Возможность развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


Приоритетом образования в современном обществе становится формирование творческой и инициативной личности, развитие ее как активного и самостоятельного субъекта. Поэтому наиболее актуальным в педагогике является переход от репродуктивной модели образования, которая обеспечивает воспроизведение «готовых знаний», к продуктивной модели, направленной на активизацию познавательной деятельности ребенка.

Наряду с этим педагогическая практика отмечает снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста. Исследования, которые проводят в начальной школе, отмечают, что дети, поступающие в первый класс, имеют очень низкую познавательную активность. Следствием этого является ухудшение обучения, дети ничем не интересуются, редко задают познавательные вопросы, не проявляют желания получать новые знания, не хотят самостоятельности.

В научных исследованиях утверждается, что лучшим фактором развития познавательной активности является правильный выбор средств, позволяющих ребенку эффективно развиваться. Ведущим средством развития познавательной сферы личности и познавательной деятельности является продуктивная деятельность, которая будет стимулировать детскую активность.

Эта проблема развития познавательной активности старших дошкольников считается одной из самых актуальных в детской психологии, так как взаимодействие человека с реальным миром происходит из-за его активности и деятельности. Ведь активность - это обязательный источник формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Современные образовательные программы основаны на формировании у дошкольников не отдельных фрагментарных знаний о законах реального мира, а элементарных систем представлений о разных свойствах и отношениях предметов и явлений. В современных условиях информационного общества необходимо дать детям ключ к познанию действительности, а не ограничиваться статичной суммой знаний, как в традиционной системе умственного воспитания.

Правильная педагогическая организация деятельности старших дошкольников и систематическая и целенаправленная воспитательная деятельность способствует становлению познавательной активности как устойчивой черте личности ребенка и оказывает значительное влияние на его развитие. Новые Федеральные Государственные Стандарты ставят перед нами задачу смены образовательной парадигмы. Вместо передачи суммы знаний (как уже говорилось ранее) - развитие личности ребенка на основе освоения способов деятельности. А.Н. Леонтьев говорил, что деятельность можно определить, как специфический вид активности человека направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В дошкольном возрасте наряду с игрой, как ведущим видом деятельности, складываются различные формы продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др). Однако вопросы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности в дошкольном учреждении требуют дальнейшей разработки, что подтверждает актуальность темы статьи.

Анализируя литературу по данной теме, мы видим, что одни авторы - сторонники психофизиологического подхода - видят познавательную активность, как составляющую общего уровня активности человека, связанного с особенностями нервной системы. Такая точка зрения делает акцент на динамической стороне этого явления.

Представители деятельностного подхода - рассматривают познавательную активность, как познавательную деятельность и отводят ей место, близкое к потребности. Делают акцент на содержательном компоненте.

Таким образом, в познавательной активности выделяют две основные стороны: динамическую, характеризующую стремление к познанию, и содержательную, определяющую продуктивность в познании. [3] Рассмотрев исследования разных педагогов- психологов мы решили в своей работе придерживаться определения познавательной активности, как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира, так как каждому человеку от рождения присуща потребность в новых впечатлениях. И именно на основе этой потребности, в дошкольном возрасте, формируется стремление открыть и узнать что-то новое. [4]

В дошкольном детстве приобретает особую значимость проблема познавательной активности, так как именно в этом возрасте происходит становление ориентировочно-исследовательской деятельности, которая является ее основой. Мы можем выделить ученых, труды которых посвящены изучению этой темы: Л.А.Венгер, А.И.Голубева, Н.С.Денисенкова, О.М.Дьяченко, А.В. Запорожец и др. В своих работах они показали, что в дошкольном возрасте начинает формироваться познавательная деятельность. А направляет и побуждает ее познавательная задача. [1]

Особенности развития познавательной активности дошкольников выражается в проявлении познавательного интереса, любознательности, в задаваемых вопросах, рассуждении, сравнении, экспериментировании, проявлении в разных видах деятельности.

Д.Б.Эльконин считал, что наиболее характерные для дошкольного детства виды деятельности - сюжетно-ролевая игра и так называемая продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация и др.).

В детских учреждениях продуктивные виды деятельности проводятся в форме занятий рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием. Но в последнее время многие педагоги-психологи показывают, что школьно-урочная форма, при которой инициатива и направление деятельности полностью принадлежит взрослому, не способствует развитию детей. Одним из детских психологов проводивших исследования по этой проблеме была Н.А.Короткова [5]. В результате ее сравнительного эксперимента можно увидеть, что при школьно-урочной форме, у детей падает мотивация к деятельности, собственная активность и инициативность минимальны.

Н.А.Короткова предлагает педагогам отойти от учебной модели во время образовательной деятельности и перейти к партнерским формам работы взрослого с детьми. Назвать такие занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, как работу в «мастерской».

Во время такой деятельности педагог становится равноправным партнером-участником общей работы. В результате этого меняется:

  • стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному);
  • рабочее пространство, на котором происходит совместная работа (от отдельного места за «учительским столом», к месту за общим столом рядом с детьми);
  • отношение педагога к выполнению общей работы (от общего руководства, к участию в выполнении определенной части работы).

Положение детей при организации данной работы также меняется.

Дети сами решают участвовать им в общей работе или нет.

Детям разрешается:

  • садиться за общим столом как им хочется, общаться друг с другом по желанию, перемещаться по мере необходимости;
  • общаться с педагогом по всем интересующим их вопросам;
  • работать в том темпе в каком ребенку удобно;
  • детям можно заниматься своими делами не отвлекая других детей;
  • работу можно продолжить в другие дни. [2]

В результате проведения специально организованной продуктивной деятельности с детьми мы выявили, что конкретный продукт в этих видах деятельности стимулирует активность детей, вызывает у них эмоцию успеха.

Также мы увидели, что продуктивная деятельность, организованная в форме мастерской, где на первый план выходят партнерские отношения между воспитателем и детьми, где детям предоставляется большой выбор материала и способов действия, большая свобода деятельности, которые выступают также необходимыми условиями для познавательной активности детей, являются более эффективной, чем организованная деятельность в традиционной форме - занятие.

Мы можем предположить, что изменения в построении образовательной среды в детских садах будет способствовать развитию познавательной активности детей.

Список литературы

  1. Бурлакова И.А. Клопотова Е.Е. «Выявление познавательной активности ребенка старшего дошкольного возраста» \\ Психологическая диагностика 01.2011г.
  2. Доронова Т.Н. «Мастерская» как форма организации совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.
  3. Клопотова Е.Е. "Влияние образовательной ситуации детского сада на познавательную активность дошкольников". Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике.
  4. Клопотова Е.Е. «Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации» // Психологическая наука и образование. - М., 2005 - №2.
  5. Короткова Н.А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста» 2012 г.