Речь является средством общения и формой существования мысли. В формировании личности ребенка дошкольного возраста речь выполняет важнейшую социальную функцию коммуникации, выступает инструментом развития и социализации.
Связная речь определяется как «развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений» [2, с. 18]. В большинстве современных исследований обобщены следующие основные характеристики связного текста: тематическое и структурное единство, адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче, логическая завершенность, грамматическая связность, а также произвольность, плановость и конспективность изложения [3; 19]. К концу дошкольного возраста ребенок должен овладеть всей системой родного языка, в том числе научиться без труда пересказывать рассказы и сказки, легко строить развернутые сложные предложения, преобразуя их совокупность в полноценный текст. У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, где востребованы правильное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения и другие учебные действия, предполагающие использование развитой связной речи.
Для овладения этой важнейшей стороной коммуникативной деятельности требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний, что возможно только в условиях целенаправленного обучения. Задача формирования связной речи традиционно решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, составление рассказов по картине, заучивание стихотворений, загадок, чистоговорок и скороговорок и т.д. [1].
В то же время, как справедливо отмечают современные авторы, для ребенка-дошкольника «образовательный процесс должен быть интересным, занимательным, развивающим, а правильно подобранные технологии должны способствовать совершенствованию речи, эффективно влиять на процесс ее развития» [6]. Очевидным является поиск эффективных методических приёмов и создание оптимальных условий для развития связной речи детей дошкольного возраста.
Эффективным средством развития связной речи детей дошкольного возраста выступают приемы мнемотехники.
Мнемотехника (от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания) - это «совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций» [15, с. 61]. Считается, что этот термин придумал великий философ Пифагор в VI веке до нашей эры, образовав его от имени древнегреческой богини памяти Мнемозины - матери девяти муз [6, с. 12].
Главная опора мнемотехники - память и ассоциации. Память как «форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта» [20, с. 272] лежит в основе способностей человека, является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая: человек, у которого она развита, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений, содержание прочитанного текста он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ [14].
Ассоциации как основа мнемотехники работают так: появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает в памяти образ другого, связанного с ним, и когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь [22]. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, а запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту [14]. Поэтому ассоциации выступают адекватным дошкольному возрасту инструментом стимулирования памяти.
В рамках мнемотехники существует множество приемов, например:
- связывание - объединение слов посредством создания между ними ассоциативных связей;
- преобразование - превращение сложной для восприятия информации в более простую и удобную;
- упорядочивание - запоминание слов вместе с их порядковым номером, с использованием специально подобранной системы образов;
- усиление - повышение эффективности восприятия за счет образности (олицетворение; небылицы; цветовой акцент; визуализация);
- сохранение - рациональное повторение; осознание; практическое применение [22].
Однако не все приемы мнемотехники применимы в обучении и развитии дошкольника. Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста отличается повышенной значимостью визуального структурирования. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи детей дошкольного возраста показывает, что обязательно нужно учитывать два основных фактора развития связной речи: во-первых, наглядность; а во-вторых, планирование высказывания [1; 10; 13; 19]. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский подчеркивал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания, где каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим [9]. Великий педагог К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» [12]. Современные исследования подтверждают: если дошкольник будет пытаться запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит [8]. Поэтому развитие связной детской речи посредством мнемотехники должно идти по пути использования именно тех ее приемов, которые задействуют ресурс структурированного зрительного восприятия.
Эффективные для развития связной речи детей дошкольного возраста приемы мнемотехники отличаются тем, что весь текст представляется в последовательных картинках. На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности, а в результате могут ее повторить, опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления.
Для развития связной речи детей дошкольного возраста современные исследователи рекомендуют применять следующие приемы мнемотехники (в зависимости от уровня сложности):
- мнемоквадраты (или блоки-квадраты) - это понятные предметные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Например, «яблоко сладкое»;
- мнемодорожки - это квадраты из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. Например, последовательность, по которой дети собираются на улицу - «туфли», «брюки», «носки», «куртка», мнемодорожка в данном случае может удлиняться в зависимости от времени года;
- мнемотаблицы - изображения (в том числе схематические) основных звеньев, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или стихотворение. Это схема, которая несет информацию о предмете, явлении, событии, упорядоченную по смыслу. [3; 5; 18].
В мнемотехнике соблюдается общедидактический принцип «от простого к сложному»: следует начинать работу с простейших мнемоквадратов, в дальнейшем переходить к мнемодорожкам, и позднее - к мнемотаблицам.
Прием работы с мнемоквадратом - рассматривание и разбор того, что на нем изображено. Глядя на мнемоквадраты, ребёнок легко воспроизводит словесную информацию.
Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через таблицу, поэтому с ними удобнее работать через мнемодорожку. Мнемодорожка несет познавательную информацию, но в небольшом количестве, что очень важно в начале обучения ребенка. Мнемодорожки можно построить на разные лексические темы: о птицах, об игрушках, о насекомых, об одежде, об овощах и фруктах, о временах года и т.д. Основной прием работы с мнемодорожкой - перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в словесную характеристику. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста), исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки [8].
В мнемотаблице доступно представлено логически связное схематическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. Работа с мнемотаблицами строится в несколько этапов.
- рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
- перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в группу слов. Например: девочка, Машенька; елочка, лес; прямоугольник, кузовок и т.д.;
- пересказ сказки, стихотворения или рассказа по заданной теме. Например: «Жила-была девочка и пошла она в лес за шишками, да и заблудилась, и пришла к домику, где жил медведь. Пригласил он Машу погостить у себя в домике. Вот Маша испекла пирожки и просит Мишку отнести их дедушке и бабушке, а сама забралась в короб и молчит. Идёт Мишка по лесу, хочет сесть на пенёк съесть пирожок, а Маша из короба отвечает: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок, неси бабушке и дедушке» Пришёл медведь в деревню, испугался собак, оставил короб, да и в лес убежал, а Маша вернулась к бабушке и дедушке».
Мнемотаблицы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательный рассказ. В младших группах дети рассказывают по мнемотаблицам с помощью взрослого, в старших группах - самостоятельно. Для детей 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у ребенка быстрее остаются цветные образы: елочка - зеленая, ягодка - красная. Детям старшего дошкольного возраста можно предлагать монохромные (черно-белые) таблицы, чтобы они не отвлекались на цвет изображения [5]. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка [7].
Во время образовательной деятельности порой трудно удержать и сконцентрировать внимание детей, а составление мнемотаблиц вызывает большой интерес и помогает решить эту задачу. При этом использование схемы помогает детям выстраивать:
- структуру рассказа;
- его последовательность;
- лексико-грамматическую наполняемость.
Для изготовления мнемокартинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать простые символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу либо подобрать и распечатать готовые.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются с целью:
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественных произведений;
- при проговаривании чистоговорок и скороговорок;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихотворений.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Этапы работы над стихотворением с использованием мнемотаблиц следующие:
- Выразительное чтение стихотворения. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем - повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
- Вопросы по содержанию стихотворения, дающие возможность детям уяснить основную мысль. Нужно выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для них форме.
- Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу.
- Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу [16].
Представить стихотворение в виде мнемотаблицы очень просто: каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Например, «Он коричневый, бывает овальный или круглый. Бывает маленький и большой, растет на грядке в огороде. Его выкапывают. Его можно варить или жарить» (картофель). Технология составления мнемотаблицы та же, что и для стихотворения.
Использование приемов мнемотехники для пересказа сказки, составления описательного рассказа, творческого рассказа, когда дети видят всех действующих лиц, позволяет сконцентрировать внимание ребенка на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых событий. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения [5].
Использование опорных рисунков и схем превращает занятие в игру. Мнемотехника многофункциональна: на ее основе можно создавать разнообразные дидактические речевые игры, где необходимо придерживаться следующих принципов:
- модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- модель должна раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы мнемомодель была им интересна и понятна [7].
При использовании мнемотехники наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Как отмечают педагоги-практики, «Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс становится интересным и быстрым» [15, с. 63].
Педагогическая работа по формированию связной речи у детей с использованием приемов мнемотехники дает свои результаты: у детей появляется желание пересказывать; расширяется кругозор знаний; повышается познавательная активность, активизируется словарный запас; дети преодолевают коммуникативную робость, застенчивость; проявляют интерес к совместной речевой работе. Дети легко осознают композиционное строение связного высказывания, оперативнее и качественнее воспринимают и перерабатывают зрительную информацию, сохраняют её в памяти и воспроизводят, правильно строят сюжет, компонуют между собой части сюжета и передают точно и последовательно готовый текст. На завершающих этапах использования приемов мнемотехники дошкольники учатся самостоятельно составлять мнемотаблицы и без помощи воспитателя составлять по ним описательные и повествовательные рассказы.
Таким образом, речевые упражнения с использованием мнемотехники не только развивают связную речь, но и способствуют обогащению и актуализации словаря, развитию лексико-грамматической стороны речи, а также носят комплексный характер воздействия: способствуют развитию высших психических функций - памяти, мышления, внимания.
Список использованных источников
- Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие / М.М.Алексеева, Б.И.Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
- Амельченко В.Д. Современные подходы к организации работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста / В.Д.Амельченко, А.Ю.Гурьянова // Наука. Общество. Образование. - 2019. - №2.- С. 18-20.
- Атясова Т.В. Использование приемов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ / Т.В.Атясова // Современное дошкольное образование. - 2018. - №7. - С. 6-8.
- Байгулова Н.В. Педагогические результаты реализации проекта по развитию связной речи с помощью мнемотехники / Н.В.Байгулова, О.В.Чепурная // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - №3. - С. 11-14.
- Белодедова Л.П. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей / Л.П.Белодедова [Электронный ресурс] // URL: http://ds47nevinsk.ru. wp-content/uploads/Использование-приёмов-мнемотехники-в-развитии-связной-речи-детей.pdf.
- Бусыгина Т.Д. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста / Т.Д.Бусыгина [Электронный ресурс] // Интерактивное образование.- 2017. - №71, URL: http://io.nios.ru/articles2/89/10/ispolzovanie-priyomov-mnemotehniki-v-razvitii-svyaznoy-rechi-u-detey-doshkolnogo.
- Вакилова Р.Ф. Использование мнемотехники в развитии речи детей / Р.Ф.Вакилова [Электронный ресурс] // URL: https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac26.htm.
- Васильева О.С. Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ / О.С. Васильева // Вестник науки и образования. - 2015. - №10. - С. 103-105.
- Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С.Выготский. - М.: Национальное образование, 2016. - 368 с.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П.Глухов. - М.: Аркти, 2014. - 168 с.
- Добродомова О.С. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста / О.С.Добродомова, И.С.Моисеева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 12-5. - С. 35-38.
- Ермоленко М.В. Использование приёмов мнемотехники в развитие связной речи детей дошкольного возраста / М.В. Ермоленко [Электронный ресурс] // URL: https://www.beluo31.ru/wp-content/uploads/2020/08/59-ermolenko.pdf.
- Коноваленко В.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР / В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. - М.: ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для вузов. В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 688 с.
- Нимаева Х.Д. Использование приемов мнемотехники для развития связной речи у детей дошкольного возраста / Х.Д.Нимаева // Вестник науки.- 2019.- №12.- Т.5.- С. 59-63.
- Одинцева А.В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А.В.Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: Сб. статей. - СПб.: Заневская площадь, 2014.- С. 52-53.
- Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Л.В. Омельченко // Логопед.- 2008.- № 4.- С. 102-115.
- Оразаева Г.С. Специфика использования мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Г.С.Оразаева [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-ispolzovaniya-mnemotehniki-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi.
- Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе / Л.Г.Парамонова. - М.: АСТ, 1997. - 348 с.
- Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - М.: Астрель: АСТ; Хранитель, 2007. - 479 с.
- Федотова Т.Н. Развитие связной речи через использование приемов мнемотехники / Т.Н.Федотова // Педагогическая наука и практика. - 2020. - №4. - С. 86-88.
- Чувилина О.Н. Теоретические подходы к систематизации приемов мнемотехники в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками / О.Н.Чувилина // Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире. - 2016.- №3. - С. 45-46.