Предмет: физика.
Класс: 10-й класс (физико-математический).
Тип урока: интегрированный урок (физика и информатика), обобщение и систематизации знаний.
Цель урока: создание условий для повторения, обобщения и закрепления теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся по теме «Молекулярная физика и термодинамика» при помощи блок-схем.
Задачи урока:
- Закрепить теоретические знания и практические умения по физике по теме «Молекулярная физика и термодинамика», используя информатику.
- Способствовать формированию и развитию умений применять законы физики для объяснения процессов, протекающих в окружающем мире, доказывать и обосновывать свою точку зрения.
- Способствовать развитию речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сферы личности.
- Способствовать формированию и развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества в процессе работы в группах.
- Способствовать формированию самооценки и критического мышления.
Знания, которые актуализируют и закрепят обучающиеся в ходе урока: основные положения МКТ, первый закон термодинамики, применение закона к изопроцессам.
Умения и навыки, которые актуализируют и закрепят ученики в ходе урока:
- вычислять изменение внутренней энергии вещества при теплопередаче;
- определять характер изопроцесса по графикам в координатах p и V, V и T, p и T;
- описывать преобразование энергии при изменении агрегатного состояния вещества;
- делать выводы на основе данных, представленных графиком
- выдвигать гипотезы для объяснения предъявленных фактов.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, интерактивная доска Smart, документ - камера.
Форма проведения занятия: урок с использованием ИКТ.
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа:
- Воспроизведение материала на большом экране доступно для восприятия всего
- класса.
- Воспроизведение вопросов с экрана зрительно воспринимается лучше, есть возможность осмысления вопросов за разное время.
- В презентацию введена дополнительная информация, которой нет в учебнике.
- Экономия времени учителя для воспроизведения материала.
Ход урока
1. Организационный этап
2. Мотивационный этап
В начале занятия повторим следующие вопросы:
-
Термодинамические макропараметры величины характеризующие все макроскопическое тело в целом - это …. (Величины, характеризующие состояние термодинамической системы без учета молекулярного строения тел, называют макроскопическими(термодинамическими) параметрами р VТ)
- Что такое изопроцесс? (Процесс изменения состояние термодинамической системы при постоянном одном параметре)
- Перечислить изопроцессы. Какие параметры не меняются?
(Изотермический - T-const
Изобарный-p - const
Изохорный- V- const) - Что происходит с двумя другими параметрами. (они меняются в зависимости друг от друга)
- Какой фундаментальный закон вы знаете? (Уравнение М-К теории газа)
- Как называется закон сохранения энергии в термодинамике? (Изменение внутренней энергии системы при переходе ее из одного состояния в другое равно сумме работы внешних сил и количества теплоты, переданного системе. ΔU=А+Q
C учетом А`= - А можно записать Q= ΔU + А` Количество теплоты переданное системе, идет на изменение ее внутренней энергии и на совершение системой работы над внешними телами)
3. Актуализация опорных знаний
Поработаем с параметрами изопроцессов.
Перед вами таблица, над которой мы работали, изучая изопроцессы, на ней изображены графики процессов. Наша задача сформулировать первый закон термодинамики для различных процессов. Делать мы будем это с помощью блок-схемы. Это даст нам наглядный образ и облегчит понимание закона.
Введем обозначение:
- ΔU - изменение внутренней энергии;
- Q - количество теплоты;
- А - работа;
Термодинамическую систему изображаем прямоугольником, а направление процесса - стрелками.
Например, изотермическое расширение
ΔU =0 т.к. процесс изотермический, значит температура не меняется.
Формула закона выглядит следующим образом: Q= А
При изотермическом расширении вся переданная системе теплота идет на совершение газом работы.
Ваша задача изобразить блок-схему, написать формулу первого закона термодинамики для данных процессов. На заполнение таблицы отводится 10 минут. Работаем парами, а затем проверяем ваши записи через документ-камеру.
Таблица изопроцессов
4. Углубление в тему
Одним из параметров, входящих в формулу первого закона термодинамики является работа.
Какой формулой определяется работа? (А=p·ΔV)
В каких координатах можно графически вычислить работу? (p, V).
Значит площадь под графиком в координатах p,V это и есть работа совершенная газом. В нашей таблице представлены графики работы газа.
Величина работы зависит от того, каким путем совершается переход из начального состояния в конечное.
На картинке изображены пути перехода из состояния (1) в состояние (2). Во всех трех случаях газ совершает разную работу, равную площади под графиком процесса.
Вычислим для каждого случая работу и сравним полученные результаты.
2. В следующим задании определить знак работы газа при переходах из состояний 1,2,3 в конечное состояние и характер его теплообмена с окружающей средой.
3. Используя данные схемы сформулировать первый закон термодинамики
4. Какую работу - положительную или отрицательную - совершает газ за один цикл.
На каких участках количество теплоты поглощается, отдается?
Работа равна площади фигуры ограниченной графиком процесса, осью 0Vи прямыми V (2), V(1,3). Площадь S (1,2)<S (2,3).
Следовательно А (1,2) <А (2,3)
Газ за один цикл совершает положительную работу.
Газ поглощает количество теплоты на участке 2-3 при (расширении)
И отдает количество теплоты при сжатии участок 1-2
Отдает теплоту (охлаждается) при постоянном объеме участок 3-5. Используя график сравните работы циклов А(1,2) и А(3,4)
A₃₄ = P·ΔV = 0.5 · 10⁵Па · (3-1) ·10ˉ³м³ = 100Дж
А₁₂ = Р· ΔV= 1· 10⁵Па ·(2-1) · 10ˉ³м³ = 100 Дж
S₁₂ = S ₃₄
4. Итоги урока, рефлексия
На уроке были повторены основные понятия и формулы термодинамики, а также обобщение материала и углубление в тему мы с вами провели, решая интересные задачи.
Домашнее задание
Решить следующие задачи
1. Один моль идеального газа участвует в процессе 1-2, график которого изображен на VT-диаграмме. Определите для этого процесса отношение изменения внутренней энергии газа к величине сообщенного газу количества теплоты.
2. В сосуде объёмом V = 0,02 м3 с жёсткими стенками находится одноатомный газ при атмосферном давлении. В крышке сосуда имеется отверстие площадью S, заткнутое пробкой. Максимальная сила трения покоя F пробки о края отверстия равна 100 Н. Пробка выскакивает, если газу передать количество теплоты не менее 15 кДж. Определите значение S, полагая газ идеальным, массой пробки пренебречь.