Для того чтобы реализовать задуманное на уроке, в частности игровые технологии на уроке, необходимо прежде разработать технологическую карту. Приведем технологическую карту одного урока в 9 классе с применением игровой технологии в форме ролевой игры.
I. Основные сведения
Тема урока: "Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы".
Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащихся.
Применение образовательной технологии: игровая, здоровьесберегающая.
II. Результативно-целевая основа проектирования урока
Цель урока: обеспечить достижение представленных ниже требований учебной программы по изучаемой теме и междисциплинарных программ, в том числе по формированию УУД.
Предметные
Выпускник научится:
- Иметь представление об интерфейсе электронных таблиц, о типах данных, обрабатываемых в электронных таблицах.
- Использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах.
- Работать с формулами. Визуализировать соотношения между числовыми величинами (строить столбчатую диаграмму).
Выпускник получит возможность:
- Приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий.
Личностные
Выпускник научится:
- Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом.
- Способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.
- Представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.
Выпускник получит возможность:
- Формировать выраженную устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению.
Метапредметные
Выпускник научится:
- Владение общепредметными понятиями «таблица», «формула», «ячейка» и др.
- Владение информационно-логическими умениями: строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
- Владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: поиск и выделение необходимой информации.
- Владение общеучебными и общекультурными навыками работы с информацией.
- Осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками на основе заданных правил взаимодействия.
- Грамотно строит высказывания в устной и письменной форме (использует речевые средства)
- Корректирует план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
- Умеет самостоятельно планировать пути достижения целей.
Выпускник получит возможность:
- Научиться осуществлять рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
- Научиться навыкам определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач.
Требования междисциплинарных программ (Развитие ИКТ-компетентности)
Выпускник научится:
- Навыки анализа пользовательского интерфейса используемого программного средства.
- Навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач.
Таблица 1
Результаты освоения темы урока в форме действий, подлежащих освоению обучающимися
Базовый уровень
|
Повышенный уровень |
Б1. Перечисляет основные элементы окна MS Excel.
|
П1. Владеет навыками определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач. |
III. Перечень средств ИКТ, используемых на уроке
- интерактивная доска;
- презентация;
- текстовый документ;
- ПК для учащихся (12 шт) с ОС Windows 7 и программой для создания таблицы (Microsoft Office Excel).
IV. Описание особенностей применяемой игровой технологии
Вид игры: Имитационная, занимающая весь урок.
Форма игры: Ролевая игра. Деловая игра.
Этап урока: занимает весь урок.
Правила игры:
- Индивидуальная форма работы. Во время выполнения заданий разрешается обсудить их с одноклассником.
- Роль ученика: диетолог, которому необходимо рассчитать количество яблок для мальчика 12-ти лет. Роль учителя: начальник, выдающий задание.
- Объяснение игрового задания: «И вот мы приступаем к работе, которая стоит перед нами, как перед диетологами. Пополняя свой багаж знаний, вы нашли статью, в которой рассказывается про яблоки, их полезные свойства и витамины. В это же время вы составляете рацион питания для мальчика 12 лет, мама которого обратилась к вам. И вы решили рассчитать, сколько яблок и какого сорта необходимо съесть, чтобы восполнить суточную потребность организма в витамине С... Сейчас я выдам вам статьи, из которых вы должны выделить нужную информацию и в программе MS Excel составить таблицу и выполнить расчеты по примеру. На выполнение задания вам дается 15 минут». На игровое задание выделяется 15 минут.
- Оценка «5» выставляется при полном выполнении задания, возможны небольшие недочеты. Оценка «4» выставляется при выполнении задания с одной ошибкой. Оценка «3» - при частичном выполнении задания.
- Выполнение игрового задания - 15 минут, на объяснение задания - 2 минуты, на повторение необходимого материала - 15 минут.
Средства игры: статья о содержании витаминов в яблоках разных сортов; карточка с заданием.
V. Описание этапов и учебных ситуаций
Этапы урока
- Организационный момент. 2 мин
- Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний. Мотивация учебной деятельности школьников. 5 мин
- Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. 15 мин
- Физ. минутка. 1 мин
- Применение обобщенных ЗУН в новых условиях. 175 мин
- Подведение итогов. Рефлексия. 5 мин
Этап 1. Организационный момент. Необходимое время 2 мин.
Таблица 2
Учебная ситуация 1.1
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих. |
Приветствуют учителя. Вызываются, когда слышат свою фамилию. |
|
Этап 2. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний. Мотивация учебной деятельности школьников. Необходимое время 5 мин.
Таблица 3
Учебная ситуация 2.1
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
Начинает урок с цитирования фразы и ее пояснения. Для подведения к формулировке темы урока организовывает небольшую интеллектуальную игру в форме ребуса. Обобщает итоги данной игры, формулируя тему. С помощью наводящих вопросов, составлением таблиц? Выполнением расчетов в программе MS Excel? Может быть, ваши родители работают с таблицами? А вы знаете такую профессию как диетолог? Что делают люди данной профессии?» Сообщает название игры, ее основное содержание и цели. Рассказывает о предстоящих ролях учащихся. Сообщает тему урока. определяет необходимость изучения данной темы в реальной жизни и профессиональной деятельности. «А в каких профессиях пользуются |
Старательно решают ребусы, чтобы получить наилучший результат, анализируют его и выдвигают предположения, о чем будет урок. Участвуют в обсуждении результатов с учителем, отвечают на его вопросы. Внимательно слушают информацию о предстоящей деятельности. |
Личностные:
|
Этап 3. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Необходимое время 15 мин
Таблица 4
Учебная ситуация 3.1
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
Для эффективного выполнения практической работы проводит повторение изученного материала, рассказывает новый. Первое задание: «Я раздам вам задания, нам необходимо дать название элементам окна программы MS Excel. Я попрошу выйти к доске одного ученика и для наглядности выполнить это задание на доске». По ходу выполнения задания напоминает учащимся определения элементов, которые у них вызывают затруднения. Объясняет правила выделения одной ячейки или определенного диапазона, правила по работе с формулами. |
Внимательно слушают учителя, зная необходимость данного материала в последующей деятельности на уроке. Выполняют задания, отвечают и задают вопросы. |
Личностные:
|
Этап 4. Физ.минутка. Необходимое время 1 мин.
Таблица 5
Учебная ситуация 4.1
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
Проводит разминку, сидя за партами, направленную на глаза, руки, кисти, шею. |
Выполняют указания учителя. |
|
Этап 5. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях. Необходимое время 17 мин.
Таблица 6
Учебная ситуация 5.1
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
Объясняет правила игры, указывает на систему оценивания и время на игру. Внедряет учащихся в игровую ситуацию: «И вот мы приступаем к работе, которая стоит перед нами, как перед диетологами. Пополняя свой багаж знаний, вы нашли статью, в которой рассказывается про яблоки, их полезные свойства и витамины. В это же время вы составляете рацион питания для мальчика 12 лет, мама которого обратилась к вам. И вы решили рассчитать, сколько яблок и какого сорта необходимо съесть, чтобы восполнить суточную потребность организма в витамине С». Выдает статьи, в которой содержится информация для решения учебной задачи и которую необходимо выделить во всем тексте. Выдает задание, которое необходимо выполнить. Контролирует проведение игры, помогает при возникновении вопросов. |
Слушают правила игры, задают вопросы при возникновении. Знакомятся с раздаточным материалом, анализируют его содержание и планируют способы решения задания. Выполняют задание самостоятельно, но могут вести обсуждение с одноклассником для решения задания. |
Личностные:
|
Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия. Необходимое время 5 мин.
Таблица 7
Учебная ситуация 6.1
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
Подводит итоги игры, напоминая о целях и задачах, озвученных в начале. Проводит фронтальный опрос по основным понятиям темы. |
Слушают учителя. Обсуждают с ним итоги игры, строя грамотные высказывания. Участвуют во фронтальном опросе, отвечают на вопросы. |
Личностные:
|
Проводит рефлексию для проверки эмоционального состояния учащихся во время урока, для это использует рефлексию «Плюс, минус, интересно». |
Анализируя свою деятельность и эмоциональное состояние на уроке, проводят рефлексию. |
Метапредметные:
|