Приоритетом образования в современном обществе становится формирование творческой и инициативной личности, развитие ее как активного и самостоятельного субъекта. Поэтому наиболее актуальным в педагогике является переход от репродуктивной модели образования, которая обеспечивает воспроизведение «готовых знаний», к продуктивной модели, направленной на активизацию познавательной деятельности ребенка.
Наряду с этим педагогическая практика отмечает снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста. Исследования, которые проводят в начальной школе, отмечают, что дети, поступающие в первый класс, имеют очень низкую познавательную активность. Следствием этого является ухудшение обучения, дети ничем не интересуются, редко задают познавательные вопросы, не проявляют желания получать новые знания, не хотят самостоятельности.
В научных исследованиях утверждается, что лучшим фактором развития познавательной активности является правильный выбор средств, позволяющих ребенку эффективно развиваться. Ведущим средством развития познавательной сферы личности и познавательной деятельности является продуктивная деятельность, которая будет стимулировать детскую активность.
Эта проблема развития познавательной активности старших дошкольников считается одной из самых актуальных в детской психологии, так как взаимодействие человека с реальным миром происходит из-за его активности и деятельности. Ведь активность - это обязательный источник формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Современные образовательные программы основаны на формировании у дошкольников не отдельных фрагментарных знаний о законах реального мира, а элементарных систем представлений о разных свойствах и отношениях предметов и явлений. В современных условиях информационного общества необходимо дать детям ключ к познанию действительности, а не ограничиваться статичной суммой знаний, как в традиционной системе умственного воспитания.
Правильная педагогическая организация деятельности старших дошкольников и систематическая и целенаправленная воспитательная деятельность способствует становлению познавательной активности как устойчивой черте личности ребенка и оказывает значительное влияние на его развитие. Новые Федеральные Государственные Стандарты ставят перед нами задачу смены образовательной парадигмы. Вместо передачи суммы знаний (как уже говорилось ранее) - развитие личности ребенка на основе освоения способов деятельности. А.Н. Леонтьев говорил, что деятельность можно определить, как специфический вид активности человека направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В дошкольном возрасте наряду с игрой, как ведущим видом деятельности, складываются различные формы продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др). Однако вопросы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности в дошкольном учреждении требуют дальнейшей разработки, что подтверждает актуальность темы статьи.
Анализируя литературу по данной теме, мы видим, что одни авторы - сторонники психофизиологического подхода - видят познавательную активность, как составляющую общего уровня активности человека, связанного с особенностями нервной системы. Такая точка зрения делает акцент на динамической стороне этого явления.
Представители деятельностного подхода - рассматривают познавательную активность, как познавательную деятельность и отводят ей место, близкое к потребности. Делают акцент на содержательном компоненте.
Таким образом, в познавательной активности выделяют две основные стороны: динамическую, характеризующую стремление к познанию, и содержательную, определяющую продуктивность в познании. [3] Рассмотрев исследования разных педагогов- психологов мы решили в своей работе придерживаться определения познавательной активности, как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира, так как каждому человеку от рождения присуща потребность в новых впечатлениях. И именно на основе этой потребности, в дошкольном возрасте, формируется стремление открыть и узнать что-то новое. [4]
В дошкольном детстве приобретает особую значимость проблема познавательной активности, так как именно в этом возрасте происходит становление ориентировочно-исследовательской деятельности, которая является ее основой. Мы можем выделить ученых, труды которых посвящены изучению этой темы: Л.А.Венгер, А.И.Голубева, Н.С.Денисенкова, О.М.Дьяченко, А.В. Запорожец и др. В своих работах они показали, что в дошкольном возрасте начинает формироваться познавательная деятельность. А направляет и побуждает ее познавательная задача. [1]
Особенности развития познавательной активности дошкольников выражается в проявлении познавательного интереса, любознательности, в задаваемых вопросах, рассуждении, сравнении, экспериментировании, проявлении в разных видах деятельности.
Д.Б.Эльконин считал, что наиболее характерные для дошкольного детства виды деятельности - сюжетно-ролевая игра и так называемая продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация и др.).
В детских учреждениях продуктивные виды деятельности проводятся в форме занятий рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием. Но в последнее время многие педагоги-психологи показывают, что школьно-урочная форма, при которой инициатива и направление деятельности полностью принадлежит взрослому, не способствует развитию детей. Одним из детских психологов проводивших исследования по этой проблеме была Н.А.Короткова [5]. В результате ее сравнительного эксперимента можно увидеть, что при школьно-урочной форме, у детей падает мотивация к деятельности, собственная активность и инициативность минимальны.
Н.А.Короткова предлагает педагогам отойти от учебной модели во время образовательной деятельности и перейти к партнерским формам работы взрослого с детьми. Назвать такие занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, как работу в «мастерской».
Во время такой деятельности педагог становится равноправным партнером-участником общей работы. В результате этого меняется:
- стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному);
- рабочее пространство, на котором происходит совместная работа (от отдельного места за «учительским столом», к месту за общим столом рядом с детьми);
- отношение педагога к выполнению общей работы (от общего руководства, к участию в выполнении определенной части работы).
Положение детей при организации данной работы также меняется.
Дети сами решают участвовать им в общей работе или нет.
Детям разрешается:
- садиться за общим столом как им хочется, общаться друг с другом по желанию, перемещаться по мере необходимости;
- общаться с педагогом по всем интересующим их вопросам;
- работать в том темпе в каком ребенку удобно;
- детям можно заниматься своими делами не отвлекая других детей;
- работу можно продолжить в другие дни. [2]
В результате проведения специально организованной продуктивной деятельности с детьми мы выявили, что конкретный продукт в этих видах деятельности стимулирует активность детей, вызывает у них эмоцию успеха.
Также мы увидели, что продуктивная деятельность, организованная в форме мастерской, где на первый план выходят партнерские отношения между воспитателем и детьми, где детям предоставляется большой выбор материала и способов действия, большая свобода деятельности, которые выступают также необходимыми условиями для познавательной активности детей, являются более эффективной, чем организованная деятельность в традиционной форме - занятие.
Мы можем предположить, что изменения в построении образовательной среды в детских садах будет способствовать развитию познавательной активности детей.
Список литературы
- Бурлакова И.А. Клопотова Е.Е. «Выявление познавательной активности ребенка старшего дошкольного возраста» \\ Психологическая диагностика 01.2011г.
- Доронова Т.Н. «Мастерская» как форма организации совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.
- Клопотова Е.Е. "Влияние образовательной ситуации детского сада на познавательную активность дошкольников". Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике.
- Клопотова Е.Е. «Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации» // Психологическая наука и образование. - М., 2005 - №2.
- Короткова Н.А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста» 2012 г.