Психолого-педагогическое сопровождение родителей в группе ранней помощи

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ, взаимодействие с родителями


Период раннего детства считается наиболее важным этапом в жизни человека. То, что происходит с ребенком в ранние годы, напрямую влияет на его психическое и физическое здоровье, на возможности обучения. Многочисленные исследования свидетельствуют о важности развития мозга ребенка на основе опыта первых лет жизни.

Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии является одним из наиболее важных течений современной специальной педагогики и психологии. Период раннего детства представляет комплекс физиологических и психических особенностей, требующих создания специальных условий для жизни и воспитания детей этого возраста (Л.СВыготский, Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон, Н.М.Аксарина).

В России происходит активное развитие системы ранней помощи. В нашем регионе так же открываются службы/подразделения/центры, разрабатывается нормативно-правовая и методическая база для обеспечения функционирования ранней помощи. Зачастую подобные службы работают как экспериментальные площадки, но их первый опыт представляет большую ценность для развития этого направления. Важно сейчас использовать практический опыт для получения необходимых знаний о технологии предоставления ранней помощи. Появление новых форм организации коррекционно-педагогического процесса предоставляет широкие возможности внедрения новых педагогических технологий воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста в семье.

На базе сыктывкарского дома ребенка с октября 2017 года функционирует группа для детей раннего возраста с ОВЗ с дневным пребыванием. В учреждении созданы все условия для эффективного процесса медико-психолого-педагогической абилитации детей с различной нозологией. Используется накопленный практический опыт учреждения по развитию и воспитанию детей раннего возраста с патологиями развития.

На базе учреждения работает локальный ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) в составе заместителя главного врача, врача-педиатра, клинического психолога, логопеда, врача ЛФК, специалиста по социальной работе. Для определения нуждаемости семьи в услугах ранней помощи консилиум приглашает семью на первичную диагностику. В качестве вспомогательного метода используется Компьютерная методика «Комплексная оценка развития детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет 6 месяцев».

Согласно основным изложенным рекомендациям по предоставлению услуг ранней помощи, всем детям при поступлении в группу кратковременного пребывания, составляется ИПРП (индивидуальная программа ранней помощи). В соответствии с ИПРП строится дальнейшая работа специалистов с ребенком и его семьей.

Педагогами учреждения разработаны и применяются на практике адаптированные программы развития детей раннего возраста по всем областям воспитания согласно требованиям ФГОС ДО. Так, помимо регулярных занятий с логопедом-дефектологом и психологом, дети получают комплекс индивидуальных занятий по направлениям: развитие мелкой моторики рук, изотерапия, занятия в темной и светлой сенсорной комнате, специальные физкультурные занятия, музыкальные занятия, сказкотерапия, занятия по Монтессори - методике, комплексные занятия по развитию психических функций с применением «песочной терапии». Применение комплексного подхода создаёт условия для более эффективного развития детей с ОВЗ на раннем этапе онтогенеза. Комплексный подход позволяет ребенку более качественно подготовиться к переходу на следующую ступень дошкольного образования - поступлению в ДОУ. Все применяемые программы разработаны с учётом нозологии детей и применяются в практике дома ребенка более пяти лет. Динамика развития детей оценивается логопедом, психологом и воспитателями трижды: в начале, в середине и в конце курса абилитации. В качестве общей диагностики развития детей используется «Диагностика нервно-психического развития» Г.В.Пантюхиной, К.Л.Печоры, Э.Л.Фрухт.

Основные задачи коррекционно-развивающей работы в отделении ранней помощи:

  • Выравнивание речевого развития и устранение речевых недостатков детей с задержкой речевого развития разной степени выраженности.
  • Обеспечение своевременного и полноценного нервно-психического развития детей.
  • Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка, имеющего отклонения в развитии.
  • Преодоление и предупреждение у детей вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом.
  • Формирование у детей познавательного интереса и устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.
  • Развитие у детей высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности и речи.

Большую долю в оказании услуг ранней помощи занимает работа с родителями и членами семей детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Мы стараемся вовлекать родителей в процесс помощи ребенку. Так медленно, но верно, родители переходят от роли получателей услуг ранней помощи к роли партнеров. Работа по сопровождению семей воспитанников проводится в разных формах: это индивидуальная работа с каждой семьёй в программе «Родительская суббота», это групповые беседы и тренинги, анкетирование каждой семьи на начальном и завершающем этапе курса услуг. С прошлого года вводится практика дистанционного консультирования родителей. Имеется первый опыт выхода транс дисциплинарного специалиста на дом, где растут дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и дети с РАС. На регулярной основе ведется консультирование родителей по телефону. Это дает возможность получить психологическую и информационную поддержку семьям из районов.

Кроме этого, психологом учреждения регулярно проводится анкетирование родителей по вопросу удовлетворенности услугами ранней помощи в условиях дома ребёнка. Результаты свидетельствуют о высокой оценке семьями услуг ранней помощи. Практически все они рекомендуют курс в группе ранней помощи другим семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями развития. Такие отзывы родителей мотивируют специалистов к поиску более эффективных способов помощи семьям особенных детей.

Прохождение курса ранней помощи в Сыктывкарском доме ребенка дает хороший старт малышам с особенностями развития для дальнейшей социализации. Здесь дети получают первый социальный опыт общения со сверстниками, приучаются к режиму детского дошкольного учреждения, получают помощь и содействие в формировании первых навыков самообслуживания. Таким образом, ребенок проходит этап подготовки к следующей ступени социализации - перехода в группу детского сада.