Цель урока: дать представление об историческом и общечеловеческом смысле басни «Волк на псарне» |
Тип урока: урок открытия новых знаний |
||
Задачи:
|
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные:
|
Метапредметные:
|
Личностные:
|
|
Межпредметные связи:
|
|||
Ресурсы урока:
|
Ход урока
Деятельность учителя
Учащиеся сидят по группам, столы стоят вкруговую, на каждом столе надпись:
(каждая гр. готовит немного информации о своём баснописце) |
Деятельность учащихся |
Актуализация знаний |
|
1. Приветствие учащихся.
- скороговорки
У Бориса был баран,
Работа с блоком ключевых слов, которыми будем оперировать на уроке (необходимо выбрать из предложенного блока слова относительно тематики басни, прочитанной дома)
|
Находят понятие «басня» в учебниках,в эл.источниках, в словарях (которые лежат у них на рабочих местах) |
Доска: повесть, рассказ, притча, элегия, послание, ода, сонет, басня, - эпиграмма 1) Унылая пора, очей очарованье!
Унылая пора, очей очарованье!
2) Лев и Лисица
Лиса, не видя сроду Льва,
И.С.Тургенев «Голуби»
3) Я стоял на вершине пологого холма; передо мною - то золотым, то посеребренным морем - раскинулась и пестрела спелая рожь.
|
Учатся работать с электронными источниками, ориентироваться в информационном пространстве, выделять композиционные части басни, выбирать из общего частное.
Работают с композицией басни, придумывают свою версию басни, находят в конверте подходящую версию и озвучивают её. Потом по 1 представителю от команды встают и рассказывают о своём баснописце
|
- Что выделали дома, какое задание выполняли по литературе? (читали басню) - Значит нам сегодня какой жанр близок? (басня) - А что такое басня, по каким характерным признакам мы её узнаём? - Выберите из предложенных вам признаков те, которые по вашему мнению присутствуют в басне - СЛАЙД (в басне есть начало или зачин, осн.часть, в которой разв-ся действие и мораль - вывод, итог всему сказанному) - всё подтверждается слайдами. - Найдите в своих эл.источниках что такое мораль басни? Мораль призвана не только подвести итог, а ещё какую роль выполняет мораль? (учит нас чему-то) - У вас на рабочих местах разные композиционные части басни, ваша задача продолжить басню, т.е придумать(а после найти в конверте настоящее продолжение басни и сравнить со своим) следующую часть, соответствующую композиции в стиле вашего баснописца, а потом выбираете представителя из команды и озвучиваете свою басню, а другой(ие) представители рассказывают о вашем баснописце (КРАТКО) |
Отвечают на доп. вопросы |
1 команда Басня Чиж и голубь, И.А.Крылов
Чижа захлопнула злодейка-западня:
|
У. по каждому баснописцу КРЫЛОВ И.А.
- какой сатирический журнал стал издавать Крылов в 23 года, выйдя в отставку и купив типографию? («Зритель»)
|
2 команда Басня Эзопа «Лисица и виноград» Лисица и виноград
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»
|
ЭЗОП
- почему хозяин Эзопа философ Ксанф отпустил Э.на свободу? (Э. был намного умнее Ксанфа, постоянно высмеивал философию хозяина) - что представляют собой басни Э. (живые бытовые сценки) - как вы понимаете выражение «эзопов язык»? (Э. - был родоначальником жанра басни и языка иносказаний - эзопова языка) - сколько басен Э. сохранилось и какова их функция? (около 400, они наводят человека на размышления) |
3 команда Лафонтен Басня Петух и жемчужное зерно
Навозну кучу разрывая,
|
ЛАФОНТЕН
- во сколько Л.начал писать? (в 33 года) - в каком году вышло первое издание басен Лафонтена? (в 1668 году) - сколько книг оно включало? (6 книг) - а вышедшее издание в 1693 году сколько включало книг? (12) |
4 команда Федр Собака, несущая мясо через реку
К чужому рвёшься - по заслугам прочь своё!
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА |
ФЕДР
- родной язык Федра?(греческий)
|
Мотивация познавательной деятельности |
|
- Мы с вами о каком жанре литературы сегодня говорим?
|
Вникают в цель и задачи урока, определяют виды деятельности, предлагают план действий. Принимают участие в обсуждении вопроса о значимости умения анализировать басню, определять ее исторический и общечеловеческий смысл, вспоминают известное о событиях 1812 г. |
Целеполагание |
|
- Прослушайте, пожалуйста, аудиозапись и попробуйте ответить на вопрос: - Чем мы сегодня на уроке будем заниматься? Какой жанр литературы будем изучать? Кто автор басни, которую вы слушали?
- Какой порок обличает Крылов в этой басне?
|
Учатся внимательно слушать и слышать. Ведут диалог с учителем, рассказывают о своём понимании пороков, показанных автором в басне.
Называют человеческие пороки, осуждаемые в баснях, указывают на вечность этих пороков, подчеркивают актуальность поднимаемых авторами проблем. Вспоминают термин «басня», «мораль», «аллегория», «диалог».
|
Организация познавательной деятельности |
|
У. выслушивает ответы детей и предлагает им назвать ключевые (опорные) слова, которыми мы будем свами оперировать в течение всего урока. (У. открывает обр.сторону доски со словами:
жадность, лесть, притворство, хитрость, коварство, лживость, искренность, зависть, злоба, дружелюбие, открытость, душевность, непримиримость к чужим недостаткам, глупость, лень |
Слушают басню в исполнении актера, рассматривают иллюстрации. |
Чтение басни «чтение с остановками» - после каждой части дети останавливаются, делают предположения, рассказывают о своих ассоциациях, выписывают на чистый лист незнакомые или непонятные слова 1 ч «в минуту псарня стала адом»
Что было дальше, как выдумаете? 2 часть «пустился мой хитрец в переговоры»
Как вы думаете, что же было дальше? |
Отмечают черты героев сказок и басни (лицемерие, коварство, притворство, лживость, делают вывод и связи творчества Крылова с фольклором. |
3 часть «и волчьей клятвой утверждаю, что я…»
Прогнозируем, что же было дальше, поверил ли ему Ловчий 4 часть до конца
ЧТЕНИЕ БАСНИ Молча, про себя Жужжим 1 в команде читает, другие слушают Друг-другу в команде в паре, если 1 лишний он слушает любую пару Выходим по 1 чел.из команды и читаем по частям классу, оценивают чтение сами дети, комментируют их, разбирают ошибки А теперь поработаем над содержанием басни, у вас на каждом столе есть информационный лист. |
Используют разные виды чтения, учатся слушать других членов команды, активное внимание, задают вопросы, учатся не допускать ошибок при чтении.
Читают выразительно реплики, стараясь интонировать черты характера, делают выводы о характерах персонажей, отмечают роль диалога в создании образов. |
Ваша задача извлечь из него необходимую информацию. Давайте будем знакомиться с басней - опора на текст
Найдите этот приём в электроном источнике или в учебнике. |
Учатся находить нужную информацию в её многообразии, выбирать из общего частное, правильно отвечать на поставленный вопрос, формируют навык работы в коллективе. |
Запись в тетрадь понятия
- Аллегория - иносказание, (о каком-то явлении или предмете говорится не напрямую, а другими словами) воплощение какого-либо свойства человеч. характера (хитрости, глупости) в конкретном образе (лисы, осла и т.д.)
|
Работают в тетради, записывают термины, воспитание аккуратности, мобильности, учатся вступать в диалог, отвечать полными ответами. |
Зачитайте мораль басни, объясните её смысл | Делают выводы, обобщают, высказывают собственное мнение, развивают монологическую речь |
Какие выразительные средства языка использует баснописец в пр-ии? (аллегория, развернутое сравнение, гиперболы)
- Подберите пословицу (на слайде разные пословицы и среди них «Поджал хвост, что волк на псарне», занесенная в сборник Даля. - Какие слова из басни стали крылатыми, какие обороты вошли в нашу речь? - Что такое крылатые слова? (слайд) - Чему учит басня? Сделайте вывод. |
Учатся выбирать вариант дом. задания по силам. Осмысливают свои действия, оценивают, насколько удалось выполнить анализ басни, называют действия, без которых нельзя правильно выполнить задание |
Вывод: Произведение проникнуто патриотическим пафосом, чувством любви к Родине, ответственности за ее судьбу. В этой басне мораль заключается в словах Ловчего, реплика которого звучит последней. Рефлексия: напишите на отдельных листочках, какие человеческие пороки высмеивает басня Крылова «Волк на псарне» и заполните оценочный лист. Захотелось ли вам прочитать другие басни И.А.Крылова и басни современных поэтов? Почему? Какую домашнюю работу вам захотелось выполнить после нашего урока?
Предлагаю вам, ребята, и свои варианты:
Заполнение карт самооценки, выступление лидеров творческих групп. |
Использованная литература
- В.Гафт читает «Волк на псарне». - URL: https://petamusic.ru/ (дата обращения 07.10.2017).
- Литература: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 5-й класс: Пособие для учителей общеобразовательных организаций / М.Б.Багге, М.Г.Белова, Н.И.Роговцева. - M.; СПб.: Просвещение, 2016.- 204 с.
- Нестерова И.А. Технологическая карта урока // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru -[Электронный ресурс] Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/tehnologicheskaya-karta-uroka.html (дата обращения 14.07.17)
- Трунцева Т.Н. Проектирование технологических карт уроков литературы и русского языка. 5-9 классы. - М.: ВАКО, 2015. - 176 с.
- Технологическая карта урока как инструмент проектирования современного урока в общеобразовательной школе. Методическое пособие / Автор-составитель С.С.Пичугин. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2013. - 50 с.
- Уроки литературы. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. Организаций под ред. Ф.В.Чертова. - 2-е изд., переработанное, - М.: Просвещение, 2014, 159 с.
- Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Формирование у учащихся общеучебных умений. - М.: Изд-во Российского открытого университета, 1993. - 34 с.
- Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/305985 (дата обращения 15.07.17)