Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников (из личного опыта)

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Мастер-класс


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Школа - тот социальный институт, где каждый ребенок может раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. Сам ребенок еще не осознает своих возможностей, путь его собственного развития ему еще не ясен.

Не секрет, что в школу приходят дети с разным уровнем подготовленности, развития, возможностей. Поэтому, учителям, надо организовать свою работу так, чтобы при минимальных временных затратах получить желаемый результат.

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у младших школьников потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это, в свою очередь, диктует необходимость изменения содержания и технологий начального образования.

Одна из важнейших задач начального образования - это создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.

Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. Предлагая ребёнку совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость.

Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха!

Основная и очень ответственная задача школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Для этого нужна не изолированная, а единая для всех, но разнородная образовательная среда, где любой ребенок мог бы проявить себя, не боясь быть отвергнутым. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа». Каждый из учащихся - это яркая индивидуальность, уже от рождения обладающая самобытными творческими задатками.

Система работы учителя и школы в целом, которая обращена на раскрытие и выращивание личностных качеств любого ребенка - это и есть личностно ориентированное образование. Учебный материал выступает как средство и инструмент, которые создают условия для полновесного проявления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса, а не как самоцель. Личностно ориентированное образование - это не комплект приемов, а своего рода философия, которая кардинально отличается от стандартной системы ценностей репродуктивной образовательной парадигмы.

Одно из основных профессиональных качеств учителя - умение увидеть каждого ученика как человека в его развитии, взрослении.

В учебнике значительная часть деятельности должна быть развивающей, носить функциональный и коммуникативный характер, иметь мотивацию. В основе заданий должна быть деятельность как самостоятельная, так и совместная с учителем. Материал должен подаваться проблемно, выстраиваться не для запоминания, а для организации мыслительной деятельности, давать возможность ученику сформулировать свое мнение или предположение.

Личностно-ориентированный урок состоит из нескольких этапов:

  • Мотивационно-целевой этап, который включат в себя эмоционально - психологический настрой, выявление базовых знаний, определение темы урока, целеполагание.
  • Операционный этап, который состоит из проверки теории, самостоятельной работы и рефлексии.

Целью каждого этапа урока является включение обучающегося в познавательную деятельность, создание психологического комфорта в классе, обеспечение значимости интереса каждого ученика, готовности детей участвовать в общении, исключение состояния тревожности, переживания.

Важно правильно организовать урок, а именно разработать план урока в системе личностно-ориентированного обучения.

Организация такого урока предполагает:

  • применение всевозможных педагогических приёмов для актуализации и обогащения опыта ребёнка;
  • использование разнообразных форм общения;
  • создание для учащихся ситуации успеха;
  • проявление доверия, толерантности в учебных взаимодействиях;
  • стимулирование учащихся к осуществлению продуктивной коллективной, групповой и индивидуальной деятельности.

И первой моей задачей было: как интересно начать урок?

Организационный момент в системе личностно-ориентированного урока включает:

  • организацию внимания учащихся;
  • исходная мотивация;
  • актуализация знаний учащихся.

Цель данного этапа:

  • психологический настрой учащихся;
  • обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Каждая новый учебный день начинается с «Минутки общения», в ходе которой дети получают настрой на доброжелательность, спокойствие, веру в себя и любовь ко всему окружающему. Пример «Минутки общения»:

1. Урок можно начать и по-другому.

- Приветствие наше сегодня называется «Ладошка к ладошке». Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие у вас теплые ладошки? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами.

2. Можно проверить готовность детей к уроку.

Учитель: «Ушки слышат?»

Дети: «Да!»

Учитель: «Глазки видят?»

Дети: «Да! Значит, мы работаем!»

К.Д.Ушинский говорил, что нельзя всё обучение сделать занимательным: «Приучайте же ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия, исполнить свою обязанность. Вы готовите ребёнка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательные, и если вы до 10 лет будете учить дитя играючи, то уготовите ему страшную муку, когда встретится он потом с серьёзными учебными обязанностями, иногда вовсе не занимательными».

В связи с этим использую на своих уроках разнообразие учебных заданий, учебных действий, проблемные вопросы, необходимость выбора решений, переключение с одного аспекта рассмотрения на другие, установление связей и зависимостей, разрешение коллизий и др.

Главный смысл моей деятельности - создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижений, осознать свои способности, поверить в себя.

Серьезное внимание уделяю вопросам использования разноуровневых заданий на уроках.

Разноуровневый подход при составлении заданий - одно из условий личностно-ориентированного обучения. Это ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного для каждого ученика.

Слайд №2

В личностно-ориентированном обучении предусматривается три уровня заданий:

  • 1 уровень - репродуктивный
  • 2 уровень - алгоритмический
  • 3 уровень и дополнительное задание - творческий

Задания 1 уровня - это базовый стандарт. Это уровень воспроизведения, выделения главного, действия по образцу, по алгоритму, многократного повторения и соответствовать оценке "удовлетворительно". Задания репродуктивного уровня обеспечивают обязательное усвоение учебного материала.

Задания второго уровня направлены на развитие у школьников умений обобщать, распознавать, применять, осуществлять и соответствовать оценке "хорошо". Типовыми для данного уровня являются вопросы: почему? зачем? как? в чем суть? как использовать? и задания, содержащие возможности приведения примеров, составления опорного конспекта и т. д.

Для составления заданий учитель, прежде всего, использует вопросы и задания, помещенные к параграфу или теме в учебном пособии. При этом не обязательно задания переписывать в план, а достаточно ограничиться указанием номера заданий и упражнений, а также страницы учебного пособия, где они помещены.

Взаимодействуя с учениками в ходе урока, учитель привлекает к работе всех учеников.

Однако, необходимо помнить о том, что одно и то же задание по-разному воспринимается отдельными учениками. И то, что является лёгким для одного, может вызвать затруднения у другого. Как быть в этом случае? Необходимо заранее продумать этот вопрос и подготовить для учеников специальную каточку - помощь.

Практика работы показывает, что наличие различных вспомогательных средств позволяет закрепить знания и сформировать необходимые умения и навыки учеников. В этой связи существенное значение имеет и воспитательная сторона. Использование карточек вселяет слабоуспевающим уверенность в их способностях, помогает формировать положительное отношение к самостоятельной работе в классе и дома, а также к учебной деятельности в целом.

Задания творческого третьего уровня направлены на развитие у школьников самостоятельности и критичности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала и соответствовать оценке "отлично". Это могут быть задания сравнить, систематизировать, решить разными способами, найти логическую ошибку, объяснить причину, обосновать свое отношение, доказать почему, действительно ли; перечислить преимущества или недостатки, привести аргументы или контраргументы, составить проверочный тест по теме, написать и защитить реферат по проблеме, подготовить и провести беседу или лекцию и т.д.

Слайд № 3

Карточки-помощницы

Например, если весь класс пишет диктант, то слабые дети выполняют задание на карточке.

Наступление весны.

Зима к…нчает(?)ся, начинается весна. День становит(?)ся светлее, воздух теплее. Со…нце руш…т снежн… крепости. Зима (н…) (з,с)д ает(?)ся без боя. Ночью моро(с,з) заковывает землю. Утром вверху бл…стит со…нце,а на белой земл... по… вляют(?)ся сини… тени от деревьев. У д…мов шумят вороб… и, и под крыш… й собирают(?)ся голуби.

Обычный диктант не показывает реального состояния орфографической грамотности слабых школьников, а задание на карточке позволяет выявить реальную картину достижений учащихся.

Слайд № 4

Предлагаю вашему вниманию разноуровневые задания, которые применяю на уроках русского языка

Уровень 1

Выпиши слова с сочетаниями ЧА - ЩА, ЧУ- ЩУ.

Животное, пища, щётка, чучело, роща, ищу, пишу, чайка, душистый, чай, чугун, щенок, щука, начало, лещи, жить, угощай,

Уровень 2

Напиши слова, добавляя сочетания ЧА -ЩА, ЧУ -ЩУ.

…вель, встре…, пло…дь, …ка, тре…т, …лок, пи…, защи…ть, два мя…, и…, сту….

Уровень 3

Восстанови деформированный текст, изменяя, где нужно, слова.

Мы, река, жили, берег, на. У, быть, нас, лодка, новая. Я, на, речка, бегать, часто, рыба, удить. У, стоять, дома, будка. Там, собака, жить, наша, Рябка.

Слайд № 5

Русский язык «Парные согласные на конце слова».

Уровень 1

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.

Ястре(б, п ) - …, арбу(с, з) - …, гара(ш, ж) - …, жира(в,ф) - …, заво(т,д) - …, гвоз(д, т)ь - …, ёр(ж,ш) -…, вежли(в,ф) -…, хоро(ж,ш) - ….

Уровень 2

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.

Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -….

Уровень 3

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные. Разделите слова на 2 группы.

Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -….

Слайд № 6

Самостоятельную работу провожу фронтально и индивидуально. Самостоятельные работы проводятся тоже разноуровневые, с целью развития самоконтроля и самооценки учащихся.

Уже на уроках обучения грамоте даю задание для самостоятельной работы:

При изучении буквы с даются слоги

са, во, ка, со, ни, си, по, ру, то, су, се, ми, ва, ло, сы.

  • 1 уровень - найди слоги с буквой, подчеркни букву с
  • 2 уровень -придумай слово со слогом. Запиши.
  • 3 уровень - придумай рассказ.

Задания делятся на три группы, причем уровень сложности задания ребенок выбирает сам. В самом начале применения метода дети иногда завышают или необоснованно занижают свои возможности, но постепенно каждый учится выбирать необходимое.

Слайд № 6

Использую задания творческого характера. Русский язык 2 класс «Обобщение знаний о шипящих звуках». Предлагаю детям поработать творчески.

Восстанови деформированный текст.

Нужно написать текст, предварительно восстановив смысл каждого слова и предложения в целом.

ТЕКСТ 1 (3 уровень)

3 м и а.

Вплыа снге. В лсеу тшинаи. Мдвдееи улиш в чуща и сптя в брлгеое. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы.

ТЕКСТ 2 (2 уровень)

азоК

алиЖ-алыб азок. У ёен олыб ьмес котед. анО алаледс ебес в ещач укшубзи. йыджаК ьнед азок алидоху аз момрок. атялзоК ьсилаватсо амод индо.

ТЕКСТ 3 (1 уровень)

Живой уголок.

Школьники усрилоти живой логуко. Там жвтиу кролик и блкеа.

12467538 432165 13524 13425

Рятабе ухаживают за животными.

145632

Кролику дают морковку, а белке - оеирх и грбиы.

Проверка. Зачитать получившиеся тексты тем, кто справился с работой. Какие сочетания встретили в некоторых словах? На какие правила? Оцените себя.

Ценность применения уровневых заданий заключается в том, что:

  • овладение уровневым подходом дает мне, как учителю, возможность осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся;
  • учет индивидуальных особенностей учеников позволяет мне составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения;
  • применение уровневых заданий наиболее эффективно только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний, умений и навыков учащихся.

Такие задания использую систематически, так как только лишь в этом случае их внедрение будет приносить хорошие результаты.

Слайд № 8

Работа в парах

Часто использую работу в парах, которая даёт возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна на разных этапах урока.

Такая работа очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Наблюдая за ребятами, можно для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микро-коллективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).

Методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности. Главным в паре выбирается командир. Этот ребенок должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло и помощника. Главная цель работы в паре - приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли.

Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя.

Работу в парах использую на уроках математики на устном счете, русского языка и литературного чтения.

После выполнения совместной работы в паре обучающиеся поднимают руки вверх в виде домика.

Слайд № 8

Работа с пословицами

Учащиеся работают в парах. У каждой пары карточка с пословицей. В пословице часть букв пропущена, вместо них стоят звёздочки.

Задание: восстановить пословицу.

  • Х-р-шая кн-га ярче звёздочки светит.
  • Кн-га для ума, л-чший друг.
  • Х-р-шая кн-га - что тёплый д-ждик для всходов.
  • Прочёл н-вую кн-гу - встретился с др-гом.
  • Без кн-ги, как без р-к.
  • Не красна кн-га письмом, красна умом.
  • Кто много ч-т-ет, тот много зн-ет.
  • Одна х-р-шая кн-га лучше многих сокровищ.
  • Кн-га - в-рный др-г.
  • Кн-га - зеркало души.
  • Чт-н-е - л-чшее уч-ние.

На уроке литературного чтения часто провожу игру «Пословицы-перевёртыши»: Я называю пословицу-перевёртыш, а дети должны догадаться, о какой пословице на самом деле идёт речь, которая существует в русском фольклоре.

Слайд № 9

Читаю детям неоконченный рассказ:

"Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…"

Продолжите рассказ, представьте себя:

гуляющего во дворе с друзьями;

водителем грузовика, едущего по дороге;

Слайд № 10

При решении задач, которые не каждый учащийся любит и может решать. А используя разные уровни решения задач служит основой интеллектуального развития

Задача. На аллее памяти посадили 15 берез, а лип на 8 больше. Сколько всего деревьев посадили?

  • 1 уровень - реши задачу
  • 2 уровень - измени вопрос.
  • 3 уровень - придумай аналогичную.

Дети знают, что каждый следующий уровень, предполагает сначала решение предыдущего, а потом выполнение выбранного задания. При грамотном использовании методик личностно - ориентированного обучения способствует повышению качества и объема знаний, самооценки учащегося, развитию компетенций. Идти не по пути увеличения объема заданий, а за счет разнообразия заданий.

Самое главное, чтобы ребенок овладел способом решения задачи.

Для этого использую следующие приемы: «Давай придумаем вместе…», «Расскажи, каким способом выполнял задание…», «Выбери по своему усмотрению путь решения задачи и постарайся дать ему объяснение…».

При разработке дидактического материала учитываю как объективную сложность предметного содержания заданий, так и различные способы их выполнения. В содержание заданий обязательно ввожу описание приемов их выполнения, которые могут задаваться непосредственно в виде изложения правил, предписаний, алгоритмов действий, или путем организации самостоятельных поисков, например, формулировками «Реши разными способами», «Найди рациональный …», «Сравни и оцени два подхода».

Во время устного счета детям предлагаю самостоятельно решить круговые примеры. Два ученика, которые справились с заданием первыми и не допустили ошибки, выступают в роли экспертов, т.е. проверяют правильность выполнение работы у других учеников. Сначала эксперты выражают согласие или не согласие, а затем помогают исправить ошибки.

На уроке математики в 1 классе, тема: Литр.

в момент практической работы по измерению объёмов можно провести игру в магазин. Один ученик продает молоко, 4 ученика покупают. У продавца ведро с молоком (водой), у покупателя - бидоны. Они покупают один литр, 4 литра, 3 литра, 2 литра.
Затем предлагаю детям определить сначала на глаз, сколько литров воды помещается в ту или иную посуду, а потом измерить с помощью переливания воды.
Слайд № 11

На уроке русского языка в 4 классе по теме «Обобщающее повторение» провожу деловую игру «Корректор».

Ребята представляют, что находятся в редакции, выполняют работу корректора. Предварительно дети узнают, кто такой корректор, какую работу он выполняет.

- Итак, в редакцию пришло письмо, которое надо откорректировать.

Найдем и исправим ошибки.

Жалоба.

Дядя, прашу тебя, памаги
Твоей плимяннице Оли,
А то небудет её наги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слава
Учитель паставил два,
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прочетать.
Попраси его, дядя, исправить двойку
И паставить мне пять.

Ситуация выбора.

Дети сами выбирают свой уровень и выполняют задание.

  • 1 уровень - найти и исправить ошибки.
  • 2 уровень - распределить слова, в которых допущены ошибки по группам: а) словарные слова; б) гласная в корне; в) слова с другими орфограммами.
  • 3 уровень - написать ответ этой девочке.

На уроках русского языка часто использую такие приёмы, которые подводят детей к тому, чего они не знают и зачем это надо знать.

Например: пишу на доске слова, в которых пропущены безударные гласные в корне слова, и спрашиваю, какая буква пропущена? Ответы детей разные. «Почему мы сомневаемся в написании этих слов?» Ответ очевиден: не знаем правило написания. Знакомимся с правилом, знать его необходимо, чтобы писать без ошибок. После этого пишем слова, каждое слово анализируем и подчеркиваем правильное написание.

Слайд № 12

Рефлексия

Считаю рефлексию необходимым и органичным моментом личностно - ориентированного урока. Ведь именно она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились. Особое значение уделяю обучению младших школьников рефлексии и хочу отметить, что рефлексию можно включать в разные этапы урока.

Нужно не забывать об ещё одном аспекте личностно ориентированного обучения - оценочно-результативном. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. При этом роль учителя остается очень существенной: он ведет дискуссию, задает наводящие вопросы, подсказывает, направляет, но для учащихся он - равноправный партнер по учебному общению.

Оценивание

Личностно ориентированный урок ставит и более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить собственные ошибки и самостоятельно уметь их устранять.

Как это происходит в нашем классе?

Во время ответа ребенка его никто не перебивает, не задает никаких вопросов. Все внимательно слушают. После того как ученик закончит свое объяснение, предлагается поднять руки и выразить свое согласие или не согласие. Кто считает неправильным ответ товарища, затем они доказывают то, почему они так считают. Таким образом дети учатся давать рецензию на ответ товарища.

Такой прием дает возможность сконцентрировать внимание всех учащихся на ответе товарища, вместе с ним рассуждать, следить за логикой ответа и одновременно закреплять свои умения и навыки по данному вопросу.

Домашнее задание

Домашняя работа - это такая же форма организации учебно-воспитательного процесса, как и урок, а не приложение к уроку.

Значение выполнения учебных заданий дома в том, что они развивают самостоятельность рассуждений и действий ученика. Хотя он работает в соответствии с указаниями учителя и по учебнику, но действует индивидуально и самостоятельно, что способствует развитию мышления, помогает осознанному овладению материалом. В личностно-ориентированном обучении необходимо индивидуализировать домашние задания в соответствии с познавательными возможностями ученика и его успехами в учёбе. Для отстающего или неуспевающего ученика более лёгкое задание укрепляет его силы, формирует уверенность. Более трудное и сложное, творческое задание для хорошо успевающих учеников способствует более интенсивному умственному развитию.

При выполнении домашнего задания, учащиеся имеют право выбора уровня задания.

В ходе проверки домашнего задания можно использовать игру «Разговор по телефону». Дети работают в парах и по очереди проверяют друг у друга знания таблицы умножения, правила орфографии и т.д.

Следует отметить, что введение в учебный процесс игровых форм работы действительно повышает интерес большинства обучающихся к обучению и предмету, что в свою очередь приводит к повышению результатов обучения.

Используя данные методы и приемы мы создаем все необходимые условия для личностного развития каждого ребёнка.

Знания нужны не сами по себе, не как «мертвый» груз памяти, а как живой инструмент для решения любых учебных задач. Поэтому так важно научить добывать знания в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно), дать возможность решать учебную задачу творчески.

ВЫВОД: Итак, личностно ориентированное обучение направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями, с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.

Урок как дорога в будущее
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал
Вовек не позабудется
(Н.Рыленков)