Метапредметные результаты выполнения учебного проекта по иностранному языку в основной общеобразовательной школе

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Дидактическая сущность проекта заключается в том, что он позволяет актуализировать собственно познавательно-учебную деятельность и активизировать учащегося как субъекта своей деятельности. Кроме того, в процессе выполнения проекта учащиеся взаимодействуют в группе, учатся брать на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогать друг другу. Таким образом, проектная деятельность создает основу для взаимодействия и сотрудничества в системе «ученик-учитель-группа» и актуализации коллективного субъекта деятельности. [Гонтарева, Агафонова, 2011] В рамках обучения иностранному языку, проектная технология создает оптимальные условия для функционирования иноязычного общения.

Весь процесс работы над проектом: подготовительная работа, совместная деятельность школьников по воплощению проекта в жизнь, поиск и отбор информации, оформление и подведение итого проектной деятельности обслуживает иноязычное общение. [Куклина, 2011] Работа над проектом создает наиболее благоприятные условия для создания мотивации к говорению, развивает воображение, фантазию и мышление. [Петричук, 2011] Для реализации проекта, т.е. создания учебного продукта, учащийся должен использовать когнитивные процессы высокого уровня (анализ, синтез, критическое оценивание). [Кащук, 2013] Таким образом, как пишет Полат Е.С., в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Учащиеся приобретают навыки использования таких исследовательских методов, как: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; оформление конечных результатов, подведение итогов, корректировка и выводы. [Полат, 1999]

Отмечая дидактический потенциал проекта при обучении иностранному языку, следует выделить то, что при его выполнении исключается формальный характер изучения языка, так как ученик является не пассивным исполнителем воли учителя, а проявляет способности к творчеству и самостоятельности. [Гонтарева, Агафонова, 2011] Наиболее обобщенно дидактический потенциал проекта формулируется в документе «Методические рекомендации Департамента образования г. Москвы от 20.11.2003 № 2-34-20 по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы». В данном документе указывается, что учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, нацеленная на решение интересной учащемуся проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат проектной деятельности - найденный исследователем способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Кроме того, в данном документе отмечается, что учебный проект или исследование с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся. К данным умениям и навыкам можно отнести проблематизацию, целеполагание и планирование содержательной деятельности ученика, самоанализ и рефлексию, презентацию и самопрезентацию, а также поиск и отбор актуальной информации, практическое применение теоретических знаний; выбор, освоение и использование подходящей технологии изготовления продукта проектирования; проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение).

Таким образом, проанализировав дидактическую сущность и потенциал проекта, можно определить, достижение каких метапредметных результатов возможно с его помощью. Метапредметные результаты основываются, в первую очередь, на освоении универсальных учебных действий. В следующей таблице приводятся те УУД, которые могут быть освоены при работе над проектом.

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

1.самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
2.поиск и выделение необходимой информации
3.структурирование знаний;
4.осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
5.выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
6.рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
7.смысловое чтение
8.постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
I.1 Знаково-символические действия:
1.моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель
2.преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

II. Логические универсальные действия:
1.анализ
2.синтез
3.выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
4.подведение под понятие, выведение следствий;
5.установление причинно-следственных связей
6.построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений
7.доказательство
8.выдвижение гипотез и их обоснование.

1.целеполагание
2.планирование
3.прогнозирование
4.контроль
5.коррекция
6.оценка, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
7.саморегуляция

1.планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
3. разрешение конфликтов
4.управление поведением партнёра
5.умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Таким образом, можно увидеть, что все познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия могут быть освоены при использовании методов проектов. Кроме того, следует отметить, что использование метода проектов может способствовать также достижению таких метапредметных результатов обучения в основной общеобразовательной школе, как:

  • умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; (за счет проведения исследований по интересующим учащихся проблем)
  • умение смыслового чтения; (при поиске и отборе информации)
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции) (работа над проектом требует поиска информации, в том числе, в Интернете, а также оформления результаты своей работы, в том числе, в виде презентации);
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. (при работе над проектами на экологические темы).

Таким образом, можно заключить, что дидактический потенциал проекта позволяет с его помощью реализовать достижение всех метапредметных результатов обучения в основной общеобразовательной школе, при условии, что овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении будет выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Список использованной литературы

  1. Агафонова О.П. Метод проектов как средство формирования субъектной позиции младших школьников в процессе обучения иностранному языку / Автореф. дис… канд.пед.наук: 13.00.01 / О.П.Агафонова. Санкт-Петербург, 2011
  2. Бурцева Э.В. Учебный проект как средство мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыкового вуза (Английский язык) / дис. …канд.пед.наук: 13.00.02/ Э.В.Бурцева. Улан-Удэ, 2002. - 195 с.
  3. Васильев В. Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации /В.Васильев // Народное образование. - 2000. - № 9. - С. 177-180.
  4. Гонтарева Г.А., Агафонова О.П. Дидактический потенциал метода проектов в формировании субъектной позиции младшего школьника / Г.А.Гонтарева, О.П.Агафонова // Вестник Ленинградского государственного университета им. Пушкина. - 2011. - №3. - с.159-167
  5. Девятова И.Е. Организация проектного обучения как фактора формирования самостоятельности учащихся общеобразовательной школы / Автореф.дис.... канд.пед.наук: 13.00.01 / И.Е.Девятова. Челябинск, 2002.
  6. Кащук С.М. Проектная методика в условиях информатизации лингвистического образования / С.М.Кащук // Иностранные языки в школе. - 2013. - №11. - с.20-23
  7. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; проект /Рос. Акад. Образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова . - М.: Просвещение 2008 - 39 с.
  8. Куклина С.С. Использование личностно-ориентированных технологий на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе / С.С.Куклина // Иностранные языки в школе.- 2011.- № 3.- С.6-12.
  9. Петричук И.И. Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка / И.И.Петричук // Иностранные языки в школе. - 2011. - №10. - с.25-29
  10. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. Вузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. - М: Издательский центр «Академия», 2000. - с.55-102.
  11. Программа развития универсальных учебных действий основного общего образования / Содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования
  12. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования / Содержательный раздел основной образовательной программы начального общего образования
  13. Семенцова Е.И. Что ФГОС грянувшие нам готовят? Отличия прежних образовательных стандартов от ФГОС нового поколения. - 2013 - http://pedsovet.su/publ/115-1-0-4333
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413