Формирование читательской грамотности на уроке английского языка как компонента функциональной грамотности на примере несплошных текстов

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык, читательская грамотность


Одно из наиболее распространённых определений функциональной грамотности дал российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [2]. Данное определение можно дополнить тем, что функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество.

Основными компонентами функциональной грамотности являются:

  1. Математическая грамотность
  2. Читательская грамотность
  3. Естественно-научная грамотность
  4. Финансовая грамотность
  5. Глобальные компетенции
  6. Креативное мышление

Важной частью функциональной грамотности, на наш взгляд, является читательская грамотность. Читательская грамотность - это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных жизненных задач, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей.

В своей работе порой приходится сталкиваться с некоторыми проблемами и затруднениями обучающихся при работе с иноязычным текстом, а именно: учащиеся не знают значений многих слов, не умеют читать диаграммы, не умеют озаглавить текст, не понимают смысла написанного, не могут выделить ключевые слова, не в состоянии сформулировать вопрос.

А ведь английский язык - это учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на уроках формируется мышление, прививается чувство любви к иностранному языку и культуре, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение других учебных дисциплин.

Формированию читательской грамотности учащихся способствуют, на наш взгляд, задания с использованием так называемых сплошных и несплошных текстов.

К сплошным текстам (без визуальных изображений) относят тексты, читаемые в повседневной жизни. Это тексты разных видов и жанров:

  • описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и т.д.);
  • повествование (рассказ, стихотворение, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов и т.д.);
  • рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).

К несплошным текстам (с визуальными изображениями) относятся графики, диаграммы, таблицы, схемы (кластеры), географические карты и карты местности, план помещения, входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, списки, картинки, туристические брошюрки и т.д. Несплошные тексты - это тексты, в которых информация представляется невербальным или не только вербальным способом. В современном обществе несплошной текст используется все чаще и чаще.

Хотелось бы детальнее остановиться на несплошных текстах, поскольку работа с ними позволяет учащемуся научиться критически мыслить, способствует развитию личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий (УУД). В наших рабочих учебниках Spotlight за 5-9 класс в достаточном количестве представлены несплошные тексты и разнообразные задания к ним. В дополнение к этому часто предлагаю своим учащимся задание, например, создать текст на основе несплошного текста, представленного в виде афиши или билета в кино или на концерт (в зависимости от изучаемой темы и лексики; а также немаловажно, чтобы содержание соответствовало возрастным особенностям учащихся и находилось в сфере их познавательных интересов). Можно заранее сформулировать несколько вопросов касательно содержания текста. Задача ученика - составить связный сплошной текст на основе извлеченной информации.

Для облегчения начала работы с несплошным текстом учащимся можно задать наводящие вопросы «Where can we find this poster? / Где мы можем увидеть такой плакат?» или «Who is the target reader of the article? / Кто является целевой аудиторией данной рекламы?». Если класс менее подготовлен, то можно предложить варианты ответов с выбором единственного верного.

Не менее интересно и продуктивно задание на составление диалогов и полилогов по увиденной афише, рекламе, объявлению или буклета (опять же на фоне изучаемой темы и лексики). Ведь таким образом достигается формирование иноязычной коммуникативной компетенции.

Задания для работы с несплошными текстами можно готовить как по отдельности, так и целым комплексом. Задания могут быть направлены на оценку сформированности различных читательских умений: осмысление и оценивание содержания и формы текста, нахождение и извлечение информации из текста, интеграция и интерпретация информации и т.д. Для активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся можно воспользоваться словарями и дополнительными информационными источниками.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа с несплошными текстами на уроках английского языка позволяет научить ребенка не только критически мыслить, но и способствует формированию читательской грамотности, что, в свою очередь, становится значимым результатом функциональной грамотности.

Список литературы

  1. Бубнова, Г.И. Работа с несплошными текстами при обучении иностранному языку / Г.И.Бубнова. - Текст: непосредственный // Иностранные языки в школе. - 2016. - №3. - С.27-36.
  2. Леонтьев, А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Начальная шк.: плюс-минус. - №10. - 1999. - С.5.
  3. Образовательная социальная сеть nsportal.ru: сайт. - URL: Проектирование заданий, ориентированных на формирование читательской грамотности на уроках английского языка. (дата обращения: 28.08.2023)