В современных условиях развития общества, в век информационных технологий, существует проблема неразвитой речи подрастающего поколения. Вместе с тем многие воспитатели и учителя начальных классов отмечают, что современные дошкольники и ученики младших классов очень поздно начинают говорить, а многие из них говорят с дефектами в произношении. Также участились случаи, когда ребёнку ставят ТНР (тяжёлые нарушения речи).
Сегодня существует такая тенденция, когда в проблемах развития, воспитания ребёнка многие винят именно педагогический состав, что они не способны работать с детьми. Однако, полная вина лежит на родителях, т.к. именно они вводят своего ребёнка в новый мир.
Основная проблема заключается в том, что современные родители мало уделяют времени и внимания своему ребёнку. Формирование речи ребёнка полностью зависит от взаимодействия и правильного общения с ранних лет. Многие психологи и педагоги отмечают, что с ребёнком необходимо общаться с самого рождения. Так малыш начинает слышать, узнавать своих близких, проявлять эмоции, давать знак, что он слышит и понимает.
Дошкольный возраст - это тот возрастной период, который является наиболее сенситивным для усвоения ребёнком разговорной речи, изучения родного языка, становления всех сторон речи.
Те дети, которые хорошо владеют речью, при поступлении в школу, способны чётко излагать свои мысли, грамотно читают и быстро обучаются письму. А что делать с детьми, у которых слабо развиты речевые навыки, некоторые из них, условно говоря, «мычат». Как правило, такие дети отстают в учёбе по всем предметам, испытывают трудности на протяжении всех лет обучения, оказываются в числе неуспешных и отстающих учеников.
Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости - проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь. Как помочь таким ребятам?
Что делать, если вы замечаете у одного из своих первоклассников нарушение речи?
Не все нарушения речи сразу заметны: возможно, пока ребенок не пытался читать и писать, проблемы были неочевидны. К тому же логопедические нарушения имеют свойство прогрессировать со временем. Часто родители обнаруживают у ребенка-дошкольника задержку речевого развития, начинают водить его к специалисту и прекращают занятия, как только ребенок достигает видимых результатов. Проходит год, и все неприятности возвращаются. Чтобы принять решение о том, насколько тяжелые нарушения речи наблюдаются у ребенка, вы можете инициировать созыв школьной комиссии, состоящей из завуча, школьного логопеда и психолога. Комиссия посещает ваши уроки, наблюдает за ребенком и затем принимает решение о переводе ребенка в специальную школу, о формировании для него индивидуального плана и т.д. Однако начать стоит с более мягкой меры: поговорите с родителями ребенка, укажите на тревожные сигналы, которые вы заметили, и убедите родителей показать ребенка логопеду.
4 аргумента, которые вы смело можете использовать, когда советуете родителям найти для ребенка логопеда:
Речь - это ключ к успешной жизни. «Заговори, чтобы я тебя увидел» - эта сократовская фраза и теперь актуальна как никогда. О человеке всегда судят по тому, как он изъясняет свои мысли, легко ли ему выходить на контакт с людьми, может ли он объяснить, что ему нужно. Не всегда, чтобы правильно говорить, достаточно уметь произносить «р» и «ш».
Логопедические нарушения - серьезное препятствие для успешной учебы. Иногда нам кажется: ребенок в седьмом классе пишет с ужасными ошибками, потому что ленится, не старается, не хочет выучить правило. А на самом деле он просто не может писать грамотно, потому что не так воспринимает речь. Неграмотные сочинения и изложения, проваленные устные экзамены, а потом сложности при написании писем, как личных, так и деловых - это самые поверхностные нарушения качества жизни человека, который вовремя не освоил грамотную речь.
Неисправленные речевые нарушения снижают качество жизни человека. Наиболее частые осложнения речевых отклонений - дислексия и дисграфия. Ребенок может до старости читать по складам, испытывать огромные сложности при написании любой простой записки. Со временем к этим осложнениям добавляются психологические трудности - избегание текста, публичных выступлений и т.д.
На раннем этапе все можно исправить. А если не исправить до конца, то научиться поддерживать в таком состоянии, чтобы ребенок мог продолжать учиться, не испытывать постоянного дискомфорта.