Формирование патриотических чувств к родному городу у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Коррекционная педагогика, Краеведение, Патриотическое воспитание

Класс: д/с

Ключевые слова: патриотическое воспитание, старшие дошкольники


В дошкольном возрасте - важном этапе развития личности - закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, городу, где родился, с улицы, где живёшь. Ознакомление детей с родным городом можно считать основой патриотического воспитания.

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач воспитателя.

Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю.

В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребёнок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края - одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.

Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Нравственно-патриотическое воспитание невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края. В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом из возрастных особенностей, национальной культуры, традиций народа, природы родного края.

Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместно с семьей. Старая истина - нельзя вырастить патриота, если непатриотичны отец с матерью. Работа с семьей в области патриотического воспитания детей требуют серьезного осмысления нетрадиционных подходов и форм, иначе наши усилия окажутся напрасными.

Гражданское и патриотическое воспитание детей чрезвычайно актуально в условиях современного общества. Педагогическая ситуация требует методических материалов и рекомендаций для практических работников дошкольных образовательных учреждений.

Известно, дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.

Ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды - местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.

В формировании патриотических чувств у детей дошкольников важную роль играет художественная литература. Она способствует формированию культуры личности; развивает мышление, речь, воображение; знакомит с окружающим миром; помогает осознавать человеческие взаимоотношения; знакомит с нормами поведения; воспитывает в детях доброту, отзывчивость, эмпатию.

Важно правильно подобрать художественные произведения для чтения детям, т.к. дети воспринимают содержание, которое доносит до них взрослый. Книги передают «... несметные богатства опыта, накопленного всем человечеством». (Кань ель)

В век цифровых технологий нельзя забывать об интернет - ресурсе, художественных и мультипликационных фильмах, созданных по произведениям пермских авторов.

Работу по формированию патриотических чувств к малой родине необходимо вести по 3 направлениям: - история возникновения города и люди, прославившие его, улицы, достопримечательности, современные общественные учреждения, растительный и животный мир.

Фольклорные произведения, сказки и рассказы, приобщение к народным праздникам (Святки, масленица, Пасха), помогают сформировать понятия «Родина», «Малая Родина». Большую помощь в ознакомление с историей возникновения Перми Великой оказали сказы П.Бажова, сказки и сказания коренных народов Пермского края пересказанные Л.Кузьминым, сказки В.Воробьева.

Удачно выбранная и выразительно рассказанная сказка обязательно запомнится и найдет отклик в душах детишек.

Дети получили информацию о том, что раньше было на месте города, какое название имел город в прошлом, почему именно в этом месте возник город Пермь.

При знакомстве с улицами нашего города, мы обратили внимание на то, что многие улицы, дворцы культуры, площади названы в честь людей, прославивших свой город, или исторических событий. О героях Великой Отечественной войны дети узнали из рассказов и презентаций. Дети сопереживали и сочувствовали героям, пропуская через себя всю жестокость и беспощадность войны. Читали произведения: Л.Кассиль, З.Александровой, С.Баруздина, А.Твардовского.

В нашем ДОУ проводится работа в рамках проекта «Пермский край в лицах», где дети и родители могут получить информацию о людях, прославивших наш город и край.

Об истории улиц, достопримечательностей рассказывали рассказы и очерки пермских писателей из сборников «Оляпка» и «Мама почитай-ка!», а также рассказы Л.Кузьмина, В.Воробьёва, А.Давыдычева, Е.Трутневой. Вся работа сопровождалось созданием альбомов с фотографиями и презентациями с видами улиц, парков, арт-объектов Перми.

Привлечь интерес к миру природы родного края помогли произведения В. Бианки, Е.Чарушина, книга «Растительный и животный мир Прикамья» под редакцией А.Крашенниникова, Г.Снегирева.

Все книги мы старались подбирать с хорошими иллюстрациями.

Рассматривание иллюстраций помогают понять смысл произведения, способствует запоминанию текста.

Свои впечатления о прочитанном и услышанном, дошкольники выражают в изобразительной деятельности, лепке, конструировании, ручном труде. Работы детей показывают, насколько интересно было художественное произведение, насколько близки и понятны явления и события, сюжета всё остальное.

Таким образом, мы видим, что систематичное и целенаправленное использование произведений художественной литературы помогает, знакомит с историей города, края, знаменитыми людьми, и способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Используемая литература

  1. Н.Рыжова «Пермский край, мой край родной»;
  2. «Растительный и животный мир Прикамья» Пермское книжное издательство.
  3. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2008.
  4. Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В.П. - Волгоград, 2008г.
  5. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. - М., 2006.
  6. Калинина Т.В., Уривская Н.С. Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка // Молодой ученый. - 2016. - №5.
  7. Интернет-ресурсы.