Объектом словарно-орфографической работы в школе является слово - многогранная единица любого языка. Программа начального обучения русскому языку предусматривает обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется. Эти слова называются словарными и вызывают у младших школьников трудности с их запоминанием. В данной статье описаны упражнения и методы, которые позволяют младшим школьникам легко справляться с закреплением правописания словарных слов.
Не секрет, что словарь младших школьников довольно беден, а в настоящее время многие русские слова, к тому же, дети заменяют словами из Интернета. «Файл», «гейм», «блог» - это слова, ничего общего с русским языком не имеющие, это американизмы, которые пытаются вытеснить и заменить исконно русские слова. Однако с этим явлением приходится считаться, ибо еще А.М.Горький отмечал, что когда жизнь всесторонне изменяется и всё требует новых словесных форм, дети нуждаются в обогащении языка [1,23].
Это первая проблема, которая серьезно осложняет словарно-орфографическую работу в современной начальной школе.
С другой стороны, программа начального обучения русскому языку предусматривает обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется. Эти слова называются словарными. Прочное усвоение их написания достигается путем повторяемости слов в различных упражнениях и заданиях, выполняемых на всех этапах урока. От монотонного повторения слова дети быстро устают и очень не любят заглядывать в словарь. Это вторая проблема ведения словарно-орфографической работы.
Таким образом, по-прежнему актуальной остаётся задача сделать интересным процесс изучения словарных слов, а также снизить волнение детей перед написанием словарного диктанта.
Освоение начального курса грамматики русского языка тесно связано со словарно-орфографической работой, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в специальных списках для каждого класса. Так, например, первоклассники знакомятся с правописанием таких слов, как воробей, ворона, сорока; ученики второго класса осваивают правописание слов: адрес, рисунок, морковь, и т.д.
Зададим вопрос: каковы основные причины, мешающие ребенку запомнить правильное написание этих слов? Опыт моей работы позволил мне выделить следующие отрицательные факторы:
- в школьной практике работа со словами, включающими непроверяемые гласные, нередко сводится к записи этих слов по слуху, без визуализации. Это не только приводит к большему количеству ошибок, но и к постоянству памяти на ошибку, то есть запоминается неправильное написание и потом они упорно повторяются в детских работах,
- словарно-орфографическая работа зачастую проводится в отрыве от темы грамматико-орфографического материала, что нарушает логический ход урока и приводит к непродуктивной затрате времени, отведённого на изучение той или иной темы,
- ведение специальных словарей себя не оправдывает. Как правило, ученик лишь один раз записывает слово в словарь и больше к нему не возвращается,
- навыки написания словарных слов во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, на который в настоящее время сильно влияют телевидение и Интернет.
Зададим следующий вопрос: каким образом в современной школе учитель может вести словарно-орфографическую работу?
Существенное значение имеет формирование у детей восприятия слова как особого объекта действительности. Для этого существует специальная методика, которая включает упражнения наглядность и контекст.
Наглядность. Наглядность применяется при толковании слов с конкретным значением и состоит в показе предмета (его муляжа, макета, рисунка), с которым данное слово связано. Различают предметную наглядность, изобразительную наглядность и словесную наглядность. При этом:
А) предметная наглядность предполагает непосредственное восприятие предметов и явлений учащимися, включая классные опыты и экскурсии.
Б) изобразительная наглядность осуществляется с помощью изобразительных средств - изображений различного рода, рисунков, муляжей, диапозитивов, кинокартин.
В) словесная наглядность - это образная, живая речь учителя, словесные примеры, способные вызвать у учащихся, конкретные представления.
Контекст. Контекст - это словесное окружение изучаемого слова, конкретное словосочетание, предложение, текст. Контекст способен выполнить свое назначение при условии наличия опорного слова, объединить все родовые и видовые признаки в одно предложение, которое и будет представлять собой толкование лексического значения слова. Значение слова уточняется в словаре.
В целом, работу со словами с непроверяемыми гласными можно разделить на три этапа:
- Первоначальное знакомство со словом.
- Упражнения, направленные на запоминание зрительно-графического образа слова.
- Проверка знаний учащихся.
Язык - единая система, поэтому и упражнения, направленные на запоминание зрительно-графического образа слова, целесообразно подобрать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису. Необходимо, чтобы лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание слова рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову. В результате этого можно классифицировать виды упражнений со словами с непроверяемыми гласными по направлениям, традиционно составляющим систему языка.
Фонетические упражнения - способствуют формированию фонематического слуха. В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. С помощью фонетических упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится. Например:
- Выпишите слова в два столбика: в первый столбик - с глухими согласными на конце слова, во второй - со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес, билет, язык.
- Из каких слов выпали гласные? - д..р..вня, п..ртр..т, м..л..т..к, к..ньк..
- Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Машины», «Люди», «Животные» и т.д.
Орфографические упражнения - упражнения для развития орфографической зоркости. Как показывает опыт, дети быстрее находят чужую ошибку, чем свою. Поэтому, в этом случае наибольший эффект даёт работа по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку. Умение находить чужую ошибку в предложенном задании приводит к тому, что ребёнок учится устранять собственные ошибки, а затем и не допускать их появление. В этих упражнениях можно использовать стихи известных поэтов, предварительно внеся в них ошибки.
Например:
1. Найдите ошибки в словарных словах.
Однажды на тромвае
Он ехал на вакзал
И, двери открывая,
Важатому сказал:
(Правильное написание: трамвай, вокзал, вожатый)
2. Восстановите предложения, связав слова между собой.
Девочка шла по (улица) в красивой (платье).
На (земля) идет дождь.
(Воробей) сидели на крыше.
Морфологические упражнения помогают учащимся осознать морфологический строй русского языка. При изучении частей речи эти упражнения помогают объединить отдельные слова в определённые группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число - для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.
Например:
- Подберите словарные слова, которые обозначают признаки предметов.
- Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам.
Кто ходит по полю?
Какому дереву почет в Новый год?
В чем выходят люди в дождь? - Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи. Например: ветер (ветерок, ветреный, обветрить).
Синтаксические упражнения помогают детям разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений. С синтаксическими упражнениями обычно объединяют и пунктуационные.
Например:
- Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
- Составьте предложения с данными словосочетаниями.
Веселый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница. - Замените предложения одним словарным словом.
Комната для занятий в школе. Черная большая птица.
Большой красивый пароход.
Лексические упражнения предназначены для пополнения словаря младшего школьника, объяснения значения слова (прямого и переносного) и овладения синонимическим рядом.
Например:
- Сгруппируйте слова по темам: малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.
- Составьте небольшой рассказ на тему «Урок», «Море».
- К словам дружба, школьник, улица подберите синонимы. Составьте с ними предложения.
- Сравните переносные значения слов. Научитесь употреблять эти слова в собственной речи.
У девочки короткие волосы. - У девочки короткая память.
Ребята идут в парк. - Часы правильно идут.
Кровать стоит на ножках. - Дело стоит.
Кроме различного рода упражнений, развивать орфографическую зоркость у младших школьников позволяют следующие виды диктантов.
Диктант с обоснованием. Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемые ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, т.е. обосновать орфограмму.
Диктант «Найди слова». Учитель диктует несколько предложений и дает задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемыми безударными гласными и с непроизносимыми согласными.
Выборочный диктант. Учитель читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием.
Контрольный диктант. Проводится после изучения темы, в конце четверти, года. Благодаря ему учитель может увидеть общие знания учащихся. Он не может быть проверочным, если большинство написали отрицательно, то оценки не выставляют.
Итак, осмысленность запоминания может быть достигнута в следующих случаях:
- на основе понимания учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нем трудности;
- при установлении связи данного слова с ранее изученными словами;
- при использовании специальных приемов запоминания;
- при активном включении «трудных» слов в речевую практику детей.
Таким образом, идея выдающегося русского педагога К.Д.Ушинского о том, что «самостоятельность головы учащегося есть единственное прочное основание всякого плодотворного учения» [4, 144] актуальна и в наше время.
Список литературы
- Грушников П.А. Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах - М.: Просвещение, 1973. - 143 с.
- Кримлян М.В. Раскрытие созидательных способностей младших школьников в процессе преподавания русского языка и проведения внеклассных мероприятий - Ереван: Лусакн, 2023. - 100 с.
- Крушевский Н.В. Избранные работы по языкознанию (Составитель Ф.М.Березин). - М.: Наследие, 1998. - 296 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения - М.: Педагогика, 2010. - Т.1.- С.144-150.