Получение качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья сопряжено с рядом проблем. Даже здоровому ученику необходимо прикладывать значительные усилия для осмысления пройденного на уроке материала, выполнения домашних заданий, самостоятельного поиска и обработки информации. Для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учитель должен объективно, своевременно и качественно контролировать результативность обучения. На основе полученных данных определять и координировать темп их продвижения в программном материале, пошагово отслеживать уровень успешности усвоения учебного материала, вовремя реагировать на возникшие трудности. Основная проблема состоит в том, что здоровые ученики и с ограниченными возможностями здоровья обучаются в одном классе, а учебники и учебные материалы не учитывают индивидуальные возможности и особые потребности учеников с ограниченными возможностями здоровья.
В МОУ СОШ в 7-9-х классах обучаются пятеро учеников с ограниченными возможностями здоровья: двоим рекомендовано обучение по программам ЗПР, трое учеников - инвалиды по основному заболеванию со стороны эндокринной системы. У данных учеников в основном сохранен интеллект и нет явных физических патологий. Однако, они отличаются от остальных в классе инертностью мышления, пониженной работоспособностью, неустойчивостью внимания, импульсивностью и слабостью речевой регуляции, неспособностью длительное время удерживать и концентрировать внимание на том материале, который необходимо качественно усвоить, воспроизвести или систематизировать. Сложна для их восприятия не только физическая теория, но и практика решения задач, ведь для этого необходимы навыки математических вычислений и общая эрудиция.
Актуальность представленного опыта по формированию навыков экспериментальной деятельности по физике в домашних условиях обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется необходимостью поиска наиболее эффективного способа осуществления их качественного обучения, использование которого поможет выявить причины неуспеваемости, предупредить снижение интереса к предмету, выбрать для обучения ребенка соответствующий маршрут.
Возникает проблема: можно ли рассматривать домашний эксперимент как один из наиболее эффективных способов активизации познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья для усвоения программного материала и развития у них творческих способностей?
Проблему можно решить, приобщая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к выполнению самостоятельных практических действий в домашних условиях. Это усилит интерес учеников к познанию и смотивирует на достижение результата, повысит интерес к изучению физики, закложит прочную базу теоретических знаний, усвоенных учениками с ограниченными возможностями здоровья в процессе самостоятельной деятельности.
Особенности организации обучения физике учащихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом адаптации учебного материала
- Обучение предмету «Физика» детей с ограниченными возможностями здоровья ведется на основе тех же авторских и примерных программ и тех же УМК, что и в общеобразовательных классах. Содержание предметных областей не изменено.
- В требованиях к уровню освоения учебного материала для детей с ограниченными возможностями здоровья учитывается только базовый.
- Предусматривается уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем для обзорного или ознакомительного изучения, более упрощенно формулируются планируемые результаты обучения.
- Теория изучается без выводов сложных формул. Задачи, требующие применения объемных математических вычислений решаются учащимися с ограниченными возможностями здоровья с помощью учителя.
- При проектировании уроков планируется время на рассмотрение вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью. Максимальное использование межпредметных связей с географией, химией, биологией и другими науками позволяет ученикам с ОВЗ лучше осмыслить и более прочно закрепить полученные знания и практические умения.
- Критерии оценивания образовательных результатов основаны на уровневом подходе. Оценивание осуществляется регулярно (словесно или в виде отметки). К контрольно-оценочной деятельности приобщаются ученики с ограниченными возможностями здоровья с целью формирования у них навыков самооценки.
Приобщение учеников с ограниченными возможностями здоровья к выполнению домашнего эксперимента по физике. Примеры предлагаемых домашних экспериментов
Для осуществления экспериментальной деятельности учащиеся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья получают инструкцию по выполнению домашнего эксперимента, в которой дается перечень необходимого оборудования и точный алгоритм его выполнения. При выполнении работ учащиеся углубляют свои знания, повторяют изученный на уроках материал, развивают память и мышление, учатся анализировать идею и результаты опытов, самостоятельно делают выводы, могут привлекать к помощи родителей, что обеспечивает взаимопонимание и поддержку в семье. Работы, проделанные учеником самостоятельно, позволяют ему повысить самооценку, открыть новые грани, а полученные при этом положительные эмоции, надолго закрепляют в памяти нужную информацию. Все предлагаемые работы связаны с жизнью и дают возможность научиться давать объяснение окружающим его явлениям природы.
Применение в практике обучения физике домашних экспериментов активно влияет на выработку функциональной грамотности, которая необходима в быту и повышает их интерес к предмету.
Пример 1. Домашний эксперимент «Наблюдение диффузии», 7 класс
Цель работы: пронаблюдать диффузию в жидкости и исследовать ее зависимость от температуры жидкости.
Оборудование: сосуды с одинаковым количеством горячей и холодной воды, кристаллики марганцовки.
Инструкция к выполнению работы.
- Налейте из крана в один сосуд некоторое количество горячей воды, в другой - такое же количество холодной воды.
- Бросьте в сосуды кристаллики марганцовки.
- Понаблюдайте процессы, происходящие в сосудах через 20 с, через 10 мин, через 1 ч, через 2 ч.
- Объясните наблюдаемые явления.
- Сделайте вывод по результатам эксперимента.
- Выполните презентацию (видео), отражающую выполнение эксперимента.
Образовательные результаты учеников с ограниченными возможностями здоровья.
Предметные и метапредметные:
- на базовом уровне сформировано представление о диффузии, как о явлении самопроизвольного смешивания веществ, вследствие движения молекул;
- развито умение наблюдать и описывать диффузию в жидкостях, определять зависимость скорости диффузии от внешних факторов (температуры);
- развито умение планировать свою деятельность;
- развито умение осуществлять по алгоритму и анализировать ход эксперимента, формулировать вывод, представлять осуществление эксперимента в виде презентации (видео).
Личностные результаты: развитие памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение информации по теме; акцентирование внимания на ключевых элементах изученной темы; формирование уверенности в своих силах, повышение самооценки и интереса к знаниям по физике.
Пример 2. Домашний эксперимент «Определение плотности сливочного масла», 7 класс
Цель работы: определить плотность твердого тела правильной формы.
Оборудование: пачка замороженного сливочного масла (рис), линейка.
Инструкция к выполнению работы.
- Измерьте а - длину, b - ширину и с - толщину пачки сливочного масла в см.
- Рассчитайте объем пачки масла по формуле V = abc
- Найдите на пачке масла его массу.
- Рассчитайте плотность масла по формуле ρ= m / V в г/см3, перевести значение плотности в кг/м3.
- Занесите данные измерений и вычислений в таблицу:
а, см |
b, см |
с, см |
V, см3 |
m, г |
ρ, г/см3 |
ρ, кг/м3 |
|
|
|
|
|
|
|
6. Сделайте вывод по результатам эксперимента.
Образовательные результаты учеников с ограниченными возможностями здоровья.
Предметные и метапредметные:
- овладение знаниями по теме «Плотность» на базовом уровне;
- сформированы экспериментальные умения и навыки исследовательской деятельности: измерения, представление результатов измерения в виде таблицы, умение формулировать вывод по результатам эксперимента.
Личностные результаты:
- акцентирование внимания на ключевых элементах изученной темы,
- формирование уверенности в своих силах, повышение самооценки и интереса к знаниям по физике.
Темы домашнего эксперимента, проводимые в учебном году (7 класс):
- Измерение размеров малых тел,
- Измерение собственного давления на поверхность,
- Изучение действия архимедовой силы на плавающее яйцо,
- Изготовление весов, динамометра, рычага и др.
Пример 3. Домашний эксперимент «Исследование зависимости интенсивности испарения от рода жидкости, площади ее свободной поверхности и температуры», 8 класс
Цель работы: исследовать зависимость интенсивности испарения от рода жидкости, площади ее свободной поверхности и температуры.
Оборудование: сосуды с одинаковым количеством воды и растительного масла комнатной температуры, термометр, тарелка.
Инструкция к выполнению работы.
- Налейте в сосуды одинаковое количество воды и растительного масла, оставьте в помещении. Проследите за оставшимся количеством жидкости в сосудах через 2 дня. Сделайте вывод по результатам эксперимента.
- Налейте одинаковое количество воды в стакан и тарелку, оставьте в помещении. Проследите за оставшимся количеством жидкости в стакане и тарелке через 2 дня.
Сделайте вывод по результатам эксперимента. - Налейте в сосуды одинаковое количество воды, один сосуд оставить в помещении, другой вынести на балкон. Проследите за оставшимся количеством жидкости в сосудах через 2 дня.
Сделайте вывод по результатам эксперимента. - Выполните презентацию (видео), отражающую выполнение эксперимента.
Образовательные результаты учеников с ограниченными возможностями здоровья.
Предметные и метапредметные:
- овладение знаниями по теме «Испарение» на базовом уровне;
- акцентирование внимания на зависимости интенсивности испарения от рода жидкости, площади ее свободной поверхности и температуры;
- сформирование экспериментальных умений и навыков исследовательской деятельности: нахождение простейших закономерностей в протекании явлений, обобщения результатов, умение формулировать выводы по результатам эксперимента, представлять осуществление эксперимента в виде презентации.
Личностные результаты: формирование уверенности в своих силах, повышение самооценки и интереса к знаниям по физике.
Пример 4. Домашний эксперимент «Наблюдение явления дисперсии света», 8 класс
Цель работы: наблюдать разложение пучка белого света в спектр.
Оборудование: сосуд с водой, плоское зеркало, фонарик, лист белой бумаги.
Инструкция к выполнению работы.
- Наполните неглубокий сосуд водой, опустите с воду плоское зеркало, прижмите сосудом лист белой бумаги к стене.
- Направьте на зеркало свет фонарика, чтобы отраженные лучи падали на лист бумаги.
- Нарисуйте в тетради то, что появиться на бумаге.
- Сделайте вывод по результатам эксперимента.
- Выполните презентацию (видео), отражающую выполнение эксперимента.
Образовательные результаты учеников с ограниченными возможностями здоровья.
Предметные и метапредметные:
- овладение знаниями по теме «Световые явления. Дисперсия света» на базовом уровне;
- акцентирование внимания на условии получения радуги в домашних условиях;
- сформирование экспериментальных умений и навыков исследовательской деятельности: наблюдения дисперсии, выявления причинно-следственных связей между научными фактами, проверка их достоверности, обобщения результатов, умение формулировать выводы по результатам эксперимента, представлять осуществление эксперимента в виде презентации.
Личностные результаты: формирование уверенности в своих силах, повышение самооценки и интереса к знаниям по физике.
Темы домашнего эксперимента, проводимые в учебном году (8 класс):
- Исследование ледяных узоров на стеклах,
- Наблюдение статического электричества,
- Исследование явления преломления света на границе воздух-вода и др.
Пример 5. Домашний эксперимент «Изучение прямолинейного равномерного движения», 9 класс
Цель работы: изучить равномерное прямолинейное движение заводной игрушки, определить скорость равномерного прямолинейного движения.
Оборудование: заводная игрушка, линейка, секундомер.
Инструкция к выполнению работы.
Поставьте заводную игрушку на край стола, измерьте длину стола - пройденный путь.
- Заведите игрушку. Пронаблюдайте за ее прямолинейным равномерным движением вдоль стола, измерьте время движения.
- Повторите опыт еще два раза для разных путей s .
- Рассчитайте скорость движения по формуле υ= s / tи среднее значение скорости по формуле υср=(υ1+υ2+υ3)/3.
- Занесите данные измерений и вычислений в таблицу:
№ оп |
s, м |
t, с |
v м/с |
vср, м/с |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
6. Сделайте вывод по результатам эксперимента.
Образовательные результаты учеников с ограниченными возможностями здоровья.
Предметные и метапредметные:
- овладение знаниями по теме «Скорость равномерного прямолинейного движения» на базовом уровне;
- акцентирование внимания на изучение равномерного прямолинейного движения в домашних условиях;
- сформирование экспериментальных умений и навыков исследовательской деятельности: выявления причинно-следственных связей, обобщения результатов, умение формулировать выводы по результатам эксперимента, представлять осуществление эксперимента в виде таблицы.
Личностные результаты: формирование уверенности в своих силах, повышение самооценки и интереса к знаниям по физике.
Пример 6. Домашний эксперимент № 2 «Измерение мощности человека», 9 класс
Цель работы: научиться измерять собственную мощность при подъеме по лестнице здания.
Оборудование: весы, секундомер.
Инструкция к выполнению работы.
- Определите свою массу взвешиванием.
- Определите время подьема на 3-5 этаж.
- Рассчитайте высоту подъема по формуле h = h1 ∙ n, где n-количество этажей, h1=3 м - средняя высота каждого этажа.
- Рассчитайте мощность, развиваемую вами при подъеме по формуле N = mgh / t.
- Занесите данные измерений и вычислений в таблицу:
m, кг |
n |
h, м |
N, Вт |
|
|
|
|
6. Сделайте вывод по результатам эксперимента.
Образовательные результаты учеников с ограниченными возможностями здоровья.
Предметные и метапредметные:
- овладение знаниями по теме «Мощность» на базовом уровне;
- акцентирование внимания на его изучении в домашних условиях;
- сформирование экспериментальных умений: измерения, представления результатов измерения в виде таблицы, умение формулировать вывод по результатам эксперимента.
Личностные результаты: формирование уверенности в своих силах, повышение самооценки и интереса к знаниям по физике.
Темы домашнего эксперимента, проводимые в учебном году (9 класс):
- Проверка закона инерции,
- Исследование взаимодействия магнитов,
- Исследование звука и др.
Домашний эксперимент является важной частью любого урока физики и имеет огромный образовательный и развивающий потенциал. Приобщение учеников с ограниченными возможностями здоровья к экспериментальной деятельности в домашних условиях позволяет учителю в наглядной и доступной форме представить изучаемый материал. Это один из самых эффективных способов достижения положительных образовательных результатов. Активные формы обучения учеников с ограниченными возможностями здоровья , к которым относится домашняя экспериментальная деятельность, способствует возникновению чувства уверенности в успехе и любознательности, появляется возможность проявить свои творческие способности и индивидуальность. Учебный успех усиливает мотивацию учеников с ограниченными возможностями здоровья, у них формируется познавательная самостоятельность, ответственность, воспитывается трудолюбие.
Экспериментальная деятельность позволяет формировать и развивать систему универсальных учебных действий: проведение простейших наблюдений, измерений, опытов, анализ, синтез, сравнение, сопоставление, оценивание, умозаключение, высказывание собственного мнения и его обоснование, представление результатов работы в различных формах.
Таким образом, приобщение учеников с ограниченными возможностями здоровья к домашней экспериментальной деятельности позволяет осуществить переход от «живого» созерцания к научному познанию и направлено на стимулирование их деятельности, на облегчение усвоения изучаемого материала с эффектом значительного повышения их работоспособности и психологической активности.
Список литературы
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Концепция Федерального Государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 2013.
- Физика. 7 класс: учебник / И.М.Перышкин, Е.М.Гутник. - М.: Просвещение, 2019.
- Физика. 8 класс. В 2 ч. Ч.1: учебник для общеобразовательных организаций/ Л.Э.Генденштейн, А.Б.Кайдалов. - М.: Мнемозина, 2018.
- Физика. 9 класс. В 2 ч. Ч.1: учебник для общеобразовательных организаций/ Л.Э.Генденштейн, А.Б.Кайдалов. - М.: Мнемозина, 2018.
- Домашние эксперименты по физике для 7-9 классов. Методические указания / Сорока Д.С., Шевчук Е.П. - Усть-Каменогорск: Издательство ВКГУ им. С.Аманжолова, 2017.
- Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. - М.: Народное образование, 2001.