Размышления и выводы о необходимости развития каллиграфического письма у детей младшего школьного возраста

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Работа с родителями, Школьная психологическая служба

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: каллиграфическое письмо


В своей работе я проанализировала необходимость обучения младших школьников каллиграфическому письму. Попыталась ответить на вопросы: что такое каллиграфия, зачем нужно соблюдать принципы каллиграфии и как подвести учащихся к осознанной работе над своим почерком. Я попыталась выявить и проанализировать самые распространённые каллиграфические ошибки у учеников начальной школы, найти возможные варианты их предупреждения и исправления.

Свои рассуждения я хотела бы начать, ответив на вопросы: что такое каллиграфия и зачем она нужна. В переводе с греческого языка каллиграфия обозначает «красивое письмо» и является одной из отраслей изобразительного искусства. Я же в своей работе буду говорить о каллиграфии, как об умении правильно, свободно, красиво писать, писать, чувствуя «дыхание руки».

В современной школе, к сожалению, детям на чистописание даётся максимум полгода. Кому-то правильное письмо даётся легче, кому-то труднее. По окончанию первого класса учителю удаётся добиться, что 80% учеников пишут довольно правильно, разборчиво и аккуратно. Со второго класса программа нацелена только на освоение грамотности. В результате, как только объём письма увеличивается, почерк портится, каллиграфических ошибок становится больше, рука устаёт, концентрация на правильном написании букв и соединений снижается, результаты ухудшаются. Чтобы всё исправить или не допустить этого, достаточно чуть больше времени и внимания уделять каллиграфии.

Что же даёт детям каллиграфия? Можно ли отказаться от формирования каллиграфических умений? Можно ли вообще обойтись без красивого и аккуратного почерка? К чему это приведёт?

- Каллиграфия учит писать буквы по формулам. Каждая буква имеет свои особенности написания. У неё есть свои размеры, наклон, она начинается в одном месте строки и заканчивается в другом. Я занимаюсь чистописанием в тетрадках в частую косую линеечку. В этих тетрадях чётко видно по клеточкам, где буква начинается и заканчивается, как прописывается соединение. Действие руки доходит до автоматизма, она привыкает правильно писать буквы и соединения в любой тетради. Результаты этого: красивое плавное письмо, снижается напряжение руки и запястья, увеличивается скорость письма.

- Каллиграфия учит доводить дело до конца. Это качество необходимо в сегодняшней жизни, оно помогает стать успешным человеком в будущем. Ученик видит результаты своей работы, то, к чему он стремился и чего достиг. Результаты этого: концентрация внимания, усидчивость, терпение, оценка собственных результатов.

- Каллиграфия развивает воображение. Каждую букву можно превратить в произведение искусства. Результаты этого: развивается творчество и креативность, развивается воображение.

- Каллиграфия успокаивает. Ежедневные тренировки снижают стресс и эмоциональное напряжение, расслабляют и успокаивают. Сейчас установлено, что занятия каллиграфией помогают ребятам с СДВГ и даже детям с аутистическими расстройствами. Результаты этого: снимаем эмоциональное напряжение, расслабляемся и снижаем стресс, повышаем адаптивность.

- Кроме того, доказано влияние каллиграфии на мозговую активность. Здоровый красивый почерк ребёнка свидетельствует о его здоровом эмоциональном состоянии. Приходим к выводу: от каллиграфических занятий отказываться нельзя.

В чём же трудности обучения каллиграфии в современной школе? Мой личный опыт показывает, что большинство современных первоклассников совершенно не готовы к письму: дети неправильно держат ручку и карандаш, не умеют правильно сидеть, не умеют правильно располагать тетрадь. Очень много времени учитель уделяет этому необходимому подготовительному этапу, который должен быть доведён до автоматизма. Зачастую, ни дети, ни взрослые не осознают, что красивое письмо - это ещё и грамотное письмо. Трудности с почерком ведут за собой трудности с грамотностью и из начальной школы плавно перетекают в среднюю, старшую, а потом, со всеми вытекающими последствиями, во взрослую жизнь.

Причины для возникновения этих трудностей разнообразны: чисто педагогические, медицинские, физиологические, возрастные, психологические. Учитель хочет видеть результат и не замечает истинных причин ухудшающего почерка. Много сил и времени тратится на достижение желаемого результата: усиливаются требования, проявляется жёсткость, на ребёнка начинают «давить» родители. Это ведёт только к ухудшению состояния: причины не выявлены, не устранены - результата нет.

Проблема обучения письму была и остаётся актуальной по сей день. Этой проблемой занимаются педагоги, психологи, логопеды, физиологи, методисты. Я не случайно выбрала эту тему для курсов, так как постоянно сталкиваюсь с трудностями в процессе обучения чистописанию. Хотелось бы помочь себе и своим ученикам, проведя анализ каллиграфических ошибок при письме. Найти возможности их предупреждения и исправления.

Младшие школьники наиболее часто испытывают такие трудности при написании, как овладение буквенной формой (написание овалов, длинных наклонных линий, подсчёт элементов), правильность соединения букв и наклона строки. Происходит это из-за того, что упражнений для выработки каллиграфически правильного написания очень мало, времени на отработку каллиграфических навыков не хватает и все эти навыки теряются. Поэтому учитель должен уделять этому важному аспекту как можно больше внимания, проводить соответствующую работу, которая возможна не только на уроках правописания, но и на других.

Во-первых, если ребенок надлежащим образом не относится к разборчивости своего почерка, то это оказывает непосредственное влияние на усвоение орфографических норм. Например, при крупном написании букв учащимся сложнее дается орфографически правильное написание, так как что глаз ребенка с напряжением охватывает слово, написанное крупно, и с трудом воспринимает подлежащие усвоению орфограммы. Если ребенок торопится, в его письме зачастую наблюдаются замены и искажения букв, ведь некоторые буквы схожи зрительно (например, «о» и «а», «и» и «ш»), а некоторые - схожи в движениях руки при их написании (п и т, л и м). В этих буквах начертание первого элемента совпадает с соединением. Также, проверяющий может испытывать трудности при определении буквы, находящейся в тексте, что может привести к снижению оценки за выполненную работу.

Как исправить эти ошибки? Как говорилось выше, на это нужно потратить довольно много времени, терпения и внимания к каждому проблемному в этом плане ученику.

Правила по исправлению почерка:

  1. работать спокойно, не делать резких замечаний;
  2. работать в спокойном темпе;
  3. активно использовать метод поощрения;
  4. отрабатывать каждое задание;
  5. использовать систематичность и последовательность в работе;

При работе над каллиграфией в первом классе я широко использую такие упражнения, как:

  1. Работа с линейками - трафаретами (с геометрическими фигурами и фигурами животных).
  2. Работа с лекалами.
  3. Рисование, соединённое со штриховкой.
  4. Рисование и раскрашивание, которые часто использую и на уроках математики, рисования, труда.
  5. Гимнастика для рук.
  6. Письмо в воздухе, под счёт с комментированием. Эти упражнения часто не только исправляют, но и предотвращают каллиграфические ошибки.

Огромное значение для развития каллиграфического письма имеет правильная посадка за партой, умение держать ручку, правильное расположение тетради на парте при письме.

В заключение, могу сделать вывод, что каллиграфия важна для детей школьного возраста и необходима для развития мелкой моторики, психических качеств, возможностей формирования разборчивого почерка. Задача учителя - подобрать методики, позволяющие ученикам овладеть каллиграфическим почерком.

Литература

  1. Агаркова Н.Г. Русская графика: Книга для учителя / Н.Г.Агаркова, - М: Дрофа, 2000.
  2. Агаркова Н.Г. Графический навык. Каллиграфический навык. (Программа для начальной школы) // Начальная школа. - 1994. - №7.
  3. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников // Начальная школа. - 1999. - №4.
  4. Епифанова О.В. Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся// Начальная школа, №7, 2001.
  5. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа. 1999. №8.
  6. Илюхина В.А. Письмо с секретом (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков учащихся), М.: Новая школа, 1995.
  7. Львов М.Р. Правописание Астрель, АСТ, 2001.
  8. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Уч. пособие / Под ред. Л.С.Волковой - С­Пб: ДЕТСТВО - ПРЕСС, ­ 2004.
  9. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/12/06/formirovanie-navykov-kalligraficheskogo-pisma-mladshih
  10. https://infourok.ru/referat-formirovanie-kalligraficheskih-navikov-mladshih-shkolnikov-968173.html
  11. 11. https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00432215_0.html#text