Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка и математики

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: ЭОР


На сегодняшний день важным направлением использования ИКТ в обучении является применение электронно-образовательных ресурсов (ЭОР). ЭОР - это продукты учебного назначения, созданные с помощью ИКТ, включающие в себя мультимедийно оформленный учебный материал и методику использования его в процессе обучения. В практике обучения русскому языку и математике использую электронные приложения издательства «Просвещение» «Русский язык» к учебникам В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого и «Математика» к учебникам М.И.Моро. Данные электронные приложения являются важным компонентом УМК «Школа России». Они включают мультимедиаресурсы различных типов, расширяющих информационно-образовательное пространство УМК. Это анимации, видеофрагменты, фотографии, интерактивные игры, упражнения, тесты, проверочные работы. Обучающиеся с большим интересом работают на уроках с электронными приложениями. Использование электронных приложений по моим наблюдениям способствует повышению у детей мотивации к обучению, более качественному усвоению учебного материала. Предлагаю Вашему вниманию методические разработки уроков русского языка и математики с применением электронных приложений.

Методическая разработка урока русского языка по теме «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

Класс: 3.

Раздел программы. Части речи.

Тип урока. Изучение нового материала.

Цель урока: учить определять, когда надо писать мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

Планируемые результаты урока.

  • Личностные: формировать познавательный интерес к предмету.
  • Метапредметные:
    • понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя;
    • делать выводы из наблюдений, обобщать учебный материал;
    • формировать умение работать в парах при решении учебной задачи;
    • оценивать результаты учебной деятельности.
  • Предметные: выделять орфограмму «мягкий знак на конце имен существительных после шипящих» и правильно записывать слова с ней.

Ресурсы урока. Учебник «Русский язык» (часть 2) авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого (УМК «Школа России»), карточки с заданиями, электронная доска, ноутбук учителя, ноутбуки обучающихся, электронное приложение к учебнику «Русский язык».

Ход урока

1. Актуализация необходимых знаний в сочетании с чистописанием

- Ребята, сегодня у нас в гостях буква «мягкий знак». Спишите слова с буквой «мягкий знак» каллиграфически правильно.

Олень, конь, помощь, пеньки, семья, мышь, платье, пальто, вьюга, рожь, ручьи, печь.

- Определите, к какой части речи относятся слова.

- Слова отвечают на вопросы «кто?», «что?», обозначают предметы, значит, являются именами существительными.

- Определите число и род имен существительных.

- Имя существительное «олень» стоит в форме ед. ч., м. р., …

2. Мотивация учебной деятельности

- На какие три равные группы можно разделить данные слова?

Дети при выполнении упражнения актуализируют знания о «работах» буквы «мягкий знак» в словах русского языка. Одна из групп вызывает у них затруднения при объяснении роли буквы «мягкий знак»: помощь, мышь, рожь, печь. Они также наблюдают, что буква «мягкий знак» в этой группе слов пишется у имен существительных с шипящим звуком на конце женского рода, выдвигают свои предположения о причине написания, формулируют тему урока.

3. Организация учебной деятельности

- Откроем учебник на странице 31. Прочитаем тему нашего урока. С какими признаками нас сегодня интересуют слова?

- Имена существительные, с шипящими звуками на конце, женского рода.

- Давайте узнаем, почему в существительных помощь, мышь, рожь, печь пишется буква «мягкий знак». Для этого выполним задание 51.

Дети читают слова, отмечают, какие звуки они слышат на конце каждого слова, определяют род имен существительных, делают вывод, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется буква «мягкий знак».

- Сравним наш вывод с правилом Мудрой совы.

- Когда на конце имен существительных после шипящих звуков пишется буква «мягкий знак»?

- Буква «мягкий знак» пишется на конце имен существительных после шипящих звуков, если они женского рода.

- Что показывает буква «мягкий знак» у существительных с шипящим звуком на конце?

- Буква «мягкий знак» показывает, что перед нами имена существительные женского рода.

- Можно ли на слух определить, когда на конце имен существительных после шипящих звуков пишется буква «мягкий знак»?

- Нет, нельзя.

- Что мы можем сказать об этом месте на письме?

- Это место на письме «опасное», это орфограмма.

- Прочитаем следующее правило Мудрой совы.

- Что мы теперь знаем о букве «мягкий знак» в существительных женского рода с шипящими звуками на конце?

- Это орфограмма.

- Чему мы сегодня в ходе урока будем учиться?

- Правильно записывать имена существительные с шипящими звуками на конце.

- Для закрепления учебного материала поработаем за компьютерами. Запустите на своих ноутбуках с Рабочего стола программу «Русский язык», выберите в учебнике тему «Род имен существительных», в первой строке третье упражнение, выполните его совместно с соседом по парте.

Дети работают с электронным приложением, делят имена существительные с шипящим звуком на конце на две группы по родам.

- Объясните, на какие две группы вы разделили имена существительные?

- Мы делили имена существительные с шипящими звуками на конце на две группы по родам.

Проверка выполненного задания у электронной доски с объяснением выполняемых действий.

Отрабатывается алгоритм учебных действий:

  1. Часть речи: имя существительное.
  2. На конце шипящий звук.
  3. Род имени существительного: женский - мягкий знак пишется; мужской - мягкий знак не пишется.

- Когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется буква «мягкий знак»?..

- Что показывает буква «мягкий знак» у существительных с шипящим звуком на конце?..

- Продолжаем закреплять учебный материал, правильно писать имена существительные с шипящим на конце. Обратимся к учебнику. Выполним задание 53 на странице 32 с комментированием.

Дети при записи слов объясняют, почему на конце одних имен существительных они написали букву «мягкий знак», а на конце других нет.

- Зачем мы выполняли это задание? Чему учились?

- Учились правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце.

- Оцените, как вы поняли тему урока, для этого выполните за компьютером седьмое упражнение совместно с соседом по парте.

В задании нужно прослушать имя существительное с шипящим звуком на конце и правильно его записать в предложенном окне.

- Поднимите руки те, кто из вас справился с заданием на «отлично»?

- Какую тему мы сегодня изучали?

- Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

- Какой вывод мы можем сделать по теме урока?

- В именах существительных после шипящих женского рода пишется буква «мягкий знак».

- Буква «мягкий знак» показывает в именах существительных с шипящим на конце, что эти имена существительные женского рода.

- Написание буквы «мягкий знак» в именах существительных женского рода после шипящих - это орфограмма.

- Проверьте, как вы усвоили тему урока. Пользуясь правилом Мудрой совы, выполните самостоятельно задание с карточки.

Карточка №1. Прочитайте. Впишите в слова пропущенные буквы. Ж? Ш? Щ? Ч? ь?

Обру___, ре__, кирпи__, до__, бага__, пейза__, молодё__, ро__, шала__, роско__, бро__, мы__, пла__, помо__, бор__, ве__.

  1. Укажите род имён существительных.
  2. Поработайте в паре: проверьте друг у друга, как вы выполнили задание.

Дети вставляют в имена существительные пропущенные буквы шипящих звуков и где нужно букву «мягкий знак», указывают род. Выполняют взаимооценку.

- Ребята, поделитесь, насколько успешно вы выполнили задание? …

- Подумайте, почему вы получили такую отметку? …

- Что нужно сделать, чтобы улучшить или закрепить результат? …

4. Подведение итогов учебной деятельности

- Подведем итоги нашего урока. Для этого обратимся к первому заданию урока и сделаем памятку по теме «Работы буквы «мягкий знак» на письме и при чтении».

Дети выполняют обобщение по теме урока при помощи схем, включая новый материал в свою базу знаний по предмету.

- Используя памятку и правило Мудрой совы, выполните дома задание 59 в учебнике на странице 34 и задание на карточке.

- Запишите домашнее задание. В домашнем задании в учебнике нужно распределить слова по группам в зависимости от роли буквы «мягкий знак» и записать получившиеся группы в рабочую тетрадь. На карточке надо к каждому слову подобрать однокоренное имя существительное, которое состоит из корня и нулевого окончания и записать эти слова в рабочую тетрадь.

Карточка №2. Прочитайте.

Помощник - …, пейзажист - …, мощность - …, сторожка - …, печка - …, брошка - …, ёжик - ….

  • Подберите к каждому слову однокоренное имя существительное, которое состоит из корня и нулевого окончания. Запишите эти слова.
  • Пример: помощник - помощь, …

- Спасибо за урок.

Методическая разработка урока математики по теме «Присчитывание и отсчитывание по 2»

Класс: 1.

Раздел программы «Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание».

Тип урока. Закрепление изученного материала (2-й урок по теме).

Урок-путешествие по стране «Математика».

Цель урока. В ходе практической работы и наблюдений развивать у обучающихся умение прибавлять и вычитать число 2.

Задачи.

- В ходе выполнения различных заданий закреплять умение выполнять вычисления вида □ + 2, □ - 2.

- Организовать работу по формированию умений выполнять анализ задачи, записывать решение задачи.

Планируемые результаты.

  • Личностные: формировать интерес к предмету; осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
  • Метапредметные:
    • понимать и принимать учебную задачу, осуществлять её решение под руководством учителя;
    • планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя;
    • работать в паре;
    • контролировать и оценивать результаты своей работы;
    • выполнять мыслительные операции анализа, синтеза, делать умозаключения.
  • Предметные:
    • в результате выполнения практических действий, наблюдений закреплять сложение и вычитание с числом 2;
    • моделировать действия сложения и вычитания с помощью счётного материала, рисунков, числового ряда;
    • закреплять умение решать задачи.

Ресурсы урока:

  • учебник Моро М.И. «Математика» 1 класс (часть 1), ТПО Моро М.И. «Математика» 1 класс (часть 1), ноутбук учителя, презентация, проектор, электронная доска (экран), ноутбуки обучающихся, электронное приложение к учебнику, мяч, счётный материал для учителя и обучающихся;
  • карточки для работы в паре, компьютерное задание для индивидуальной работы;
  • медальки для поощрения, кружки-сигналы, изображения новогодних шаров с цифрами, карточки с цифрами от 1 до 10, цветные карандаши.

Ход урока

1. Оргмомент

Учитель. - Тихо сели, на меня все посмотрели. Прозвенел звонок, начинается урок. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране Математика с нашими друзьями Смешариками. По итогам урока я награжу самых внимательных, активных, сообразительных медальками по математике. Будем стараться? …

2. Определение темы и цели урока

- Посмотрите, мы будем путешествовать на паровозике. (На электронной доске демонстрируется презентация / Приложение 1 - слайд 1.) Главный вагон привёз тему нашего урока. Расшифруем её. (Прибавление к числу 2 и вычитание из числа 2.)

- Чему мы продолжаем учиться? (Прибавлять и вычитать число 2.)

- Ребята, зачем в нашей жизни нужно уметь быстро и правильно прибавлять и вычитать? Кто ещё как думает? (Дети высказывают свои мнения.)

Посмотрите, как важно хорошо знать математику.

3. Логическая разминка - работа с геометрическим материалом

- Ребята, вы внимательные? Давайте проверим вашу внимательность. Рассмотрите геометрические фигуры. (Слайд 2.)

- Назовите их. … Как можно эти геометрические фигуры назвать одним словом? … Какая фигура лишняя и почему? (Обучающиеся дают несколько вариантов ответа.)

- Мы с вами внимательные и можем отправиться в путешествие. Делаем, как я. (Учитель показывает движения. Обучающиеся повторяют за ним.)

- Едет, едет паровоз,
Много у него колес,
Мчится паровоз по кругу,
Машем мы рукой друг другу,
Тра-та-та, тра-та-та,
Занимай свои места!

4. Устный счёт

- Мы, ребята, прибыли на станцию «Числовая». (Слайд 3.)

- Как вы думаете, что мы на этой станции будем делать? … Встречает нас Нюша. Посмотрите на доску. Она расставила числа от 1 до 10. Всё ли правильно? Да или нет? Давайте исправим ошибки. Все ошибки исправили: да или нет? …

На доске карточки с цифрами: 1 2 3 5 4 6 8 7 9 10

- Девочки считают хором от 3 до 8.

- Мальчики считают хором от 9 до 2.

- Поиграем в игру «Назови число». Поднимите руки, кто готов.

Вопросы игры:

- Назовите следующее число для числа 5, для числа 8.

- Назовите предыдущее число для числа 6, для числа 9.

- Назовите соседей числа 4, соседей числа 7.

- Назовите число между числами 5 и 7; между числами 7 и 9.

- Что мы делали в гостях у Нюши? (Работали с числами от 1 до 10.)

- Прощаемся с Нюшей. Едем дальше.

- Едет, едет паровоз,
Много у него колес,
Мчится паровоз по кругу,
Машем мы рукой друг другу,
Тра-та-та, тра-та-та,
Занимай свои места!

5. Самоопределение к деятельности

- Мы прибыли на станцию «Считалкино». (Слайд 4.)

- Как вы думаете, что мы будем делать? … Встречает нас Крош. Вы, ребята, любите конфеты? Крош готовит для своих друзей новогодние подарки. Поможем ему? Он раскладывает конфеты по две каждому своему другу. Достаньте из разрезного материала красные квадраты. Это у вас будут конфеты.

1 ученик работает у доски с дидактическим материалом. Остальные обучающиеся работают с разрезным материалом за своим рабочим местом.

- Крош положил Нюше две конфеты. Потом Ёжику две конфеты. Сколько стало конфет? (4 конфеты.) Потом Совунье две конфеты. Сколько стало конфет? (6 конфет.) Потом Копатычу две конфеты. Сколько стало конфет? (8 конфет.) Потом Барашу две конфеты. Сколько стало конфет? (10 конфет.)

- Что мы сейчас делали? (Присчитывали по 2.) Повторим хором, как мы это делали? (Слайд 4. Анимация.)

- Поможем Крошу положить конфеты для друзей в новогодний мешочек. А вы, ребята, складываете конфеты-квадраты в конверт.

1 ученик работает у доски с дидактическим материалом. Остальные обучающиеся продолжают работать с разрезным материалом за своим рабочим местом.

- Сколько у нас конфет? (10 конфет.) Убрали в мешочек две конфеты для Нюши. Сколько осталось? (8 конфет.) Убрали две конфеты для Ёжика. Сколько осталось? (6 конфет.) Убрали 2 конфеты для Совуньи. Сколько осталось? (4 конфеты.) Убрали две конфеты для Копатыча. Сколько конфет осталось? (2 конфеты.) Убрали две конфеты для Бараша. Сколько конфет осталось? (0 конфет.)

- Что мы сейчас делали? (Отсчитывали по 2.) Повторим хором, как мы это делали. (Слайд 5. Анимация.)

- На счет «Раз, два, три» конверт отложили.

- Что мы делали у Кроша? (Присчитывали по 2 и отсчитывали по 2.)

- Мы с вами помогли Крошу приготовить новогодние подарки для друзей. Прощаемся с Крошем. Едем дальше.

- Едет, едет паровоз,
Много у него колес,
Мчится паровоз по кругу,
Машем мы рукой друг другу,
Тра-та-та, тра-та-та,
Занимай свои места!

6. Работа по теме урока

- Мы прибыли на станцию «Присчитай-ка, отсчитай-ка». (Слайд 6.)

- Как вы думаете, что мы будем делать? … Кто из вас любит праздновать Новый год? … Посмотрим, как Совунья готовится к Новому году. Откройте учебник на с. 94, рассмотрите №1. (Слайд 7.)

- Совунья репетирует с ребятами новогодний танец. Как дети построились для танца? Давайте сосчитаем детей по два. … Посмотрите ниже на первую розовую карточку. С какого числа начнём присчитывать? (С числа 2.) По сколько будем прибавлять? (По 2.) Работаем вместе. (Дети присчитывают по 2, начиная с двух.)

- Устроим соревнование между рядами. Какой ряд ответит без ошибки. Нашли в этом же ряду синие карточки. С какого числа они начинаются? (С числа 3.) По сколько будем прибавлять? (По 2.) Первый ряд по цепочке прибавляет по два, начинает с 3. (Дети присчитывают по 2, начиная с трёх.) Рассмотрите № 3. (Слайд 8.)

- Дети уходят со сцены по два. Найдите ниже первую розовую карточку. Какое там число? (Число 10.) Второй ряд уводите ребят со сцены. По сколько будем вычитать? (По 2.) Отсчитывайте по цепочке от 10 по 2. (Дети отсчитывают по 2, начиная с 10.) Найдите синие карточки в этом же ряду. С какого числа они начинаются? (С числа 9.) По сколько будем вычитать? (По 2.) Отсчитывайте третий ряд по цепочке от 9 по 2. (Дети отсчитывают по 2, начиная с 9.)

- В соревновании победила дружба.

- Учебник закрыли, отложили.

- Совунья любит не только танцевать, но и играть. Поднимите руки, кто из вас любит играть? Поиграем в игру «Весёлый мяч».

В ходе игры дети присчитывают по 2, начиная с 1; отсчитывают по 2, начиная с 9.

- Что мы учились делать? (Мы учились присчитывать и отсчитывать по 2.)

- Прощаемся с Совуньей. Едем дальше.

- Едет, едет паровоз,
Много у него колес,
Мчится паровоз по кругу,
Машем мы рукой друг другу,
Тра-та-та, тра-та-та,
Занимай свои места!

- Мы прибыли на станцию «Задачкино». (Слайд 9.)

- Как вы думаете, что мы будем делать? … Встречает нас Ёжик. Ёжик хочет нарядить ёлку к Новому году для своих друзей. Ребята, а вы любите наряжать новогоднюю ёлку? … Игрушки у Ёжика лежат в сундучке под замком. Чтобы открыть замок, ему надо решить задачу. Но без нашей помощи ему не обойтись. Поможем ему? … Откроем тетрадь на печатной основе на с. 34. Найдём задачу. (Слайд 10.)

1 ученик работает у доски.

- Читаем задачу. О чём задача? (О снежинках.) Читаем условие. … Рисуем простым карандашом схему. Сколько снежинок вырезал Дима? (Дима вырезал 2 снежинки.) Рисуем. Сколько снежинок вырезала Лена? (Лена вырезала 2 снежинки.) Рисуем. Читаем вопрос. … Сколько всего снежинок вырезали дети? (4 снежинки.) Как узнали? (К двум прибавили два.) Почему выбрали сложение? (Снежинки Димы и Лены объединили.) Записываем решение. (2+2=4 (сн.).) Записываем ответ. (Ответ: 4 снежинки.)

- Добавим Ёжику новогодних игрушек на ёлку. Решите задачи в стихах. Найдите ответы к задачам на новогодних шарах.

На доске изображения новогодних шаров с цифрами-ответами к стихотворным задачам.

1.

У пенёчка пять грибочков
И под ёлочкой их два.
Сколько будет всех грибочков? (7 грибочков)

2.

Десять весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Два из них устали
И от всех отстали.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (8 мишек)

3.

Три сереньких мышки проникли в квартиру,
Решили попробовать сыру.
Тут следом явились подружки -
Две сереньких мышки - норушки.
Кот спал в это время на крыше,
Про этот не ведая пир.
А ну сосчитай, сколько мышек
Съели оставленный сыр. (5 мышек.)

4.

К серой цапле на урок
Прилетели семь сорок.
А из них лишь две сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей - сорок
Прилетело на урок? (5 сорок.)

- Что мы делали у Ёжика? (Решали задачи на сложение и вычитание. В задачах прибавляли два и вычитали два.)

- Прощаемся с Ёжиком. Едем дальше.

- Едет, едет паровоз,
Много у него колес,
Мчится паровоз по кругу,
Машем мы рукой друг другу,
Тра-та-та, тра-та-та,
Занимай свои места!

Работа в паре.

- Мы на станции «Вычислялкино». (Слайд 11.)

- Встречает нас Бараш. Как вы думаете, что мы будем делать? … Работаем в паре на карточках. Берём карточку, кладём её на середину парты. Берём в руки ручки. Вычисляем значения числовых выражений. Советуемся друг с другом при выполнении задания. Когда я хлопну три раза в ладоши, вы заканчиваете свою работу.

Содержание карточки:

- Начинаем проверять. Один в паре читает выражение, другой - его значение. Проверяем ответ Бараша. … Оценим работу Бараша.В какой цвет раскрасим кружок?Почему? Оцените свою работу, раскрасьте кружок на карточке в нужный цвет. (Критерии оценивания: красный - «всё правильно, мы справились с работой»; зелёный - «мы допустили 1-2 ошибки, нам нужно ещё потренироваться в вычислениях»; синий - «мы допустили 3 и более ошибок, нам нужно потренироваться в вычислениях»). После урока нужно сдать карточку и при необходимости взять дополнительное тренировочное задание.

Индивидуальная работа на ноутбуке.

- Бараш решил разослать друзьям новогодние поздравления, но запутался в письмах. Давайте поможем ему. На ноутбуках запустите с Рабочего стола программу «Математика»; выберите «Часть 1», в списке тему «Сложение вида …+ 2 и вычитание вида …- 2», затем задание 1. (Учитель демонстрирует учебные действия на электронной доске.) (Слайд 12.)

Дети соединяют числовое выражение и его значение.

Обучающиеся самостоятельно выполняют задание.

- Поднимите руки, кто без ошибок справился с работой? … Хорошо.

- Давайте проверим результаты вашей работы у доски. (Дети по желанию выходят к электронной доске и показывают учебные действия.)

- Бараш очень любит играть в математическое домино. А вы, ребята, хотите сыграть? Тогда выберите в меню «Задание 2». Соедините домино и рисунок. Обучающиеся самостоятельно выполняют задание. (Слайд 13.)

- Поднимите руки, кто справился без ошибок? … Замечательно.

- Давайте проверим результаты вашей работы у доски. (Дети по желанию выходят к электронной доске и показывают учебные действия.)

- Прощаемся с Барашем. Едем дальше.

-Едет, едет паровоз,
Много у него колес,
Мчится паровоз по кругу,
Машем мы рукой друг другу,
Тра-та-та, тра-та-та,
Занимай свои места!

7. Подведение итогов урока

- Мы приехали на станцию «Конечная». (Слайд 14.)

- Наше путешествие закончилось. Чему мы сегодня учились на уроке? (Прибавляли и вычитали число 2. Решали задачи.)

- Оцените свою работу на уроке при помощи кружков. (Критерии оценивания: красный - у меня всё получилось, я справился со всеми заданиями урока; зелёный - у меня были ошибки, но большую часть заданий урока я выполнил правильно; синий - я старался, но у меня пока много ошибок). Покажите свой выбор. (Выборочно послушать 2-3 обучающихся, почему они выбрали этот кружок.)

- Уважаемые ребята, вы хорошо поработали на уроке. Спасибо вам за урок. Награда от меня и Смешариков. (Учитель раздаёт медальки с кратким комментарием. Дети вклеивают медальки в тетрадь своих достижений.)

Использованная литература

  1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник в 2 частях, часть 2. 3 класс. - М.: Просвещение, 2019.
  2. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь в 2 частях, часть 2. 3 класс. - М.: Просвещение, 2019.
  3. Моро М.И. Математика. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1 класс. 1 часть. М.: «Просвещение», 2019.
  4. Моро М.И. Математика. ТПО для общеобразовательных учреждений. 1 класс. 1 часть. - М.: «Просвещение», 2019.
  5. Математика. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Моро М.И. - М.: «Просвещение».
  6. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. - М.: Просвещение.

____________

* Стихотворные задачи, текст физминутки, картинки для презентации и медалек для урока математики взяты из сети Интернет.