Урок-игра в 9-м классе по теме "Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9

Ключевые слова: электронные таблицы


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (56 кБ)


Для того чтобы реализовать задуманное на уроке, в частности игровые технологии на уроке, необходимо прежде разработать технологическую карту. Приведем технологическую карту одного урока в 9 классе с применением игровой технологии в форме ролевой игры.

I. Основные сведения

Тема урока: "Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы".

Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Применение образовательной технологии: игровая, здоровьесберегающая.

II. Результативно-целевая основа проектирования урока

Цель урока: обеспечить достижение представленных ниже требований учебной программы по изучаемой теме и междисциплинарных программ, в том числе по формированию УУД.

Предметные

Выпускник научится:

  • Иметь представление об интерфейсе электронных таблиц, о типах данных, обрабатываемых в электронных таблицах.
  • Использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах.
  • Работать с формулами. Визуализировать соотношения между числовыми величинами (строить столбчатую диаграмму).

Выпускник получит возможность:

  • Приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий.

Личностные

Выпускник научится:

  • Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом.
  • Способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.
  • Представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.

Выпускник получит возможность:

  • Формировать выраженную устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению.

Метапредметные

Выпускник научится:

  • Владение общепредметными понятиями «таблица», «формула», «ячейка» и др.
  • Владение информационно-логическими умениями: строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
  • Владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: поиск и выделение необходимой информации.
  • Владение общеучебными и общекультурными навыками работы с информацией.
  • Осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками на основе заданных правил взаимодействия.
  • Грамотно строит высказывания в устной и письменной форме (использует речевые средства)
  • Корректирует план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
  • Умеет самостоятельно планировать пути достижения целей.

Выпускник получит возможность:

  • Научиться осуществлять рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
  • Научиться навыкам определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач.

Требования междисциплинарных программ (Развитие ИКТ-компетентности)

Выпускник научится:

  • Навыки анализа пользовательского интерфейса используемого программного средства.
  • Навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач.

Таблица 1
Результаты освоения темы урока в форме действий, подлежащих освоению обучающимися

Базовый уровень

Повышенный уровень

Б1. Перечисляет основные элементы окна MS Excel.
Б2. Определяет инструменты табличного редактора для выполнения базовых операций по созданию и форматированию таблиц.
Б3. Выполняет расчет, используя формулы.
Б4. Создает диаграмму по созданной таблице.
Б5. Дает определение таблице и основным объектам табличного редактора.
Б6. Заполняет таблицу данными, отобранными из статьи.

П1. Владеет навыками определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач.

III. Перечень средств ИКТ, используемых на уроке

  1. интерактивная доска;
  2. презентация;
  3. текстовый документ;
  4. ПК для учащихся (12 шт) с ОС Windows 7 и программой для создания таблицы (Microsoft Office Excel).

IV. Описание особенностей применяемой игровой технологии

Вид игры: Имитационная, занимающая весь урок.

Форма игры: Ролевая игра. Деловая игра.

Этап урока: занимает весь урок.

Правила игры:

  1. Индивидуальная форма работы. Во время выполнения заданий разрешается обсудить их с одноклассником.
  2. Роль ученика: диетолог, которому необходимо рассчитать количество яблок для мальчика 12-ти лет. Роль учителя: начальник, выдающий задание.
  3. Объяснение игрового задания: «И вот мы приступаем к работе, которая стоит перед нами, как перед диетологами. Пополняя свой багаж знаний, вы нашли статью, в которой рассказывается про яблоки, их полезные свойства и витамины. В это же время вы составляете рацион питания для мальчика 12 лет, мама которого обратилась к вам. И вы решили рассчитать, сколько яблок и какого сорта необходимо съесть, чтобы восполнить суточную потребность организма в витамине С... Сейчас я выдам вам статьи, из которых вы должны выделить нужную информацию и в программе MS Excel составить таблицу и выполнить расчеты по примеру. На выполнение задания вам дается 15 минут». На игровое задание выделяется 15 минут.
  4. Оценка «5» выставляется при полном выполнении задания, возможны небольшие недочеты. Оценка «4» выставляется при выполнении задания с одной ошибкой. Оценка «3» - при частичном выполнении задания.
  5. Выполнение игрового задания - 15 минут, на объяснение задания - 2 минуты, на повторение необходимого материала - 15 минут.

Средства игры: статья о содержании витаминов в яблоках разных сортов; карточка с заданием.

V. Описание этапов и учебных ситуаций

Этапы урока

  1. Организационный момент. 2 мин
  2. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний. Мотивация учебной деятельности школьников. 5 мин
  3. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. 15 мин
  4. Физ. минутка. 1 мин
  5. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях. 175 мин
  6. Подведение итогов. Рефлексия. 5 мин

Этап 1. Организационный момент. Необходимое время 2 мин.

Таблица 2
Учебная ситуация 1.1

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя. Вызываются, когда слышат свою фамилию.

Этап 2. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний. Мотивация учебной деятельности школьников. Необходимое время 5 мин.

Таблица 3
Учебная ситуация 2.1

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Начинает урок с цитирования фразы и ее пояснения. Для подведения к формулировке темы урока организовывает небольшую интеллектуальную игру в форме ребуса. Обобщает итоги данной игры, формулируя тему. С помощью наводящих вопросов, составлением таблиц? Выполнением расчетов в программе MS Excel? Может быть, ваши родители работают с таблицами? А вы знаете такую профессию как диетолог? Что делают люди данной профессии?» Сообщает название игры, ее основное содержание и цели. Рассказывает о предстоящих ролях учащихся. Сообщает тему урока. определяет необходимость изучения данной темы в реальной жизни и профессиональной деятельности. «А в каких профессиях пользуются

Старательно решают ребусы, чтобы получить наилучший результат, анализируют его и выдвигают предположения, о чем будет урок. Участвуют в обсуждении результатов с учителем, отвечают на его вопросы. Внимательно слушают информацию о предстоящей деятельности.

Личностные:
1) способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;
2) представление о сферах применения компьютерных средств в различных сферах деятельности человека;
3) способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности;
4) формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Метапредметные:
1) владение общепредметными понятиями: «таблица», «формула», «ячейка» и др.;
2) построение грамотных высказываний в устной форме.

Этап 3. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Необходимое время 15 мин

Таблица 4
Учебная ситуация 3.1

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Для эффективного выполнения практической работы проводит повторение изученного материала, рассказывает новый. Первое задание: «Я раздам вам задания, нам необходимо дать название элементам окна программы MS Excel. Я попрошу выйти к доске одного ученика и для наглядности выполнить это задание на доске». По ходу выполнения задания напоминает учащимся определения элементов, которые у них вызывают затруднения. Объясняет правила выделения одной ячейки или определенного диапазона, правила по работе с формулами.

Внимательно слушают учителя, зная необходимость данного материала в последующей деятельности на уроке. Выполняют задания, отвечают и задают вопросы.

Личностные:
1) способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.
Метапредметные:
1) владение общепредметными понятиями: «таблица», «формула», «ячейка» и др. Предметные:
1) иметь представление об интерфейсе электронных таблиц, о типах данных, обрабатываемых в электронных таблицах

Этап 4. Физ.минутка. Необходимое время 1 мин.

Таблица 5
Учебная ситуация 4.1

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Проводит разминку, сидя за партами, направленную на глаза, руки, кисти, шею.

Выполняют указания учителя.

Этап 5. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях. Необходимое время 17 мин.

Таблица 6
Учебная ситуация 5.1

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Объясняет правила игры, указывает на систему оценивания и время на игру. Внедряет учащихся в игровую ситуацию: «И вот мы приступаем к работе, которая стоит перед нами, как перед диетологами. Пополняя свой багаж знаний, вы нашли статью, в которой рассказывается про яблоки, их полезные свойства и витамины. В это же время вы составляете рацион питания для мальчика 12 лет, мама которого обратилась к вам. И вы решили рассчитать, сколько яблок и какого сорта необходимо съесть, чтобы восполнить суточную потребность организма в витамине С». Выдает статьи, в которой содержится информация для решения учебной задачи и которую необходимо выделить во всем тексте. Выдает задание, которое необходимо выполнить. Контролирует проведение игры, помогает при возникновении вопросов.

Слушают правила игры, задают вопросы при возникновении. Знакомятся с раздаточным материалом, анализируют его содержание и планируют способы решения задания. Выполняют задание самостоятельно, но могут вести обсуждение с одноклассником для решения задания.

Личностные:
1) способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом. Метапредметные:
1) владение общепредметными понятиями: «таблица», «формула», «ячейка» и др.;
2) владение информационнологическими умениями: строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
3) владение основными универсальными умениями информационного характера такими как: поиск и выделение необходимой информации;
4) владение общеучебными и общекультурными навыками работы с информацией.
5) осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками на основе заданных правил взаимодействия;
6) корректирование плана и способов действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
7) умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
8) овладение навыками определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач.
Предметные:
1) использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах;
2) работать с формулами;
3) визуализировать соотношения между числовыми величинами (строить столбчатую диаграмму);
4) приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий.

Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия. Необходимое время 5 мин.

Таблица 7
Учебная ситуация 6.1

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Подводит итоги игры, напоминая о целях и задачах, озвученных в начале. Проводит фронтальный опрос по основным понятиям темы.

Слушают учителя. Обсуждают с ним итоги игры, строя грамотные высказывания. Участвуют во фронтальном опросе, отвечают на вопросы.

Личностные:
1) способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;
2) представление о сферах применения компьютерных средств в различных сферах деятельности человека.
Метапредметные:
1) осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками на основе заданных правил взаимодействия;
2) построение грамотных высказываний в устной форме;
3) овладение навыками определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач.
Предметные:
1) иметь представление об интерфейсе электронных таблиц, о типах данных, обрабатываемых в электронных таблицах.

Проводит рефлексию для проверки эмоционального состояния учащихся во время урока, для это использует рефлексию «Плюс, минус, интересно».

Анализируя свою деятельность и эмоциональное состояние на уроке, проводят рефлексию.

Метапредметные:
1) научиться осуществлять рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.