Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: Создание условий для ознакомления младших школьников с жизнью и творчеством Б.В. Шергина, с его произведением «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»; формирование навыка осознанного чтения.
Планируемые результаты:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.
- Предметные: уметь соотносить пословицы и содержание произведения; объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.
- Метапредметные УУД:
- Регулятивные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
- Познавательные: выделять необходимую информацию в тексте; определять тему и главную мысль текста; работать с маркированными в тексте строчками.
- Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; использовать интонационную выразительность речи.
Оборудование: учебник, презентация, рабочие листы.
I. Мотивационный этап
1. Организационный момент
- Ребята, давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Сегодня на урок литературного чтения к нам пришли гости. Повернитесь к гостям и подарите им свои улыбки.
Ровно встали,
Тихо сели,
На меня все посмотрели.
На уроке не зевать,
А работать и читать!
2. Проверка домашнего задания
- Ребята, а с каким заданием по литературному чтению вы вчера ушли домой? (найти и выписать пословицы о труде)
- Всем удалось справиться с заданием? (да)
- У всех на столах замечательные ягодки, а у меня есть кузовок. Пока он пуст. Давайте наполним мой кузовок вашими ягодками. Зачитываем свою пословицу и кладем ягодку в кузовок.
(- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
- Труд делает человека умелым.
- Терпенье и труд все перетрут.
- Умелые руки не знают скуки.
- Дорогу осилит идущий.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
- У семи нянек и дитя без глазу.
- Ничего не бойся, сам по пояс мойся.
- Хлеб - всему голова).
- Молодцы!
II. Самоопределение к деятельности
Я тоже приготовила пословицу. Составьте из слов фразу.
(Собирай по ягодке - наберёшь кузовок)
- Как вы её понимаете?
- Эта пословица о труде? (ответы детей)
- Правильно! Молодцы! Кладем и ее наш кузовок.
Эта пословица - название произведения, с которым мы сегодня знакомимся.
Автора произведения вы узнаете, если выполните задание (слайды)
SБLОWIРИVLСS
ВIGИFКSТLОIWРОVВИGЧ
WШЕVSРLGГИLSWНS
Тема нашего урока «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок» Б.Шергина.
- Какие задачи поставим на сегодняшний урок?
- познакомиться…
- понять…
III. Подготовительная работа перед чтением текста
а) - Познакомимся с творчеством Бориса Шергина. (слайды)
Б.В.Шергин - русский писатель. Родился в 1896г, в г.Архангельске. Там же провел детство и юность. Отец будущего писателя был кораблестроителем. Маму свою Борис называл «хранительницей слова» - за то, что она рассказывала ему былины. Борис Викторович с детских лет хорошо рисовал. В дальнейшем, окончив художественное училище, многие свои книги оформлял сам. Умер писатель в 1973 году, похоронен в г.Архангельске, там же установлен ему памятник и названа библиотека его именем.
б) Прием антиципация.
- Рассмотрим иллюстрацию и предположим, кто герои рассказа, какие они.
- Когда могли происходить события: в наши дни или в старые времена?
- Что говорят о характере выражения лиц?
- Какие у них взаимоотношения?
- А теперь, прочитайте название рассказа Шергина и опорные слова, которые показаны на слайде. Как вы думаете, о чем этот рассказ?
(Ваня, бабушка, мастер, Митя, художник, заказ от академии, валяется, испугался, не успеет к сроку, норма работы, мастер любовался.)
- Итак, ребята, опорные слова вам были предложены одинаковые, а мнения почему-то получились разные.
- Как проверить наши предположения?( Прочитать рассказ)
3. Словарная работа
В тексте вам встретятся слова штукатурное, малярное. Найдите значение этих слов в словаре учебника.
Работа в группе (соединить слово и значение)
Ещё вам встретятся такие слова и словосочетания как:
- КОРИЧНОЕ - коричневое
- НЕЗАЛЕЖЛИВЫЙ - трудолюбивый, тот, кто не любит залеживаться в кровати;
- АКАДЕМИЯ - высшее учебное учреждение.
- ДОПЫТАЛСЯ -узнал.
- ПРИСАЖИВАЕТ- прикрепить, приделать накрепко.
- ВЫЛОЩИЛ ВОЛЧЬИМ ЗУБОМ -натёр до блеска.
- КРАСОВИТО - красиво.
- ОТМЕННО - превосходно, безукоризненно
- КУЗОВОК - плетеная корзинка для сбора ягод и грибов.
- ПАРКЕТЧИК - мастер, который составляет из дощечек узоры.
IV. Первичное чтение с остановками
Слушая и читая произведение, вам нужно ответить на вопрос: Какой совет дал мастер Мите?
1. Учитель предлагает прочитать первую часть до слов «Вот как-то раз Ваня…» и ответить на вопросы по содержанию:
- С чего начинается рассказ?
- От чьего лица ведется рассказ?
- Как беседовала бабушка со стариками?
- Как вы понимаете словосочетание «ладно сдумает»?
- Как понимаете фразу: «из песен сделана, из пословиц сложена»?
- Какое звание есть у бабушки Вани?
- Что умеет делать и что знает бабушка как мастер малярного дела?
2. Предлагает прочитать вторую часть до слов «Недавно мастер поручил Мите…» и ответить на вопросы по содержанию:
- Что спросил Ваня у бабушки?
- Что отвечала бабушка Мите? Кого любит работа?
- Как вы понимаете предложение «Глаза страшатся - руки делают». Как можно назвать такое выражение? (пословица).
- О чем рассказывал Митя бабушке?
- Кем работает Митя?
- Что украшает Митя? Как?
- С деревом каких цветов работает Митя?
- На какие геометрические фигуры распилены дощечки?
- Как приклеивает эти дощечки Митя?
- Какой выходила работа Мити?
- Почему каждая вещь, украшенная Митей, выглядит богато украшенной?
3. Предлагает прочитать третью часть до слов «За неделю работа не продвинулась…» и ответить на вопросы по содержанию:
- Что поручил мастер сделать Мите?
- Что он сказал Мите?
- Какой срок был дан Мите на работу?
- Как начал выполнять задание Митя?
- Чему радовался Митя целую неделю?
- Как вел себя Митя целую неделю?
- Что воображал Митя?
- Что он говорил приятелям?
- Куда бегал Митя по вечерам?
ФИЗМИНУТКА
- Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
4. Предлагает прочитать четвертую часть до слов «Зашли в Митину комнату…» и ответить на вопросы по содержанию:
- Продвинулась ли работа Мити за неделю?
- Когда Митя устал веселиться?
- Почему Митя испугался? Что он сказал?
- Что спросил мастер у Мити?
- Как ответил ему Митя?
- Что сказал ему мастер?
5. Предлагает прочитать пятую часть до слов «Бабушка закончила свой рассказ…» и ответить на вопросы по содержанию:
- Что сказал мастер Мите, когда они зашли в комнату?
- Что ответил Митя мастеру?
- Как сказал работать Мите мастер?
- Какую норму работы предложил Мите мастер выполнять каждый день?
- Как начал выполнять работу Митя?
- Как вы понимаете выражение «комар носа не подточит»?
- Во что превращалась доска вслед за движением руки Мити?
- Успел ли Митя выполнить работу в срок?
- Как вы понимаете выражение «золотые руки».
- Что сделал мастер, когда увидел работу Мити?
6. Предлагает прочитать заключительную часть и ответить на вопросы по содержанию:
- Какими словами закончила рассказ бабушка?
- В прямом или переносном значении здесь употребляется это выражение?
- Понравился ли вам рассказ Бориса Шергина? Чем?
- Какой мудрости научил Митю мастер? Найдите её в тексте. (стр. 110) (Каждый день выполнять небольшой участок работы так, чтобы «и дело продвигалось» и чтобы выполнено было оно с душой и «красовито, тщательно»)
- Прав ли он оказался?
V. Анализ произведения
Назовите героев рассказа.
1) Работа в парах.
- Найдите в тексте отрывок, в котором говорится о бабушке. Какая она?
- Вписать недостающие слова, пользуясь текстом. Что вы узнали о бабушке?
У Вани была бабушка ____________ , ______________.
С малышами говорила _________ , каждого __________ и _________.
Старики говорили: «Хоть какая беда, а эта старуха ____________
сдумает, __________, ___________ скажет.
У твоей бабки есть звание «__________________________________».
Она и ____________ и ________________ дело умеет. И краску всякую знает и ________________ породу понимает.
Твоя бабка из _______________ сделана, из ___________ сложена.
2) - Найдите в тексте момент, когда Митя любуется своей незаконченной работой. Прочитайте его еще раз.
- Представьте себе и попробуйте нарисовать словами Митю, опираясь на описание автора. Опишите его внешний вид.
- Как вы думаете, почему Митя не выполнял работу всю неделю? Как вел он себя всю неделю? Можно ли оправдать его поступок?
- Как автор относится к Мите? Докажите словами текста.
Включает детей в анализ развития действия:
- С чего начинают развиваться события в рассказе?
- Какое событие послужило толчком для других?
- Какое событие можно считать самым важным для героев?
- Что бы изменилось, если бы эту историю рассказывал Ване Митя, а не бабушка?
- Прочитайте последний абзац. Как вы думаете, почему именно этими словами закончила свой рассказ бабушка?
- Почему автор ничего не говорит о том, что было с героями дальше?
Включает детей в анализ художественных образов с помощью выполнения задания в группах.
- А сейчас предлагаю вам поработать в группах и выполнить задания:
1.Вам нужно дать характеристику героям произведения. В конвертах указаны герои и их характеристики.
Ваша задача: правильно соотнести их.
Бабушка -
весёлая и добрая
рисует, советует, говорит пословицами
мастерица
помогает всем советом, словом
Внук - любопытный и отзывчивый мальчик.
Митя -
мастер на все руки, художник
прилежный и трудолюбивый
боялся, что не успеет выполнить работу в срок
решительный
Мастер -
мудрый и толковый мужчина
помог дельным советом
справедливый
Предлагает вопросы по выяснению личностного отношения учащихся к прочитанному (продолжение анализа художественных образов:
- Понравился ли вам Митя?
- Хотелось бы вам дружить с Митей?
- А если бы вы оказались на месте Мити, как бы вы поступили?
- Хотели бы вы включиться в события, развертывающиеся в произведении?
- В качестве кого вы хотели бы участвовать в действии, происходящем в произведении?
2. Организует творческую работу на основе прочитанного текста:
Восстановите цепь событий в рассказе.
- 2 «И в один день закончил верхний угол»
- 3 «За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».
- 1 Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».
- 4 «Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».
- 5 Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»
VI. Обобщение прочитанного. Подведение итогов
- Давайте сформулируем главную мысль этого произведения.
- Правильно. Лучше делать в день понемногу, но спокойно, сосредоточенно, внимательно. Так "по ягодке", в конце концов наберется хороший "кузовок", то есть, работа, которая будет состоять из нескольких этапов, завершится в срок и с наилучшим качеством. Нельзя бросать начатое, если что-то пошло не так.
- Чему научил вас этот текст?
- О чем заставил задуматься?
- Какие задачи мы поставили на этот урок?
- Выполнили мы их?
VII. Информация о домашнем задании
- С.11 № 6
- Найти пословицы и объяснить их смысл.
- Составить план рассказа, подготовить устный пересказ одного из пунктов плана.
VIII. Рефлексия
- А сейчас закончите фразы…
(Я научился, запомнил, узнал, удивился)
IX. Итог
- Подводя итог нашему уроку, хотелось бы узнать понравился ли он вам, как бы вы оценили свои знания, свою работу на уроке?
- Встаньте те, кто доволен своей работой. Поднимите руки те, кто активно работал на уроке.
Я считаю, что все сегодня активно работали на уроке. Вы - большие молодцы!