалу:

  • Погружение в тему, сказку (показывается фрагмент видеосказки или аудио)
  • Музыка, фрагмент фильма (звучит музыка или фрагмент фильма)
  • Эпиграф, стихотворение (читается учеником или учителем высказывание автора, учёного, писателя, поэта)

Прием «Отсроченная отгадка»

Изучая тему «Словообразование», читается стихотворение:

Чудак-математик в Германии жил.
Он булку и масло случайно сложил.
Затем результат положил себе в рот.
Вот так человек изобрёл бутерброд.

Приём "Шаг за шагом"

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. Из изученного ранее материала. Например, по теме: «Природные зоны», « Глагол», «Табличное умножение на 8», « Морфемы» и т.д.

Приемы мотивации и постановки темы урока:

  • Удивляй! и «Яркое пятно».
  • Приём «Я возьму тебя с собой»
  • Кроссворды и ребусы

Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно»

Данные приемы имеют давнюю историю. Однако и сегодня они считаются инновационными. Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.

Например, дети уже знают, чтобы решить задачу, надо познакомиться с её условием, это важно…Вот, начиная урок, учитель говорит:

- А верите ли вы, что в математике существует задачи, не имеющие условий? Представим, что попали на урок, который начался с показа отрывка из сказки (прием «Яркое пятно»). Какой может быть тема этого урока? Вариантов много. Так можно начать любой урок, целью которого является систематизация знаний, «наведение порядка» в голове учащихся.

Приём «Я возьму тебя с собой»

Описание: Учитель загадывает признак, по которому будет собрано множество объектов. Задача класса угадать этот признак. Для этого они называют разнообразные предметы, а учитель говорит, возьмет ли он их с собой или нет. Игра продолжается, пока кто-то из учеников не догадается, какой признак объединяет все «взятые» предметы.

«Я беру тебя с собой» - гибкий прием, который можно изменять согласно теме урока.

Различные ребусы по предметам.

Приёмы изучения нового и закрепления материала: кластер, ассоциации, хорошо-плохо.

«Кластер». Имя существительное - морфологические признаки.

Приём «Ассоциации». Цветы - лето. Снег - зима. Малыши - дети. Петух - Петя. Ученик - учение. Яблоки-плоды.

Приём «Хорошо - плохо»

Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.

Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:

Тема: «Погода». Одним из природных явлений является снег.

- Найдите плюсы или минусы данного явления.

Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.

- Хорошо, когда идёт снег, потому что…….

- Плохо, когда идёт снег, потому что……

Вывод: вы сейчас оценивали объект, ситуацию с разных позиций.

Кроме этого формируются:

  • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
  • умение разрешать противоречия;
  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.

Приемы активизации мыслительной деятельности

«Ложная альтернатива». Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.Например, учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Дети дают ответы «Верного ответа нет, или: ни то, ни другое, и предложить свой вариант ответа. Например:

  • Кто быстрее летает - собака или мышь?
  • Что растет на осине - шишки или орехи?
  • Какие звери живут в Австралии - мамонты или белые медведи?
  • Слово «гр…бы" - пишется как «гребы" или «грябы"?
  • Столица России - Рязань или Лондон?
  • Сколько будет 17 + 3? 15 или 30?

Приём «Да - нет». Учитель загадывает предмет, понятие, литературного героя, историческую личность и т.д., дети пытаются найти ответ (Кто или что это?), задавая любые уточняющие вопросы, на которые можно ответить лишь ДА или НЕТ. Предлагаю апробировать этот прием в действии по теме «Планеты Солнечной системы». Попробуйте догадаться, какую планету я загадала, задавайте свои вопросы:

  • Это планета земной группы? (-)
  • Эта планета - гигант? (+)
  • Эта планета имеет кольцо? (-)
  • Это самая большая планета? (+)

Вывод: ЭТО ЮПИТЕР

Необходимо связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию, удерживать в памяти несколько фактов, анализировать.

Приём «Поиск информации»

Задача учащихся - извлечь необходимую информацию из представленного текста аудио - или видеофайла. «О чём говорят числа?». Здесь желательно работать в тетради кратко. Нет необходимости учителю преподносить готовые знания по данной теме. Достаточно направить детей на самостоятельное добывание знаний.

Приёмы актуализации знаний

Приём «Фишбоун» (рыбий скелет/рыбья кость) - универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему.

В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы - горизонтальная. Это приём позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы.

Прием «Живые буквы»

Учитель дает группе слово, по сигналу учителя, дети берут буквы и выстраиваются в нужном порядке. Делят его на слоги, называют ударный слог, можно сделать звуковой анализ слова.

Приём «Игра»

Приемы развития математической грамотности:

1. Решение текстовых задач в 1-2 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.). Например, игра «Кафе». Учащиеся объединяются в группы покупателей, работников кафе и экспертов. Покупатель выбирает еду из предложенного меню и оплачивает монетами определённую сумму, которая указана на ценнике. Продавец выполняет заказ покупателя, подавая картинки с изображением еды. Эксперт проверяет правильно ли заплатил покупатель и правильно ли дал продавец сдачу.

2. Нестандартные задачи. Рассмотри план торгового центра. Пользуясь описанием, отметь на плане цифрами шесть объектов.

  • Терминал.
  • Магазин «Продукты».
  • Аптека.
  • Магазин «Зоотовары».
  • Магазин «Спорттовары».
  • Магазин «Всё для рукоделия».

Приемы закрепления изученного материала и рефлексии: «Собери рюкзачок», «Займись синтезом», «Синквейн»

«Собери рюкзачок»

Данный вид рефлексии можно использовать на уроках после изучения большого раздела. «Вот рюкзачок. Передавая его друг другу скажите по фразе: что узнали, что поняли, что удивило. Например, «Я научилась хорошо определять части речи в предложениях» или «Я хорошо научилась различать именительный и винительный падежи»».

Приём «Путаница»

Учащимся предлагаются пословицы разбитые на две части, нужно стрелками соединить части:

  • Больше дела - а руки делают.
  • Терпение и труд а неученье - тьма
  • Глаза бояться, меньше слов
  • Ученье - свет, все перетрут

Приём «Умозаключения»

Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.

  • Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);
  • Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода);
  • Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки);
  • Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания);
  • Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат);

Приём «Синквейн»

Универсальный и эффективный приём, который создаёт, повышает и усиливает успех методов обучения учащихся.

  • Сказка (сущ.). (Сказка - ложь, да в ней - намёк)
  • Волшебная, бытовая (два прилаг.).
  • Читать, пересказывать, учить. (три глагола).
  • Фантазия. (одно сущ. - синоним первого сущ.).
  • Русский язык (Один из предметов в школе)
  • Великий, могучий.
  • Учится, преподаётся, развивается.
  • Россия

Приём «Написание творческих работ»

Прием зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

Приём «Создание викторины»

После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего - «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).

Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником, вызывают интерес к поставленным задачам.

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах жизни.

Таким образом, использование разнообразных приёмов обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию функциональной грамотности школьников.