Цели:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве С.В.Михалкова;
- развивать речь, выразительное чтение, творческие способности, воображение детей;
- воспитывать интерес к читательской деятельности, положительные качества: дружелюбие, товарищество.
Задачи:
Личностные УУД
- сформировать интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений С.В.Михалкова;
- развивать устойчивый интерес к чтению.
Метапредметные
Регулятивные УУД
- развивать познавательную активность обучающихся, включать в учебно-исследовательскую деятельность.
Коммуникативные УУД
- научить принимать участие в инсценировках
- научить выражать свои мысли в устной речи, использовать речевые средства в соответствии с задачей высказывания
Предметные
- научить выразительно читать стихотворения С.В.Михалкова
- формировать навыки анализа стихотворения
- развивать навыки выразительного чтения басен, чтения по ролям
Оборудование:
- презентация о творчестве С.В.Михалкова,
- «Песенка друзей» на слова С.В.Михалкова, басня «Бараны», мультфильм «Трубка и медведь»
Оформление:
- портрет автора,
- высказывание: "Стих у Михалкова, то озорной, то насмешливый, неотразимо певуч, лиричен, и в этом его главная сила". К.И.Чуковский.
Подготовительная работа:
- нарисовать рисунки к произведениям С.В.Михалкова;
- стенгазета «Мы читаем всей семьёй»;
- организовать выставку книг С.В.Михалкова.
Ход мероприятия
I. Организационный момент
Звучит песня «Мы едем, едем, едем…»
Воспитатель: Добрый день! Я рада приветствовать всех учеников! Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве великого детского писателя Сергея Владимировича Михалкова.
Стихи, сказки, басни Сергея Владимировича читает уже не одно поколение. С ними росли наши дедушки, бабушки, мамы, папы.
1. Рассказ о творчестве С.В.Михалкова
Ученик 1. 13 марта 1913 года родился в Москве в семье ученого - птицевода Сергей Владимирович Михалков. Первые шаги сделал в доме №6 по улице Волхонка, что неподалёку от Кремля. Отец Владимир Александрович имел юридическое образование. Энергичный, деловой и дальновидный человек, начав с нуля, стал главным птицеводом, занимался восстановлением народного хозяйства.
Ученик 2. Мать - Ольга Михайловна Михалкова, женщина очень добрая, мягкая, беззаветно преданная семье, была сестрой милосердия и учительницей, а затем целиком посвятила себя мужу и детям: Сергея, Александра, Михаила. За заслуги отца мать получала персональную пенсию.
Ученик 3. Жили Михалковы круглый год на даче, принадлежавшей неким Яковлевым, занимая первый этаж дома, одиноко стоявшего в запущенном парке. Ходить в школу было далеко. В обычную школу пошел учиться в 4 классе. Первоначальное образование Сергей Михалков получил дома.
С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный журнал. Первая общая тетрадь с начисто переписанными первыми стихами хранилась в шкатулке с другими личными «сокровищами» Серёжи: рогаткой, перочинным ножом. Беспризорники, проникшие в квартиру, похитили вместе с другими вещами и эту шкатулку.
Ученик 4. Годы детства, раннего подросткового возраста были годами интенсивного чтения: «..больше всего я любил сказки Пушкина, басни Крылова, стихи Лермонтова, Некрасова…» - вспоминает Сергей Владимирович. В семье был культ книги, чтения, собирания домашней библиотеки. В числе домашних учителей-воспитателей была и Эмма Ивановна Розенберг, прибалтийская немка, которая приобщила мальчика к немецкому языку. Немецкий язык знал настолько, что в детстве свободно читал книги на немецком языке.
Ученик 5. Писать он стал очень рано. За первую напечатанную «Сказку про медведя» дали в редакции три рубля. Деньги тут же были потрачены на ириски и соевые батончики. В 1928 году в журнале «На подъёме» (Ростов-на-Дону) было опубликовано его первое стихотворение «Дорога».
С 1933 года стихи Михалкова печатают в журналах "Огонек", "Прожектор", "Известия", "Комсомольская правда". В 1935 году опубликована поэма "Дядя Степа". В 1936 году Михалкова узнают, как сказочника после пересказа веселой сказки "Три поросенка".
Воспитатель. Как рождаются стихи? Что вначале - фантазия, улыбка, удивление? На этот вопрос Сергей Михалков неизменно отвечает, что все его стихи из жизни. И даже совершенно невероятные происшествия, о которых пишет поэт, он подсматривает в жизни.
Выразительное чтение стихов:
- «Фома»
- «Прогулка»
Воспитатель. Имя Сергея Михалкова с 1938 года не сходит с афиш. Во многих театрах страны шли его пьесы, сказки. Звериное царство представляет самые различные характеры, которые мы можем сравнивать с человеческими: трусость, лень, хвастовство, зазнайство, подхалимство, нежелание честно трудиться.
Воспитатель. А как называется человек, который пишет басни? (БАСНОПИСЕЦ). Правильно. Лучшим баснописцем 20 века, был Сергей Владимирович Михалков. Им написано более двухсот басен. В них он высмеивает зазнайство, лень, жадность, подхалимство и другое, что есть в людях очень плохое.
Одну из таких басен сейчас прослушаем.
Басня славится моралью
Не ленись, запоминай,
Всё чему она научит
Ты себе на ус мотай.
Звучит басня «Бараны».
3. Загадки
Воспитатель. С самого раннего детства мы любим разгадывать загадки. Но не все загадки придумал народ. Сергей Михалков тоже любил загадывать ребятам загадки.
Вот попробуйте - отгадайте!
1.
Что вы знаете, ребятки.
Про мои стихи - загадки?
Где отгадки, там конец.
Кто подскажет - молодец!
2.
Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшек лучший друг.
Угадайте - кто? (Индюк)
3.
Да! Индюк. Признаться, братцы,
Трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо -
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запутался, однако.
Он верблюд или … кто? (Собака)
4.
Не зовут - собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает как… кто? (Кошка)
5.
Верно! Верно! Угадали.
Будто где ее видали!
А теперь давайте с вами
В лес пройдёмся за грибами.
Посмотрите-ка, ребята:
Тут - лисички, там - опята,
Ну, а это, на полянке,
Ядовитые…что? (Поганки)
6.
Что? Поганки? Неужели?
Но поганки захотели
Стать полезными грибами
И пришли на кухню сами
И сказали: - как хотите,
Хоть зажарьте, хоть сварите,
Обожаем поваров!
Ненавидим… кого? (Докторов)
7.
То, что я сказал вам, - тайна!
Догадались вы случайно,
Это был большой секрет…
Но от вас секретов нет!
Воспитатель. Всем вам знакома сказка о трех братцах поросятах. Эту сказку перевел для вас с английского языка С.Михалков, еще в 1936 году. Ее читали и читают дети уже более семидесяти лет. Он не только переводил сказки, но и сам их сочинял. Значит, как его можно назвать? (СКАЗОЧНИК).
Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Трубка и медведь!
(мультфильм «Трубка и медведь»)
Воспитатель. Чему учит эта сказка? (нужно отказываться от вредных привычек, нужно заниматься спортом)
Выразительное чтение сказки: «Жадный Вартан»
Ученик 6. В 1941 году 27 июня он выехал на фронт и стал писателем- корреспондентом. В 1944 году прозвучал Гимн Советского Союза на слова С.В.Михалкова.
Стихи, басни, сказки. Для одного человека, кажется, более чем достаточно, но С.Михалков настолько одарённый человек, что на этом не остановился. И он стал писать повести, рассказы, были. К ним можно отнести повесть-сказку «Праздник непослушания», новогоднюю быль «Ёлочка».
Воспитатель. Есть что-то в этих произведениях сказочное, но сказками их не назовёшь, значит, что можно сказать о Михалкове, кроме того, что он поэт, баснописец, сказочник. - ПИСАТЕЛЬ.
Выразительное чтение стихов: «Почему мыши котов не обижают»
Воспитатель. Ребята, а вы когда-нибудь слышали такое слово «ДРАМАТУРГ».
Это писатель, который пишет пьесы для театра, для того, чтобы их можно было показывать на сцене. И, конечно, его пьесы тоже писались для детей.
С.В. Михалков - автор пьес для детского театра: «Том Кенти» (1938), «Особое задание» (1945), «Красный галстук» (1946), «Я хочу домой!» (1949), «Зайка-зазнайка» (1951), «Сомбреро» (1957), «Дорогой мальчик» (1971); пьес для взрослых: «Илья Головин» (1950), сатирических комедий «Охотник» (1956), «Дикари» (1958), «Памятник себе...» (1959), «Раки и крокодил» (новая редакция 1960), «Эцитоны бурчелли» (1961); повести-сказки «Праздник Непослушания» (1971), «Все могут короли...» (1983), «Что написано пером...» (1984).
Выразительное чтение стихов: «Находка»
Воспитатель. Говоря о творчестве С.В.Михалкова просто необходимо добавить, что Сергей Владимирович автор слов главной песни нашей страны - ГИМНА РОССИИ. А в Москве у Кремлёвской стены есть священное место - могила Неизвестного солдата, а на ней такие слова «Имя твое - неизвестно, подвиг твой - бессмертен». Эти слова тоже принадлежат Сергею Владимировичу Михалкову.
Посмотрите на слайд. - Что мы можем сказать о Михалкове?
С.В.Михалков - поэт, писатель, баснописец, сказочник, драматург.
Выразительное чтение стихов: «Как старик корову продавал»
Воспитатель. Поэт Сергей Михалков был автором двух редакций Государственного гимна СССР и гимна Российской Федерации. За свою долгую жизнь Михалков был награжден множеством наград. Так в 2003 году, в свое 90-летие, поэт был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством 2 степени». В честь Сергея Владимировича названа малая планета, открытая астрономами, выдано свидетельство о присвоении планете его имени. В 2008 году поэту исполнилось 95 лет. Михалков был награжден Орденом Святого Апостола Андрея Первозванного за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы. В настоящее время общий тираж произведений С.В.Михалкова, изданных на разных языках в нашей стране и за рубежом, приближается к 500 миллионам экземпляров. На сегодняшний день у Михалкова С.В. 10 внуков и 8 правнуков.
Выразительное чтение стихов: «Будь человеком»
3. Викторина. (Слайды)
Воспитатель. Ребята, вы хорошо знакомы с произведениями Михалкова? Вы много читали? А вот как вы их запомнили, мы и узнаем.
Кто в викторине победит
Конечно, лучший эрудит,
У нас сомнений в этом нет -
Он самый первый даст ответ.
1.
Однажды
Приснился упрямому сон,
Как будто
Шагает по Африке он.
(Фома)
2.
Трещала хвоя. Тихо тлел
Сухой опавший лист.
Спокойно сверху вниз смотрел
Жестокий эгоист…
(Будь человеком)
3.
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
(Прогулка!)
4.
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами…
Как рогами не крути,
А вдвоём нельзя пройти.
(Бараны)
Воспитатель. К какому жанру относятся отрывки произведений, которые вы прослушали?
(ответы учеников)
Молодцы!
Тест
1. Где родился С.В.Михалков?
А) Москва
б) Ленинград
в) Пятигорск
2. Когда родился Сергей Владимирович?
А) 12 марта 1913г
Б) 13 марта 1903г
В) 13 марта 1913г
3. Как называлось его первое стихотворение?
А) Прогулка
б) Дорога
в) Фома
4. К какому произведению нарисована эта иллюстрация?
(Иллюстрация к стихотворению «Прогулка»)
Воспитатель: Наше мероприятие завершается, но не заканчивается дружба с Сергеем Владимировичем Михалковым и с его книгами, которые согреты его добром, юмором. Мы получили заряд бодрости, вдохновения от творчества замечательного человека и поэта. Вы много раз еще будете встречаться с героями произведений любимого писателя, баснописца. Недаром К.И.Чуковский писал: "Стих у Михалкова, то озорной, то насмешливый, неотразимо певуч, лиричен, и в этом его главная сила».
Викторина
1.
Однажды
Приснился упрямому сон,
Как будто
Шагает по Африке он.
2.
Трещала хвоя. Тихо тлел
Сухой опавший лист.
Спокойно сверху вниз смотрел
Жестокий эгоист…
3.
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
4.
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами…
Как рогами не крути,
А вдвоём нельзя пройти.
Тест
1. Где родился С.В.Михалков?
А) Москва
б) Ленинград
в) Пятигорск
2. Когда родился Сергей Владимирович?
А) 12 марта 1913г
Б) 13 марта 1903г
В) 13 марта 1913г
3. Как называлось его первое стихотворение?
А) Прогулка
б) Дорога
в) Фома
4. К какому произведению нарисована эта иллюстрация?