Игра – ведущий вид деятельности дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Класс: д/с


Игра - особый вид деятельности, сложившийся на определённом этапе развития общества. Труд предшествовал развитию игры. По мере усложнения орудий труда, взрослые стали изготавливать игрушки модели для упражнения детей в игровых действиях. С развитием ремёсел, техники, сложных орудий труда ребёнок мог только изображать трудовую деятельность. Возник образ предмета - игрушка. Ребёнок стал в игре с помощью игрушки удовлетворять своё стремление к жизни взрослых.

Все приспособления для маленьких детишек в крестьянских семьях были самодельными. Если, например, дитя начинали ставить на ножки, пользовались деревянным приспособлением-стойкой, которая представляла собой две квадратные доски, соединенные по углам вертикальными планками.

У детей постарше центральное место занимают подвижные игры-забавы, которых великое множество. Дети учились делать игрушки сами, поэтому относились к ним с огромным трепетом. Традиционная русская тряпичная кукла для девочек была символом продолжения рода. Играли в погремушки, трещотки, свистульки. Помимо игровой роли игрушки были своего рода талисманами, амулетами - выполняли охранительную функцию.

Мальчики 5-6 лет делали луки и стрелы, кораблики и лодочки из коры, воздушный змей и глиняные черепки. Несмотря на очевидную простоту игрушек, среди них нет явных безделиц, все они имеют определенное назначение и служат способом освоения ребенком окружающего мира.

Социальная сущность игры заключается в том, что в ней формирует свои представления, знания об окружающей жизни. Если изменяется социальное окружение, среда, то и игра изменяется. Игра является своего рода «школой жизни» для детей. Ребёнок расширяет кругозор, усваивает культуру взаимоотношений.

Игра рассматривается как ведущий вид деятельности не потому, что занимает много времени у ребёнка, а потому, что именно в ней ребёнок удовлетворяет все свои основные потребности, в ней зарождаются другие виды деятельности, именно игра способствует интенсивному психическому развитию.

Основные потребности ребёнка:

- в самостоятельности и активном участии в жизни взрослых;

  • К.Д.Ушинский писал «в игре малыш пробует силы, проживая ту жизнь, которая ему предстоит в будущем»

- в познании;

  • Ребёнок размышляет над тем, что он уже знает и стремиться узнать новое.
  • Н.К.Крупская называла игру серьёзной формой учения.

- в активных движениях;

  • У ребёнка очень много энергии, главное направлять её в нужное русло.

- в общении.

  • В игре формируются такие компоненты, которые присущи любой деятельности, какой бы не занимался человек.

Игры детей очень разнообразны. Педагоги предлагают множество классификаций. Рассмотрим некоторые из них.

Игры разделяют по типу правил: открытых - творческие игры и закрытых - игры с заранее продуманными правилами. В свою очередь творческие игры подразделяются на подгруппы, которые будут рассмотрены позже.

Ф.Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение о игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К.Гроса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К.Гросом к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.).

Классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой, представлена в программе «Истоки». В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяют три класса игр:

1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самостоятельные игры:

  • игра-экспериментирование;
  • самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные);

2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

  • игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);
  • досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные);

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей:

  • традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф.Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К.Крупской. П.Ф.Лесгафт считал, что дошкольный возраст- период имитации новых впечатлений и их осознания посредством умственного труда. Стремление ребенка в первые 6-7 лет жизни к отражению и осмыслению впечатлений об окружающей жизни удовлетворяется в играх, которые по содержанию имитационные (подражательные), а по организации - самостоятельные, без излишней регламентации со стороны взрослых. В школьные годы, напротив, дети охотнее играют в специально созданные игры, в которых деятельность регламентируется и по содержанию, и по форме. Таким образом, П.Ф.Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).

В работах Н.К.Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф.Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность - самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр.

Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная классификация детских игр носит условный характер. Ошибочно было бы представлять себе, что в творческих играх нет никаких правил, регулирующих отношения между играющими, способы использования игрового материала. Но эти правила, во-первых, определяют сами дети, стараясь упорядочить игру (после игры каждый будет убирать игрушки; при сговоре на игру надо выслушать всех, кто хочет играть), во-вторых, часть из них носит скрытый характер. Так, дети отказываются принимать в игру ребенка, потому что он всегда затевает ссоры, «мешает играть», хотя и не оговаривают предварительно правило «Не будем принимать в игру того, кто ссорится». Таким образом, в творческих играх правила необходимы для упорядочения деятельности, ее демократизации, но они лишь условие успешного воплощения замысла, развития сюжета, выполнения ролей.

В играх с фиксированными правилами (подвижные, дидактические) дети проявляют творчество, придумывая новые варианты, используя новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну и т. п. Например, в старшей группе появилась новая игра - «Зоологическое лото». Ведущий поочередно открывает маленькие карточки и показывает их играющим. Через несколько дней кто-то из детей говорит: «Так играть неинтересно: посмотрел на картинку и нашел животное в своей карточке. Пусть ведущий просто называет животное, а не показывает карточку». Затем дети придумывают еще один вариант: ведущий говорит, где обитает животное и с какой буквы начинается его название. Таких усложнений может быть много, все зависит от фантазии играющих. Но неизменной остается направленность ребенка на решение игровой задачи в рамках принятых правил.

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) и педагогов (Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, А.П.Усова, Н.Я.Михайленко). Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки - «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Далее можно рассмотреть структуру сюжетно-ролевой игры. В ней есть воображаемая ситуация, мотив, тема, сюжет, игровое действие, игровая роль, а также необходим игровой материал.

Дети с удовольствием играют в больницу, семью, парикмахерскую и другие игры.

В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Но у той и другой общие корни, а именно: сюжетно-отобразительная игра, в процессе которой ребенок раннего возраста усваивает способы действия с предметами, овладевает последовательностью игровых действий при изображении какого-либо знакомого ему по личному опыту события (кормление куклы, укладывание спать, купание, осмотр доктором и т.п.). С помощью взрослых ребенок обогащается простейшими игровыми сюжетами, начинает отражать не только действия с предметами, но и такие, которые связаны с выполнением роли. Таким образом создаются предпосылки для перехода к сюжетно-ролевой игре со сверстниками.

Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Естественно, что такое игровое общение для маленького ребенка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, искать с ними общий язык. Малыш исподволь готовится к этому общению, овладевая в режиссерской игре умением «видеть» картину игры, планировать ее, исходя из замысла, который зарождается у него в голове раньше, чем он начнет выполнять игровые действия. Происходит то, что особенно ценил в детских играх К.Д.Ушинский: «ребенок учится распоряжаться своими силами".

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают использовать мелкие игрушки, хорошо вписывающиеся в игровое поле, которое становится более детализированным, содержательным. На данном этапе формируется обобщенное представление о многих явлениях, предметах окружающего мира.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В последней игре ребенок свободен в передаче изображении особенностей ролевого поведения: мама может быть доброй, суровой, заботливой или равнодушной к членам семьи. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения.

Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, т.е. проникнуть в его внутренний мир.

В настоящее время представлено много видов игрушек для развития театрального творчества детей: настольный театр, куклы-марионетки, бибабо, магнитный театр, пальчиковый и другие.

В истории педагогики игры со строительным материалом описаны достаточно давно и представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста. Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности.

Игры со строительным материалом (как и театрализованные, дидактические, подвижные игры) можно отнести к разряду рубежных (по определению А.Н.Леонтьева), посредством которых у ребенка формируются умения, качества и свойства личности, подготавливающие его переход к новому виду деятельности. Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности.

Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов. Различаются следующие виды строительного материала:

  • специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы типа «Юный архитектор», «Старинный замок», конструкторы);
  • природный (песок, снег, глина, камни);
  • подсобный (доски, ящики, коробки и др.)

Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т.п.). В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы -дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований.

К играм с правилами предъявляются следующие требования:

  • должна приносить ребёнку радость;
  • нельзя требовать решения задачи с первой попытки;
  • не навязывать игру, а заинтересовывать ей;
    • для оживления игры полезно использовать игровую ситуацию, игровой персонаж;
    • неформальная обстановка;
    • активное участие детей;
    • отмечать даже самые незначительные достижения детей;
    • действия воспитателя основываются на дидактических принципах.

Дидактическая игра - разновидность игр с правилами, которые созданы специальной педагогической школой для воспитания и обучения детей.

Дидактическая игра включает в себя дидактическую задачу, игровую задачу и готовые правила, которые необходимо выполнять.

В настоящее время представлено большое разнообразие готовых игр, можно изготовить их и самим.

В играх развивается мелкая моторика. Малыши начинают с игр-вкладышей. Сейчас большое разнообразие шнуровок. Более старшие дошкольники собирают мозаики.

Для развития логического мышления дети с удовольствием играют в пирамидку, матрешку, лото, домино разного содержания.

Подвижные игры занимают особое место в развитии малыша. С их помощью дети не только развиваются физически, но и развивают память, внимание, мышление.

Игра является средством всестороннего воспитания и развития ребёнка, но чтобы она действительно стала этим средством необходимо взаимодействие со взрослым.