Форма проведения собрания - тренинг.
Задачи родительского собрания:
- Познакомить родителей с понятием «повышенная тревожность», научить практическим приёмам коррекции тревожности у детей.
- Помочь выработать правильный стиль семейного воспитания, чтобы избежать появления устойчивой тревожности.
- Познакомить родителей с информационными ресурсами, которые помогут выявить наличие тревожности у ребёнка и способам борьбы с ней.
- Диагностировать уровень тревожности у детей класса.
Подготовка к родительскому собранию
Это собрание - тренинг требует серьёзной подготовки со стороны учителя, так как тема очень важная и может быть интересна большому количеству родителей, столкнувшихся с подобной проблемой. Учителю, а по возможности и психологу необходимо ознакомиться с нормативной базой и другими документами по теме. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме. Подготовить ответы на предполагаемые вопросы родителей. Сюда входит подготовка бланков экспресс-анкеты для родителей, подготовка памяток, упражнений для проведения тренинга. Хорошо было бы подготовить приглашения на собрание для обоих родителей.
В тренинге принимают участие учитель, родители учащихся, по возможности, психолог школы.
План родительского собрания.
- Вступительное слово учителя.
- Экспресс-анкетирование родителей.
- Родительский тренинг.
- Ответы на вопросы родителей.
- Принятие решения родительского собрания. Подведение итогов.
Ход собрания
Уважаемые родители, наш сегодняшний тренинг посвящён проблеме, о наличии которой у вашего ребёнка вы возможно даже не подозреваете. Тревожность - это не тревога, это не то эпизодически возникающее в различных жизненных ситуациях состояние беспокойства, которое довольно быстро проходит. Тревожность - это устойчивое состояние психологической напряжённости, очень долгое по времени и влияющее не только на поведенческие моменты, но и на весь организм в целом.
Тревожность - это не страх (страх высоты, темноты, публичных выступлений). Тревожность проявляется почти всегда и не связана с какой-то конкретной ситуацией.
Большинство учёных считает, что тревожность вызвана нарушением детско-родительских отношений. Это внутренний конфликт маленького человека, который вызван:
- противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой;
- завышенными требованиями к своему ребёнку (стань отличником, чемпионом и т.д.);
- негативными требованиями, унижающими ребёнка.
В младшем школьном возрасте от повышенной тревожности чаще всего страдают мальчики (их беспокоят насилие и наказание). Девочки более подвержены тревожности после 12 лет (их волнуют взаимоотношения с другими людьми).
Надо помнить, что тревожность ребёнка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Если родители не удовлетворены своей жизнью - тревожность детей в семье только возрастает.
Подумайте, замечали ли вы следующие симптомы у своего ребёнка:
- нарушение сна;
- постоянное беспокойство;
- трудности с концентрацией внимания;
- мышечное напряжение;
- раздражительность.
Именно эти признаки психологи считают основными критериями определения тревожности у детей.
Сейчас я раздам вам анкету, которую вы очень быстро оцените и посчитаете результаты. Положительный ответ - балл.
Экспресс-анкета
- Не может работать долго, не уставая.
- Ему трудно сосредоточиться на чём-то.
- Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
- Во время выполнения заданий очень напряжён, скован.
- Смущается чаще других.
- Часто говорит о напряжённых ситуациях.
- Краснеет в незнакомой обстановке.
- Жалуется, что ему снятся страшные сны.
- Руки у него обычно холодные и влажные.
- У него нередко бывает расстройство стула.
- Сильно потеет. Когда волнуется.
- Не обладает хорошим аппетитом.
- Спит беспокойно, засыпает с трудом.
- Пуглив, многое вызывает у него страх.
- Обычно беспокоен, легко расстраивается.
- Часто плачет.
- Плохо переносит ожидание.
- Не любит браться за новое дело.
- Не уверен в себе, в своих силах.
- Боится трудностей.
Если сумма баллов составляет от 15 до 20 баллов - у ребёнка высокий уровень тревожности, от 7 до 14 баллов - средний, если сумма не превышает 6 баллов - низкий.
Чтобы помочь тревожному ребёнку, родители и учителя должны совместно проводить работу трёх направлениях:
- Повышение самооценки.
- Обучение ребёнка умению управлять собой в конкретных ситуациях.
- Снятие мышечного напряжения.
Хочу предложить вам несколько игр и психотехнических упражнений, которые помогу нашим детям быть спокойнее.
Упражнение №1. «Похвала»
Необходимо ежедневно хвалить ребёнка даже за незначительные успехи, делать это искренне. В любой ситуации можно найти повод для похвалы. Давайте поищем предполагаемые ситуации, когда необходимо найти за что и как похвалить своего ребёнка.
Упражнение №2. «Комплименты»
Очень поможет игра «Комплименты», если вы будете играть в неё всей семьёй. Каждый член семьи по кругу говорит комплимент, потом направление меняется.
Упражнение №3. «Камушек в ботинке»
Тревожные дети не сообщают открыто о своих проблемах, иногда просто скрывают их. Привлечь ребёнка к тому, что его волнует, можно с помощью простого приёма. «Помнишь, как однажды тебе попал камушек в ботинок? Он сильно мешал, а когда мы его вытряхнули, оказалось, что он такой маленький. Но тебе сразу стало легче. Так и с проблемами: нужно говорить о своих проблемах, сразу, как только они появляются. Давай договоримся, если кто-то из нас скажет: «У меня камушек в ботинке», мы сразу поймём друг друга и сможем об этом поговорить». Когда малыш научится распознавать свои эмоции и говорить о них, половину проблемы тревожности можно будет считать решённой.
Упражнение №4. «Воздушный шар»
Снимает напряжение, успокаивает ребёнка.
Все играющие сидят в кругу. Даётся команда: «Надуть шарик!». Играющие начинают надувать воображаемый шарик, представляю, как он увеличивается в размерах. Дуют осторожно, чтобы шарик не лопнул.
Упражнение №5. «Шалтай-Болтай»
Расслабляет мышцы рук, спины, груди.
Сначала туловище поворачивается вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» все резко наклоняются.
Упражнение №6 «Гусеница»
Сейчас мы станем одной большой гусеницей. Строимся цепочкой, руки располагаем на плечах впереди стоящего. Между животом и спиной стоящих рядом зажимаем воздушный шар. Так, в единой цепи, нужно пройти по определённому маршруту.
Сейчас вы можете задать вопросы, которые возникли по ходу тренинга.
Проект решения собрания
- Рекомендовать тем родителям, кому это необходимо, записаться на приём к психологу.
- Рекомендовать родителям внимательно относиться к проблеме детской тревожности.
Уважаемые родители, благодарю вас за то, что вы пришли сегодня на наш тренинг. Сейчас я вручу вам памятки для родителей. Надеюсь, они будут вам полезны.
Памятка для родителей
- Даже если вы не удовлетворены поведением и успехами своего ребёнка, это ещё не повод, чтобы отказывать ему в любви и поддержке. Пусть он живёт в атмосфере любви и доверия, и тогда проявятся его многочисленные таланты.
- Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
- Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
- Способствуйте повышению самооценки ребёнка. Чаще хвалите его, чтобы он знал. За что.
- Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
- Демонстрируйте примеры уверенного поведения, будьте во всём образцом для ребёнка.
- Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
- Будьте последовательны в воспитании.
- Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
- Используйте наказание лишь в крайних случаях.
- Наказывая, не унижайте ребёнка!
Используемая литература
- Конвенция ООН о правах ребёнка.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Психо-коррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми» М., 2000.
- Кочубей Б.И., Новикова Е.В. «Эмоциональная устойчивость школьника» М., 1998.
- Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» М., 2004.