Повышенная тревожность у детей младшего школьного возраста. Родительское собрание

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Работа с родителями, Школьная психологическая служба

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: родительское собрание, тревожность и страхи


Форма проведения собрания - тренинг.

Задачи родительского собрания:

  • Познакомить родителей с понятием «повышенная тревожность», научить практическим приёмам коррекции тревожности у детей.
  • Помочь выработать правильный стиль семейного воспитания, чтобы избежать появления устойчивой тревожности.
  • Познакомить родителей с информационными ресурсами, которые помогут выявить наличие тревожности у ребёнка и способам борьбы с ней.
  • Диагностировать уровень тревожности у детей класса.

Подготовка к родительскому собранию

Это собрание - тренинг требует серьёзной подготовки со стороны учителя, так как тема очень важная и может быть интересна большому количеству родителей, столкнувшихся с подобной проблемой. Учителю, а по возможности и психологу необходимо ознакомиться с нормативной базой и другими документами по теме. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме. Подготовить ответы на предполагаемые вопросы родителей. Сюда входит подготовка бланков экспресс-анкеты для родителей, подготовка памяток, упражнений для проведения тренинга. Хорошо было бы подготовить приглашения на собрание для обоих родителей.

В тренинге принимают участие учитель, родители учащихся, по возможности, психолог школы.

План родительского собрания.

  • Вступительное слово учителя.
  • Экспресс-анкетирование родителей.
  • Родительский тренинг.
  • Ответы на вопросы родителей.
  • Принятие решения родительского собрания. Подведение итогов.

Ход собрания

Уважаемые родители, наш сегодняшний тренинг посвящён проблеме, о наличии которой у вашего ребёнка вы возможно даже не подозреваете. Тревожность - это не тревога, это не то эпизодически возникающее в различных жизненных ситуациях состояние беспокойства, которое довольно быстро проходит. Тревожность - это устойчивое состояние психологической напряжённости, очень долгое по времени и влияющее не только на поведенческие моменты, но и на весь организм в целом.

Тревожность - это не страх (страх высоты, темноты, публичных выступлений). Тревожность проявляется почти всегда и не связана с какой-то конкретной ситуацией.

Большинство учёных считает, что тревожность вызвана нарушением детско-родительских отношений. Это внутренний конфликт маленького человека, который вызван:

  • противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой;
  • завышенными требованиями к своему ребёнку (стань отличником, чемпионом и т.д.);
  • негативными требованиями, унижающими ребёнка.

В младшем школьном возрасте от повышенной тревожности чаще всего страдают мальчики (их беспокоят насилие и наказание). Девочки более подвержены тревожности после 12 лет (их волнуют взаимоотношения с другими людьми).

Надо помнить, что тревожность ребёнка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Если родители не удовлетворены своей жизнью - тревожность детей в семье только возрастает.

Подумайте, замечали ли вы следующие симптомы у своего ребёнка:

  • нарушение сна;
  • постоянное беспокойство;
  • трудности с концентрацией внимания;
  • мышечное напряжение;
  • раздражительность.

Именно эти признаки психологи считают основными критериями определения тревожности у детей.

Сейчас я раздам вам анкету, которую вы очень быстро оцените и посчитаете результаты. Положительный ответ - балл.

Экспресс-анкета

  1. Не может работать долго, не уставая.
  2. Ему трудно сосредоточиться на чём-то.
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  4. Во время выполнения заданий очень напряжён, скован.
  5. Смущается чаще других.
  6. Часто говорит о напряжённых ситуациях.
  7. Краснеет в незнакомой обстановке.
  8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
  9. Руки у него обычно холодные и влажные.
  10. У него нередко бывает расстройство стула.
  11. Сильно потеет. Когда волнуется.
  12. Не обладает хорошим аппетитом.
  13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
  15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  16. Часто плачет.
  17. Плохо переносит ожидание.
  18. Не любит браться за новое дело.
  19. Не уверен в себе, в своих силах.
  20. Боится трудностей.

Если сумма баллов составляет от 15 до 20 баллов - у ребёнка высокий уровень тревожности, от 7 до 14 баллов - средний, если сумма не превышает 6 баллов - низкий.

Чтобы помочь тревожному ребёнку, родители и учителя должны совместно проводить работу трёх направлениях:

  1. Повышение самооценки.
  2. Обучение ребёнка умению управлять собой в конкретных ситуациях.
  3. Снятие мышечного напряжения.

Хочу предложить вам несколько игр и психотехнических упражнений, которые помогу нашим детям быть спокойнее.

Упражнение №1. «Похвала»

Необходимо ежедневно хвалить ребёнка даже за незначительные успехи, делать это искренне. В любой ситуации можно найти повод для похвалы. Давайте поищем предполагаемые ситуации, когда необходимо найти за что и как похвалить своего ребёнка.

Упражнение №2. «Комплименты»

Очень поможет игра «Комплименты», если вы будете играть в неё всей семьёй. Каждый член семьи по кругу говорит комплимент, потом направление меняется.

Упражнение №3. «Камушек в ботинке»

Тревожные дети не сообщают открыто о своих проблемах, иногда просто скрывают их. Привлечь ребёнка к тому, что его волнует, можно с помощью простого приёма. «Помнишь, как однажды тебе попал камушек в ботинок? Он сильно мешал, а когда мы его вытряхнули, оказалось, что он такой маленький. Но тебе сразу стало легче. Так и с проблемами: нужно говорить о своих проблемах, сразу, как только они появляются. Давай договоримся, если кто-то из нас скажет: «У меня камушек в ботинке», мы сразу поймём друг друга и сможем об этом поговорить». Когда малыш научится распознавать свои эмоции и говорить о них, половину проблемы тревожности можно будет считать решённой.

Упражнение №4. «Воздушный шар»

Снимает напряжение, успокаивает ребёнка.

Все играющие сидят в кругу. Даётся команда: «Надуть шарик!». Играющие начинают надувать воображаемый шарик, представляю, как он увеличивается в размерах. Дуют осторожно, чтобы шарик не лопнул.

Упражнение №5. «Шалтай-Болтай»

Расслабляет мышцы рук, спины, груди.

Сначала туловище поворачивается вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» все резко наклоняются.

Упражнение №6 «Гусеница»

Сейчас мы станем одной большой гусеницей. Строимся цепочкой, руки располагаем на плечах впереди стоящего. Между животом и спиной стоящих рядом зажимаем воздушный шар. Так, в единой цепи, нужно пройти по определённому маршруту.

Сейчас вы можете задать вопросы, которые возникли по ходу тренинга.

Проект решения собрания

  1. Рекомендовать тем родителям, кому это необходимо, записаться на приём к психологу.
  2. Рекомендовать родителям внимательно относиться к проблеме детской тревожности.

Уважаемые родители, благодарю вас за то, что вы пришли сегодня на наш тренинг. Сейчас я вручу вам памятки для родителей. Надеюсь, они будут вам полезны.

Памятка для родителей

  1. Даже если вы не удовлетворены поведением и успехами своего ребёнка, это ещё не повод, чтобы отказывать ему в любви и поддержке. Пусть он живёт в атмосфере любви и доверия, и тогда проявятся его многочисленные таланты.
  2. Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
  3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  4. Способствуйте повышению самооценки ребёнка. Чаще хвалите его, чтобы он знал. За что.
  5. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
  6. Демонстрируйте примеры уверенного поведения, будьте во всём образцом для ребёнка.
  7. Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
  8. Будьте последовательны в воспитании.
  9. Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
  10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  11. Наказывая, не унижайте ребёнка!

Используемая литература

  1. Конвенция ООН о правах ребёнка.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Психо-коррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми» М., 2000.
  3. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. «Эмоциональная устойчивость школьника» М., 1998.
  4. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» М., 2004.