Цели:
Образовательные: обеспечить условия для ознакомления с рассказом Л.Н.Толстого «Котёнок», способствовать формированию навыков чтения, умения работать с текстом, высказывать свои мысли, развитию устной связной речи, творческих навыков.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: проявлять интерес к литературному чтению, выражать собственные чувства при чтении произведения и в ходе беседы; способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.
- Регулятивные УУД: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно); определять и формулировать цель на уроке с помощью опорных слов; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- Коммуникативные УУД: осмысливать правила взаимодействия в паре (составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях, слушать, понимать и принимать речь одноклассников, учителя)
- Познавательные УУД: анализировать произведение с опорой на систему вопросов учителя, находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях; выделять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения.
- Предметные: уметь читать произведение выразительно, отражая его настроение и настроение героев, называть героев произведения, высказывать своё мнение о событиях и поступках, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания, определять тему и главную мысль. Уметь прогнозировать содержание по названию (заголовку) и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию.
Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальна, в парах.
Применяемая технология: технология продуктивного чтения.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, поделитесь с хорошим настроением.
- Я желаю вам, чтобы вы сегодня на уроке помогали друг другу. Чтобы всегда решали возникающие проблемы вместе. Чтобы хорошее настроение присутствовало у вас на уроке и в течение всего дня.
- Садитесь на свои места.
2. Речевая разминка
- На уроке нам придётся много говорить. Чтобы чисто говорить, надо с язычком дружить. Выполним зарядку для языка.
1. Нашёл. Нашла. Нашли.
- Прочитать с разной интонацией.
- С радостью, огорчением, удивлением.
- Мальчики - выразите радость
- Девочки - огорчение
- Все вместе - удивление.
2. Скороговорка.
- Произнесём чётко и медленно, быстрее, быстро.
Кошка на окошке кашку кушала
3. Актуализация знаний
1. Работа с выставкой книг.
Вы на перемене рассматривали книги на нашей выставке.
- Что общего между всеми этими книгами? (У них один автор.)
- Чем отличаются? (Обложками, объемом, названиями.)
- С творчеством какого писателя мы знакомились на прошлых уроках чтения? (с творчеством Л.Н.Толстого)
2. Вспомним факты из биографии Л.Н.Толстого. Я начну фразу, а вы продолжите.
- Л.Н.Толстой родился в 1828 году в имении …… (Ясная Поляна.)
- Л.Н.Толстой открыл для детей …. (школы)
- Писатель написал для детей учебник….. («Азбука»)
- Толстой учил … (детей)
- Он сочинял … для детей: р.., с.., б.., п.., п.... (произведения)
3. «Найди лишнее» (на доске)
Записаны названия произведений: «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Филипок», «Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Найдите среди четырёх полосок лишнюю.
- Обоснуйте свой ответ.
(Лишнее произведение - «Сказка о рыбаке и рыбке», так как все остальные, кроме этого, написал Л.Н.Толстой.)
4. - Соедините фразу из произведения Л.Н.Толстого с его названием и главной мыслью.
(Организация работы в парах)
Фраза
|
Заголовок |
Главная мысль |
|
Один залез на дерево, а другой упал на землю и притворился мертвым. Медведь понюхал и ушел. |
«Филиппок» |
Друг познается в беде |
|
Своей не нашел, взял старую отцовскую шапку и пошел в школу. |
«Старый дед и внучек» |
Стремление учиться |
|
Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую чашку. |
«Два товарища» |
Не лгать |
|
Когда вы с матушкой стары будете, чтобы из этой лоханки вас кормить. |
«Правда всего дороже» |
Уважать старость |
|
«Котенок» |
|||
- Все ли колонки соединили? |
|||
Почему есть пустые? |
|||
IV. Определение темы урока. Постановка задач урока
Работа с текстом до чтения.
- Кто догадался какая тема урока?
- Сформулируйте тему урока. (Л.Н.Толстой «Котёнок»)
- Какие задачи мы поставим перед собой?
(Прочитать рассказ Льва Толстого, определить главных героев, понять содержание текста, определить идею произведения т.е. главную мысль)
На доске открывается запись
Задачи урока
- Прочитать рассказ Льва Толстого
- Определить главных героев
- Понять содержание текста
- Определить идею произведения
- Предположите какое событие может произойти в произведении с таким названием? (ответы детей)
V. Работа по теме урока
Работа с текстом во время чтения.
- Этот рассказ Лев Николаевич написал почти 160 лет назад, поэтому некоторые слова сегодня мы не употребляем и не слышим в нашей речи.
Словарная работа (Приложение 1)
- Амбар - - это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку (кладовка).
- Щавель -травянистое растение с кислым вкусом
- Подле - около
- Пустился что было духу - очень быстро
- Проверим, оправдаются ли наши предположения.
Чтение произведения Л.Н.Толстого «Котёнок» с остановками, с уточняющимися вопросами по содержанию.
- Сядьте поудобнее.
- Откройте стр. 117, приготовьте простой карандаш. Слушаем и следим.
Чтение 1 части (учителем)
Были брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали, над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:
- Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:
- Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. (делаем остановку)
Приём «Вспомни и ответь»
- Когда у детей пропала кошка? (весной)
- Как дети отнеслись? (переживали)
- Из каких слов видно, что дети переживали за кошку? Зачитайте.
- Можете вы предположить, что же будет дальше. Как будут развиваться события?
Чтение 2 части. (ЧИТАЕТ УЧЕНИЦА)
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним. (делаем остановку)
Приём «Задай вопрос»
- Составьте вопросы по данной части.
(- Какого котёнка ребята выбрали себе? Ответим словами из текста. - Что они делали с котёнком? - Что произошло с другими котятами? и т.д.)
- Теперь мы знаем, что у ребят появился котёнок. Как думаете, как дальше будут развиваться события?
Чтение 3 части. (читает ученик)
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.
Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:
- Назад, назад! (делаем остановку)
Приём «Хорошо-плохо» Работа по вариантам
- 1 в. - плохие поступки (играть на дорогу, забыли про котёнка)
- 2 в. -хорошие поступки (радовались за котенка, взяли, пошли собирать щавель )
- В какой момент вы испытали волнение (заволновались?)
- Можете вы предположить, что случится?
Чтение 4 части. (учитель)
И увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.
- Как вы думаете, что пережили дети в этот момент?
- Как повела себя Катя? Ответим словами из текста.
- Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала? (нет, она была маленькая; собаки были большими, охотник громко кричал)
- Как поступил Вася?
- Как вы думаете, а Вася боялся в этот момент? (Боялся, но только не за себя, а за своего котёнка. Люди в состоянии сильного переживания способны на отважные поступки, в нашем случае - как раз это и видно).
Приём «Шкатулка»
- Что такое шкатулка? Что является шкатулкой у нас?
- Соберите в шкатулку всё, что необходимо было герою с твоей точки зрения, всё что помогло ему в этой ситуации.
- А что бы вы положили в данной ситуации для себя?
Смелость, решительность, находчивость, отчаянный, бесстрашный)
(Боялся, но думал не о себе, а о маленьком, беззащитном котёнке)
- Оправдались ваши предположения?
2. Повторное чтение цепочкой.
Физкультминутка
- Отдохнём. Проведём физкультминутку:
По дорожке - 2 раза
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке -2 раза
Мы попрыгаем, как, зайки.
Стоп, присели, отдохнем.
И домой пешком пойдем.
Работа с текстом после чтения.
1. Беседа о прочитанном.
- Вам понравился рассказ?
- Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем?
Это рассказ - быль, быль о том, что произошло на самом деле.
- Сколько действующих персонажей в рассказе? (Вася, Катя, кошка, мама, котёнок, собаки, охотник)
- Кто является главным героем? (дети)
- Опишите, какими вы представляете Васю и Катю?
- Вам симпатичны ребята? Чем симпатичны?
- Рассмотрите иллюстрацию. Найдите отрывок из произведения и зачитайте.
- Рассмотрите рисунок к этому произведению.
- Что изображено на нём?
Что произошло до этого момента, который изобразил художник?
- Выберите к этому рисунку подходящее название
- Рассказ этот был написан очень давно, но, как вы думаете, почему мы его читаем, спустя столько лет?
(Люди много веков уже держат возле себя животных, заботится о них нужно во все времена …)
- Какое предположение о содержании и жанре произведения мы сделали?
- Оправдалось оно?
- Какие впечатления получили от произведения?
- Какое настроение?
- Какие чувства испытали? Почему вы так решили?
- Было ли в тексте то, над чем заставило вас задуматься?
VI. Закрепление знаний и способов действий
Дополнение синквейна. Работа в паре.
- Работаем в парах. У вас на парте карточка с синквейном, в котором не хватает слов, определите какому герою он соответствует и заполните пропуски, используя слова-помощники. Выбирайте нужные, не берите лишние.
Каждая пара получает один синквейн и слова - помощники (Приложение 2).
VII. Подведение итогов
- Чему научил вас рассказ Л.Н.Толстого?
- Как вы думаете, что хотел нам сказать автор? Сформулируйте главную мысль произведения. (Нам всем нужно любить братьев наших меньших; относиться к ним с уважением: кормить, играть, защищать, а главное - не выбрасывать на улицу.)
А я хочу прочитать стихотворение Е.Крылова «Котёнок».
Внимательно его послушайте и подумайте, всегда нужно как поступать и зачем?
Стоит в переулке котенок лохматый.
Стоит сиротливо с подбитою лапой.
Он жалобно смотрит на лица прохожих,
Как будто бы хочет сказать: «Я - хороший!
Возьмите меня! Я умею дружить.
Играть с вами буду, мышей вам ловить.
Мы взяли его, завернули в платок,
Нельзя, чтобы кто-нибудь был одинок.
VIII. Рефлексия
- На сегодняшнем уроке я узнал…
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
- Этот рассказ учит меня…
- После урока мне захотелось…
IX. Оценивание
X. Домашнее задание
1) Перечитать рассказ Л.Н.Толстого «Котёнок»
2) Подготовьтесь пересказ текста от лица Васи.