Слайд 1 |
Уважаемые коллеги, приглашаем вас принять участие в семинаре-практикуме по теме «Песочная игротерапия». |
Слайд 2 |
Песок обладает удивительными свойствами. Сыпучесть песка, его приятная на ощупь текстура и возможность песчинок цепляться друг за друга делают песок привлекательным для детей и даже взрослых.
|
Слайд 3 |
Песочная терапия будет полезна всем, однако наиболее актуальна она для детей, которые столкнулись со следующими проблемами:
Помимо психологической помощи ребенку, песочная игротерапия предоставляет следующие возможности:
|
Слайд 4 |
Ознакомимся с противопоказаниями к использованию песочной терапии.
Предельно осторожно ведется работа с песком с жертвами насилия. С насилием, особенно телесным, метафора погружения в песок - это всегда метафора погружения в собственное тело. Если к Вам на занятие пришёл человек, у которого был опыт телесного насилия или сексуального, или любого другого, то у него могут быть сложности с песком. Часто могут возникать резкие негативные чувства. Сейчас самое время провести осмотр своих рук и заклеить пластырем порезы и ранки. Протереть руки влажной салфеткой. |
Слайд 5 |
На следующем слайде вы можете ознакомиться с требованиями к работе с песком. Требования к работе с песком
Применять в коррекционной работе песочные игры необходимо и возможно кто-то из нас проводим и терапевтическую работу с песком.
|
Слайд 6 |
Игра «Встаньте те, кто…» Встаньте те, кто…
Спасибо за участие.
|
Слайд 7 |
Техника знакомства с песком (модифицированная Е.Тарарина) Цель: знакомство со свойствами и возможностями песка. Задачи:
Инвентарь: песочница с песком. Время работы: 10-15 минут. Возрастные рамки применения: клиенты от 3 лет и старше. Алгоритм работы. Каждому ребенку предоставляется ящик с песком, в котором предлагается совершить определённые манипуляции.
Пожалуйста:
Игра «Дождик из песка» для самых маленьких. Педагог или родитель просит кроху положить ручки в песочницу и сыпет песок на детскую ладошку в виде дождика. Можно создавать маленький дождь, а можно большущий ливень. Когда малыш освоится и полюбит песок, предложите ему соорудить дождь самому, пусть теперь он льется на ваши руки.
Игровое упражнение «Вслепую».
Применяется с целью познакомить детей со способами рисования на песке для развития моторики рук и улучшения координации.
Выводы. Знакомство со свойствами песка является обязательным элементом до начала работы с ним. Это помогает ребенку установить контакт с материалом, снять механизмы психологических защит, погрузиться в безопасное состояние контроля своих действий. |
Слайд 8 |
Техника «Волшебные ладошки» (авторская, И.Дронь) Цель: повышение самооценки, установление доверительного контакта. Задачи:
Инвентарь: песочница с песком. Время работы: 15-20 минут. Возрастные рамки применения: дети дошкольного и младшего школьного возраста. Алгоритм работы. Знакомство с песочком: «Пройдитесь» по поверхности песка поочерёдно каждым пальцем сначала одной, потом другой руки, затем указательными, большими, средними, безымянными, мизинцами обеих рук одновременно. «Поскользите» ладонями по поверхности песка, делая зигзагообразные и круговые движения (как машинка, санки, змейки и т.д.). «Поиграйте» на поверхности песка, как на клавиатуре пианино, сравните с ощущениями от тех же движений по твердой поверхности. Порисуйте на песке палочками. Пофантазируйте. Поищите сходство песочных узоров с объектами окружающего мира. В конце разровняйте песочек и сделайте на поверхности отпечатки ладошек. Возьмите карандаш или палочку и обведите их, а затем выложите красивыми камешками (бусинками и т.д.). Затем посмотрите на свои ладошки. Обратите внимание, что на наших ладошках в отличие от тех, которые остались на песке, есть разные линии. Слегка обведите карандашом свои линии на ладошке, а затем перенесите их на «песочную» ладошку. Можно дать ей имя. Обязательно попрощайтесь с песочком и поблагодарите его. Выводы. Такая работа помогает лучше познакомиться с ребёнком, установить с ним более доверительные отношения, она даёт ощущение собственной уникальности и развивает речевую креативность. |
Слайд 9 |
Техника «Пальчиковые походы» (авторская, Е.Тарарина) Цель: развитие произвольности психических процессов. Задачи:
Инвентарь: лист бумаги АЗ, А4 или А5 (в зависимости от возраста ребёнка), бусинка или маленькая игрушка, повязка для глаз. Время работы: индивидуально для каждого ребёнка. Возрастные рамки применения: дети от 3-х до 8 лет. Алгоритм работы. Вступление. Берём лист бумаги соответственно возрасту ребёнка (3 года - АЗ, 4-8 лет - А4), завязываем ребёнку глаза. Размещаем бусинку в пределах листа бумаги. Основная часть. Ребёнок должен найти бусинку касательными движениями одного пальца руки. Шажки должны быть очень маленькими, за один ход палец нельзя перемещать с одного края листа на другой. В следующей попытке ребёнок может сменить руку или использовать другой палец. Чтобы разнообразить тактильные ощущения ребёнка, в работе можно использовать бумагу для рукоделия разной фактуры или на лист обычной бумаги можно насыпать манку; также бусинку можно искать и в песочнице. Выводы. Дети с нормой в развитии передвигаются по всей плоскости листа. Дети с задержкой психического развития двигаются по кругу. Гиперактивные дети учатся концентрировать внимание и правильно его распределять, усваивают понятие границы. |
Слайд 10 |
Как вы себя чувствуете?
В заключение хочу пожелать беречь в себе специалиста, продолжать использовать практику песочной терапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. А также применять ее как практику самопомощи, профилактику эмоционального выгорания. |