Разработка урока литературного чтения по теме «Л.Н.Толстой «Котёнок» для учащихся 2-го класса

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: Л.Н.Толстой, Л.Н.Толстой «Котёнок»


Цели:

Образовательные: обеспечить условия для ознакомления с рассказом Л.Н.Толстого «Котёнок», способствовать формированию навыков чтения, умения работать с текстом, высказывать свои мысли, развитию устной связной речи, творческих навыков.

Формировать УУД:

  • Личностные УУД: проявлять интерес к литературному чтению, выражать собственные чувства при чтении произведения и в ходе беседы; способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.
  • Регулятивные УУД: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно); определять и формулировать цель на уроке с помощью опорных слов; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Коммуникативные УУД: осмысливать правила взаимодействия в паре (составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях, слушать, понимать и принимать речь одноклассников, учителя)
  • Познавательные УУД: анализировать произведение с опорой на систему вопросов учителя, находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях; выделять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения.
  • Предметные: уметь читать произведение выразительно, отражая его настроение и настроение героев, называть героев произведения, высказывать своё мнение о событиях и поступках, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания, определять тему и главную мысль. Уметь прогнозировать содержание по названию (заголовку) и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальна, в парах.

Применяемая технология: технология продуктивного чтения.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, поделитесь с хорошим настроением.

- Я желаю вам, чтобы вы сегодня на уроке помогали друг другу. Чтобы всегда решали возникающие проблемы вместе. Чтобы хорошее настроение присутствовало у вас на уроке и в течение всего дня.

- Садитесь на свои места.

2. Речевая разминка

- На уроке нам придётся много говорить. Чтобы чисто говорить, надо с язычком дружить. Выполним зарядку для языка.

1. Нашёл. Нашла. Нашли.

- Прочитать с разной интонацией.

- С радостью, огорчением, удивлением.

- Мальчики - выразите радость

- Девочки - огорчение

- Все вместе - удивление.

2. Скороговорка.

- Произнесём чётко и медленно, быстрее, быстро.

Кошка на окошке кашку кушала

3. Актуализация знаний

1. Работа с выставкой книг.

Вы на перемене рассматривали книги на нашей выставке.

- Что общего между всеми этими книгами? (У них один автор.)

- Чем отличаются? (Обложками, объемом, названиями.)

- С творчеством какого писателя мы знакомились на прошлых уроках чтения? (с творчеством Л.Н.Толстого)

2. Вспомним факты из биографии Л.Н.Толстого. Я начну фразу, а вы продолжите.

  1. Л.Н.Толстой родился в 1828 году в имении …… (Ясная Поляна.)
  2. Л.Н.Толстой открыл для детей …. (школы)
  3. Писатель написал для детей учебник….. («Азбука»)
  4. Толстой учил … (детей)
  5. Он сочинял … для детей: р.., с.., б.., п.., п.... (произведения)

3. «Найди лишнее» (на доске)

Записаны названия произведений: «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Филипок», «Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Найдите среди четырёх полосок лишнюю.

- Обоснуйте свой ответ.

(Лишнее произведение - «Сказка о рыбаке и рыбке», так как все остальные, кроме этого, написал Л.Н.Толстой.)

4. - Соедините фразу из произведения Л.Н.Толстого с его названием и главной мыслью.

(Организация работы в парах)

Фраза

Заголовок

Главная мысль

Один залез на дерево, а другой упал на землю и притворился мертвым. Медведь понюхал и ушел.

«Филиппок»

Друг познается в беде

Своей не нашел, взял старую отцовскую шапку и пошел в школу.

«Старый дед и внучек»

Стремление учиться

Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую чашку.

«Два товарища»

Не лгать

Когда вы с матушкой стары будете, чтобы из этой лоханки вас кормить.

«Правда всего дороже»

Уважать старость

«Котенок»

- Все ли колонки соединили?

Почему есть пустые?

IV. Определение темы урока. Постановка задач урока

Работа с текстом до чтения.

- Кто догадался какая тема урока?

- Сформулируйте тему урока. (Л.Н.Толстой «Котёнок»)

- Какие задачи мы поставим перед собой?

(Прочитать рассказ Льва Толстого, определить главных героев, понять содержание текста, определить идею произведения т.е. главную мысль)

На доске открывается запись

Задачи урока

  1. Прочитать рассказ Льва Толстого
  2. Определить главных героев
  3. Понять содержание текста
  4. Определить идею произведения

- Предположите какое событие может произойти в произведении с таким названием? (ответы детей)

V. Работа по теме урока

Работа с текстом во время чтения.

- Этот рассказ Лев Николаевич написал почти 160 лет назад, поэтому некоторые слова сегодня мы не употребляем и не слышим в нашей речи.

Словарная работа (Приложение 1)

  • Амбар - - это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку (кладовка).
  • Щавель -травянистое растение с кислым вкусом
  • Подле - около
  • Пустился что было духу - очень быстро

- Проверим, оправдаются ли наши предположения.

Чтение произведения Л.Н.Толстого «Котёнок» с остановками, с уточняющимися вопросами по содержанию.

- Сядьте поудобнее.

- Откройте стр. 117, приготовьте простой карандаш. Слушаем и следим.

Чтение 1 части (учителем)

Были брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали, над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:

- Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:

- Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. (делаем остановку)

Приём «Вспомни и ответь»

- Когда у детей пропала кошка? (весной)

- Как дети отнеслись? (переживали)

- Из каких слов видно, что дети переживали за кошку? Зачитайте.

- Можете вы предположить, что же будет дальше. Как будут развиваться события?

Чтение 2 части. (ЧИТАЕТ УЧЕНИЦА)

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним. (делаем остановку)

Приём «Задай вопрос»

- Составьте вопросы по данной части.

(- Какого котёнка ребята выбрали себе? Ответим словами из текста. - Что они делали с котёнком? - Что произошло с другими котятами? и т.д.)

- Теперь мы знаем, что у ребят появился котёнок. Как думаете, как дальше будут развиваться события?

Чтение 3 части. (читает ученик)

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

- Назад, назад! (делаем остановку)

Приём «Хорошо-плохо» Работа по вариантам

  • 1 в. - плохие поступки (играть на дорогу, забыли про котёнка)
  • 2 в. -хорошие поступки (радовались за котенка, взяли, пошли собирать щавель )

- В какой момент вы испытали волнение (заволновались?)

- Можете вы предположить, что случится?

Чтение 4 части. (учитель)

И увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

- Как вы думаете, что пережили дети в этот момент?

- Как повела себя Катя? Ответим словами из текста.

- Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала? (нет, она была маленькая; собаки были большими, охотник громко кричал)

- Как поступил Вася?

- Как вы думаете, а Вася боялся в этот момент? (Боялся, но только не за себя, а за своего котёнка. Люди в состоянии сильного переживания способны на отважные поступки, в нашем случае - как раз это и видно).

Приём «Шкатулка»

- Что такое шкатулка? Что является шкатулкой у нас?

- Соберите в шкатулку всё, что необходимо было герою с твоей точки зрения, всё что помогло ему в этой ситуации.

- А что бы вы положили в данной ситуации для себя?

Смелость, решительность, находчивость, отчаянный, бесстрашный)

(Боялся, но думал не о себе, а о маленьком, беззащитном котёнке)

- Оправдались ваши предположения?

2. Повторное чтение цепочкой.

Физкультминутка

- Отдохнём. Проведём физкультминутку:

По дорожке - 2 раза
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке -2 раза
Мы попрыгаем, как, зайки.
Стоп, присели, отдохнем.
И домой пешком пойдем.

Работа с текстом после чтения.

1. Беседа о прочитанном.

- Вам понравился рассказ?

- Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем?

Это рассказ - быль, быль о том, что произошло на самом деле.

- Сколько действующих персонажей в рассказе? (Вася, Катя, кошка, мама, котёнок, собаки, охотник)

- Кто является главным героем? (дети)

- Опишите, какими вы представляете Васю и Катю?

- Вам симпатичны ребята? Чем симпатичны?

- Рассмотрите иллюстрацию. Найдите отрывок из произведения и зачитайте.

- Рассмотрите рисунок к этому произведению.

- Что изображено на нём?

Что произошло до этого момента, который изобразил художник?

- Выберите к этому рисунку подходящее название

- Рассказ этот был написан очень давно, но, как вы думаете, почему мы его читаем, спустя столько лет?

(Люди много веков уже держат возле себя животных, заботится о них нужно во все времена …)

- Какое предположение о содержании и жанре произведения мы сделали?

- Оправдалось оно?

- Какие впечатления получили от произведения?

- Какое настроение?

- Какие чувства испытали? Почему вы так решили?

- Было ли в тексте то, над чем заставило вас задуматься?

VI. Закрепление знаний и способов действий

Дополнение синквейна. Работа в паре.

- Работаем в парах. У вас на парте карточка с синквейном, в котором не хватает слов, определите какому герою он соответствует и заполните пропуски, используя слова-помощники. Выбирайте нужные, не берите лишние.

Каждая пара получает один синквейн и слова - помощники (Приложение 2).

VII. Подведение итогов

- Чему научил вас рассказ Л.Н.Толстого?

- Как вы думаете, что хотел нам сказать автор? Сформулируйте главную мысль произведения. (Нам всем нужно любить братьев наших меньших; относиться к ним с уважением: кормить, играть, защищать, а главное - не выбрасывать на улицу.)

А я хочу прочитать стихотворение Е.Крылова «Котёнок».

Внимательно его послушайте и подумайте, всегда нужно как поступать и зачем?

Стоит в переулке котенок лохматый.
Стоит сиротливо с подбитою лапой.
Он жалобно смотрит на лица прохожих,
Как будто бы хочет сказать: «Я - хороший!
Возьмите меня! Я умею дружить.
Играть с вами буду, мышей вам ловить.
Мы взяли его, завернули в платок,
Нельзя, чтобы кто-нибудь был одинок.

VIII. Рефлексия

  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • Этот рассказ учит меня…
  • После урока мне захотелось…

IX. Оценивание

X. Домашнее задание

1) Перечитать рассказ Л.Н.Толстого «Котёнок»

2) Подготовьтесь пересказ текста от лица Васи.