Урок литературного чтения в 3-м классе. Б.Шергин "Собирай по ягодке – наберёшь кузовок"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: литературное чтение, Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»


Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: Создание условий для ознакомления младших школьников с жизнью и творчеством Б.В. Шергина, с его произведением «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»; формирование навыка осознанного чтения.

Планируемые результаты:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.
  • Предметные: уметь соотносить пословицы и содержание произведения; объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.
  • Метапредметные УУД:
    • Регулятивные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
    • Познавательные: выделять необходимую информацию в тексте; определять тему и главную мысль текста; работать с маркированными в тексте строчками.
    • Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; использовать интонационную выразительность речи.

Оборудование: учебник, презентация, рабочие листы.

I. Мотивационный этап

1. Организационный момент

- Ребята, давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Сегодня на урок литературного чтения к нам пришли гости. Повернитесь к гостям и подарите им свои улыбки.

Ровно встали,
Тихо сели,
На меня все посмотрели.
На уроке не зевать,
А работать и читать!

2. Проверка домашнего задания

- Ребята, а с каким заданием по литературному чтению вы вчера ушли домой? (найти и выписать пословицы о труде)

- Всем удалось справиться с заданием? (да)

- У всех на столах замечательные ягодки, а у меня есть кузовок. Пока он пуст. Давайте наполним мой кузовок вашими ягодками. Зачитываем свою пословицу и кладем ягодку в кузовок.

(- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

- Труд делает человека умелым.

- Терпенье и труд все перетрут.

- Умелые руки не знают скуки.

- Дорогу осилит идущий.

- Любишь кататься, люби и саночки возить.

- У семи нянек и дитя без глазу.

- Ничего не бойся, сам по пояс мойся.

- Хлеб - всему голова).

- Молодцы!

II. Самоопределение к деятельности

Я тоже приготовила пословицу. Составьте из слов фразу.

(Собирай по ягодке - наберёшь кузовок)

- Как вы её понимаете?

- Эта пословица о труде? (ответы детей)

- Правильно! Молодцы! Кладем и ее наш кузовок.

Эта пословица - название произведения, с которым мы сегодня знакомимся.

Автора произведения вы узнаете, если выполните задание (слайды)

SБLОWIРИVLСS
ВIGИFКSТLОIWРОVВИGЧ
WШЕVSРLGГИLSWНS

Тема нашего урока «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок» Б.Шергина.

- Какие задачи поставим на сегодняшний урок?

  • познакомиться…
  • понять…

III. Подготовительная работа перед чтением текста

а) - Познакомимся с творчеством Бориса Шергина. (слайды)

Б.В.Шергин - русский писатель. Родился в 1896г, в г.Архангельске. Там же провел детство и юность. Отец будущего писателя был кораблестроителем. Маму свою Борис называл «хранительницей слова» - за то, что она рассказывала ему былины. Борис Викторович с детских лет хорошо рисовал. В дальнейшем, окончив художественное училище, многие свои книги оформлял сам. Умер писатель в 1973 году, похоронен в г.Архангельске, там же установлен ему памятник и названа библиотека его именем.

б) Прием антиципация.

- Рассмотрим иллюстрацию и предположим, кто герои рассказа, какие они.

- Когда могли происходить события: в наши дни или в старые времена?

- Что говорят о характере выражения лиц?

- Какие у них взаимоотношения?

- А теперь, прочитайте название рассказа Шергина и опорные слова, которые показаны на слайде. Как вы думаете, о чем этот рассказ?

(Ваня, бабушка, мастер, Митя, художник, заказ от академии, валяется, испугался, не успеет к сроку, норма работы, мастер любовался.)

- Итак, ребята, опорные слова вам были предложены одинаковые, а мнения почему-то получились разные.

- Как проверить наши предположения?( Прочитать рассказ)

3. Словарная работа

В тексте вам встретятся слова штукатурное, малярное. Найдите значение этих слов в словаре учебника.

Работа в группе (соединить слово и значение)

Ещё вам встретятся такие слова и словосочетания как:

  • КОРИЧНОЕ - коричневое
  • НЕЗАЛЕЖЛИВЫЙ - трудолюбивый, тот, кто не любит залеживаться в кровати;
  • АКАДЕМИЯ - высшее учебное учреждение.
  • ДОПЫТАЛСЯ -узнал.
  • ПРИСАЖИВАЕТ- прикрепить, приделать накрепко.
  • ВЫЛОЩИЛ ВОЛЧЬИМ ЗУБОМ -натёр до блеска.
  • КРАСОВИТО - красиво.
  • ОТМЕННО - превосходно, безукоризненно
  • КУЗОВОК - плетеная корзинка для сбора ягод и грибов.
  • ПАРКЕТЧИК - мастер, который составляет из дощечек узоры.

IV. Первичное чтение с остановками

Слушая и читая произведение, вам нужно ответить на вопрос: Какой совет дал мастер Мите?

1. Учитель предлагает прочитать первую часть до слов «Вот как-то раз Ваня…» и ответить на вопросы по содержанию:

- С чего начинается рассказ?

- От чьего лица ведется рассказ?

- Как беседовала бабушка со стариками?

- Как вы понимаете словосочетание «ладно сдумает»?

- Как понимаете фразу: «из песен сделана, из пословиц сложена»?

- Какое звание есть у бабушки Вани?

- Что умеет делать и что знает бабушка как мастер малярного дела?

2. Предлагает прочитать вторую часть до слов «Недавно мастер поручил Мите…» и ответить на вопросы по содержанию:

- Что спросил Ваня у бабушки?

- Что отвечала бабушка Мите? Кого любит работа?

- Как вы понимаете предложение «Глаза страшатся - руки делают». Как можно назвать такое выражение? (пословица).

- О чем рассказывал Митя бабушке?

- Кем работает Митя?

- Что украшает Митя? Как?

- С деревом каких цветов работает Митя?

- На какие геометрические фигуры распилены дощечки?

- Как приклеивает эти дощечки Митя?

- Какой выходила работа Мити?

- Почему каждая вещь, украшенная Митей, выглядит богато украшенной?

3. Предлагает прочитать третью часть до слов «За неделю работа не продвинулась…» и ответить на вопросы по содержанию:

- Что поручил мастер сделать Мите?

- Что он сказал Мите?

- Какой срок был дан Мите на работу?

- Как начал выполнять задание Митя?

- Чему радовался Митя целую неделю?

- Как вел себя Митя целую неделю?

- Что воображал Митя?

- Что он говорил приятелям?

- Куда бегал Митя по вечерам?

ФИЗМИНУТКА

- Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И читать, друзья, начните.

4. Предлагает прочитать четвертую часть до слов «Зашли в Митину комнату…» и ответить на вопросы по содержанию:

- Продвинулась ли работа Мити за неделю?

- Когда Митя устал веселиться?

- Почему Митя испугался? Что он сказал?

- Что спросил мастер у Мити?

- Как ответил ему Митя?

- Что сказал ему мастер?

5. Предлагает прочитать пятую часть до слов «Бабушка закончила свой рассказ…» и ответить на вопросы по содержанию:

- Что сказал мастер Мите, когда они зашли в комнату?

- Что ответил Митя мастеру?

- Как сказал работать Мите мастер?

- Какую норму работы предложил Мите мастер выполнять каждый день?

- Как начал выполнять работу Митя?

- Как вы понимаете выражение «комар носа не подточит»?

- Во что превращалась доска вслед за движением руки Мити?

- Успел ли Митя выполнить работу в срок?

- Как вы понимаете выражение «золотые руки».

- Что сделал мастер, когда увидел работу Мити?

6. Предлагает прочитать заключительную часть и ответить на вопросы по содержанию:

- Какими словами закончила рассказ бабушка?

- В прямом или переносном значении здесь употребляется это выражение?

- Понравился ли вам рассказ Бориса Шергина? Чем?

- Какой мудрости научил Митю мастер? Найдите её в тексте. (стр. 110) (Каждый день выполнять небольшой участок работы так, чтобы «и дело продвигалось» и чтобы выполнено было оно с душой и «красовито, тщательно»)

- Прав ли он оказался?

V. Анализ произведения

Назовите героев рассказа.

1) Работа в парах.

- Найдите в тексте отрывок, в котором говорится о бабушке. Какая она?

- Вписать недостающие слова, пользуясь текстом. Что вы узнали о бабушке?

У Вани была бабушка ____________ , ______________.

С малышами говорила _________ , каждого __________ и _________.

Старики говорили: «Хоть какая беда, а эта старуха ____________
сдумает, __________, ___________ скажет.

У твоей бабки есть звание «__________________________________».

Она и ____________ и ________________ дело умеет. И краску всякую знает и ________________ породу понимает.

Твоя бабка из _______________ сделана, из ___________ сложена.

2) - Найдите в тексте момент, когда Митя любуется своей незаконченной работой. Прочитайте его еще раз.

- Представьте себе и попробуйте нарисовать словами Митю, опираясь на описание автора. Опишите его внешний вид.

- Как вы думаете, почему Митя не выполнял работу всю неделю? Как вел он себя всю неделю? Можно ли оправдать его поступок?

- Как автор относится к Мите? Докажите словами текста.

Включает детей в анализ развития действия:

- С чего начинают развиваться события в рассказе?

- Какое событие послужило толчком для других?

- Какое событие можно считать самым важным для героев?

- Что бы изменилось, если бы эту историю рассказывал Ване Митя, а не бабушка?

- Прочитайте последний абзац. Как вы думаете, почему именно этими словами закончила свой рассказ бабушка?

- Почему автор ничего не говорит о том, что было с героями дальше?

Включает детей в анализ художественных образов с помощью выполнения задания в группах.

- А сейчас предлагаю вам поработать в группах и выполнить задания:

1.Вам нужно дать характеристику героям произведения. В конвертах указаны герои и их характеристики.

Ваша задача: правильно соотнести их.

Бабушка -

весёлая и добрая
рисует, советует, говорит пословицами
мастерица
помогает всем советом, словом

Внук - любопытный и отзывчивый мальчик.

Митя -

мастер на все руки, художник
прилежный и трудолюбивый
боялся, что не успеет выполнить работу в срок
решительный

Мастер -

мудрый и толковый мужчина
помог дельным советом
справедливый

Предлагает вопросы по выяснению личностного отношения учащихся к прочитанному (продолжение анализа художественных образов:

- Понравился ли вам Митя?

- Хотелось бы вам дружить с Митей?

- А если бы вы оказались на месте Мити, как бы вы поступили?

- Хотели бы вы включиться в события, развертывающиеся в произведении?

- В качестве кого вы хотели бы участвовать в действии, происходящем в произведении?

2. Организует творческую работу на основе прочитанного текста:

Восстановите цепь событий в рассказе.

  • 2 «И в один день закончил верхний угол»
  • 3 «За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».
  • 1 Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».
  • 4 «Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».
  • 5 Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»

VI. Обобщение прочитанного. Подведение итогов

- Давайте сформулируем главную мысль этого произведения.

- Правильно. Лучше делать в день понемногу, но спокойно, сосредоточенно, внимательно. Так "по ягодке", в конце концов наберется хороший "кузовок", то есть, работа, которая будет состоять из нескольких этапов, завершится в срок и с наилучшим качеством. Нельзя бросать начатое, если что-то пошло не так.

- Чему научил вас этот текст?

- О чем заставил задуматься?

- Какие задачи мы поставили на этот урок?

- Выполнили мы их?

VII. Информация о домашнем задании

  • С.11 № 6
  • Найти пословицы и объяснить их смысл.
  • Составить план рассказа, подготовить устный пересказ одного из пунктов плана.

VIII. Рефлексия

- А сейчас закончите фразы…

(Я научился, запомнил, узнал, удивился)

IX. Итог

- Подводя итог нашему уроку, хотелось бы узнать понравился ли он вам, как бы вы оценили свои знания, свою работу на уроке?

- Встаньте те, кто доволен своей работой. Поднимите руки те, кто активно работал на уроке.

Я считаю, что все сегодня активно работали на уроке. Вы - большие молодцы!