Ценность художественной литературы заключается в ее влиянии на всестороннее развитие ребенка - умственное, нравственное и эстетическое.
Читая книги, у ребенка обогащается словарный запас, развивается речь, память и воображение. Книга выступает как мощный источник развития интеллекта.
Кругозор ребенка находится в прямой зависимости от его начитанности.
Чтение содействует успешному освоению грамотного письма, что очень важно для подготовки будущего школьника.
В наше время отношение детей к детской книге сильно изменилось. Первое знакомство детей с художественной литературой происходит через другие источники (интернет и телевидение). Проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что и отразилось на чтении взрослых и детей.
С.Я.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом), его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Перед нами стоит задача, открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Таким образом, читательская судьба ребёнка зависит от нас от взрослых, которые являются посредниками между писателем и ребёнком. Поэтому детское чтение нуждается в поддержке.
Таким образом, цель нашей работы: сформировать у дошкольников интерес и потребность в чтении (восприятии) книг.
Задачи.
- Формировать литературный вкус.
- Знакомить дошкольников с разнообразными жанрами литературы.
- Развивать память, речь, воображение, творческие способности.
- Воспитывать культуру чтения, потребность общения с художественной литературой, бережное отношение к книге.
Начинать работу по данной теме необходимо с самого раннего возраста. Умение воспринимать литературное произведение не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.
Знакомство дошкольников с детской литературой связано с одной из образовательных областей - «Речевое развитие», которое осуществляется в соответствии с ФГОС ДО. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г №1155 г. Москва с 1 января 2014 года вступил в силу закон «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО). В соответствии с которым основная образовательная программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях.
«Речевое развитие» включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; речевого творчества; звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основными методами работы с дошкольниками является следующие:
- Чтение - дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
- Рассказывание - относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
- Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
- Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Содержание работы включают в себя основные жанры художественного слова:
- рассказы,
- стихи,
- сказки.
Для решения задач всестороннего развития детей существенную роль играет правильный отбор литературных произведений, как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.
Подбирая литературу нами учитывается:
Идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги.
Дошкольники имеют возможность каждый день общаться с книгой, развивая свои интересы. Созданы книжные центры - спокойное, удобное, эстетически оформленное место. Ребенок видит книгу не в руках педагога, а остаётся с ней один на один. Внимательно и сосредоточено рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам тем самым прививаются навыки культуры общения и обращения с книгой.
Оформляются тематические выставки, посвященные творчеству писателей:
- «Лучший сказочник»,
- «Веселые книжки»,
- «Книги о нашей стране» и т.д.
В их организации принимают и дети.
Проводятся беседы на тему
- «Что мы знаем о книге»,
- «Книга - лучший друг»,
- «История возникновения книги»,
- «Кто создает книги»,
- «Путешествие в прошлое книги».
Чтение художественной литературы стимулирует творческое воображение детей. Сюжеты прочитанных книг дети отражают в лепке, рисовании, аппликации. Эмоции вызывают у ребенка стремление передать свое отношение к изображаемому. Детское воображение создает определенные образы, опираясь на опыт, который ребенок получает через восприятие.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.
Театрализованные игры помогают формировать нравственно нормы поведения. Прием драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. В результате «проживания» в образе сказочного персонажа ребенок проигрывает ту или иную ситуацию, примеряет ее на себя и позволяет сделать вывод: что хорошо, а что плохо. Одновременно театрализованные игры прививают устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
ФГОС ДОУ отвечает новым социальным запросам, в котором большое внимание уделяется работе с родителями. Один из принципов является сотрудничество с семьей.
С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе используются следующие формы работы:
- Конкурсы поделок из природных материалов
- Консультации: «Какие книги читать детям»
- Рекомендации по организации домашнего чтения
- Мини-сочинения («Книга в жизни моего ребенка»)
- Конкурс рисунков («Мои любимые книги»)
- Родительские собрания «Мама, папа, я - читающая семья»
- Проведена акция «Международный день дарения книг», в которой родители значительно пополнили библиотеку в группе, литературой разного жанра.
- Работа проходит в разнообразных формах:
- Театрализованные
- Виртуальные экскурсии «Путешествие по книжному городу»
- Онлайн праздники.
Подводя итог, можно отметить, что художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно-воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и с первых дней привить ему интерес к книгам, учат ребенка любить сам процесс чтения.
Список литературы
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. - 2-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. - М.: Просвещение, 1992.
- О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с художественной литературой». М: «Творческий центр», 1998.