Одаренность человека - это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы
он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский
Введение
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей, поскольку именно они смогут обеспечить тот потенциал, который позволяет стране сделать качественный скачок в экономической и социальной сфере.
Поскольку школьные годы - это годы становления личности, то совершенно очевидно, что в основном в этот период развивается одаренность. Безусловно, для эффективного развития одаренности учащихся недостаточно только наличия продуктивно работающей системы образования, разнообразных образовательных учреждений, насыщенного образовательного процесса. Необходимо, чтобы педагог был способен создать, условия для развития одаренности учащихся, умел, обеспечить внутренний рост детей.
В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе, и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.
В законе об образовании РФ говорится, что Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Одной из стратегических задач системы образования становится формирование готовности педагога к работе с одарёнными детьми. В психологическом словаре предлагается следующее определение готовности человека к профессиональной деятельности: «Готовность к профессиональной деятельности - психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей».
Готовность учителя к педагогическому сопровождению одаренных детей рассматривается как сложное качественное образование комплекса свойств учителя, в основе которого лежат его личная одаренность, специальные знания, умения и навыки, внутренняя мотивация, определенные черты характера, которые позволяют ему на оптимальном и достаточном уровне осуществлять поиск, развитие и реализацию способностей учащихся
Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.
Основная часть
Одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности, и сферами интересов, следовательно, актуальным становится разработка и реализация индивидуальной образовательной программы одарённого ребёнка. Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности этих детей определяют требования к построению отношений, психологической атмосфере на занятиях и к методам их обучения. Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся, способствуют обучению по индивидуальным образовательным программам, как в школе, так и при участии других социальных институтов.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации. Культура сопровождения требует организации совместного действия с ребенком, которое обладает большим развивающим эффектом, учит ребенка сотрудничеству, ответственности и самостоятельности. Ничто не может быть изменено во внутреннем мире человека помимо его собственной воли, поэтому процесс развития личности базируется на сотрудничестве взрослого и ребенка, направленном на его самопознание и саморазвитие. При этом важно научить ребенка самостоятельно решать свои проблемы. В процессе сопровождения взрослый, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, социальных), побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, принятию ответственности. Идеология сопровождения требует от всех специалистов не ждать звонка о несчастье. Нужно идти с ребенком вместе, рядом, заниматься профилактикой, а не «тушить пожары». Деятельность всех специалистов сопровождения носит профилактический характер и направлена на предупреждение возможных затруднений в развитии.
Технология сопровождения требует от каждого специалиста способности к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их.
Основные элементы педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования для работы с одаренными детьми:
- деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность);
- формирование внутренней мотивации;
- предоставление «веера выбора», что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития;
- рефлексия;
- возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление;
- соблюдение принципов - «право на ошибку», «ситуация успеха», «не сравнивать с другими» и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат;
- проектное обучение;
- технология полного усвоения.
Формы и методика проведения занятий в учреждениях дополнительного образования позволяют использовать и тренинги, и игры, а моделирование творческой ситуации часто составляет основу занятий. Приоритетной формой работы в дополнительном образовании является общение педагога с детьми, поэтому занятия строятся не в традиционной форме урока, а в виде работы творческих групп, микро-коллективов и т.п., что даёт хорошую возможность уделить каждому ребёнку максимум внимания.
В нашем учреждении МБОУ ДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги выделены следующие формы обучения одаренных и талантливых детей:
- индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
- работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступает, как правило, педагог);
- мастер-классы, творческие лаборатории, мастерские;
- система творческих конкурсов, фестивалей, выставок;
- детские научно-практические конференции и семинары.
Особое значение в воспитании одаренных детей в условиях МБОУ ДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги имеет система продуктивной, творческой деятельности, основанная на внутренних мотивах воспитанников, дающая право на собственное мнение и ошибку и создающая возможность для экспериментирования. Дети, наделенные талантом, демонстрируют свои достижения через конкурсы проектных и исследовательских работ обучающихся, творческие отчеты, персональные выставки, фестивали, процедуру итоговой и промежуточной аттестации, конкурсы.
Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности.
Цель технологии личностно-ориентированного обучения - максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
В качестве исходной необходимо принять посылку о том, что дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, - оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога.
Задача педагога - не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
Индивидуализация обучения - принципиальная характеристика дополнительного образования детей. В силу используемых в нем организационных форм и иной природы мотивации разнообразные личностно-ориентированные практики стали его родовой особенностью.
Технология индивидуализации обучения (адаптивная) - такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.
В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в учреждении дополнительного образования детей - со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.
Групповые технологии. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.
Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.
В технологии коллективной творческой деятельности достижение творческого уровня является приоритетной целью.
В основе технологии лежат организационные принципы:
- социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;
- сотрудничество детей и взрослых;
- романтизм и творчество.
Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела - это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание - забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость.
Основной метод обучения - диалог, речевое общение равноправных партнеров.
Главная методическая особенность - субъектная позиция личности.
Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или мастерские, в которых дети независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку.
Оценивание результатов - похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др.
Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:
- Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения.
- Ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.
Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста.
В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Особенностью таких занятий является подготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений. Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ученику необходимо действовать.
Обычно группу разбивают на подгруппы, каждая из которых самостоятельно работает над каким-либо заданием. Затем итоги деятельности подгрупп обсуждаются, оцениваются, определяются наиболее интересные наработки.
Игровая технология применяется педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Все группы раннего развития дошкольников используют игровые технологии.
Можно предложить следующую последовательность использования диагностических методов для определения уровня творческого развития личности ребенка: наблюдение, анкетирование, тестирование, опросы и т.д.
Заключение
Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:
- разбудить активность детей;
- вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
- подвести эту деятельность к процессу творчества;
- опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности. Поэтому цель внедрения инновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.
Современная организация образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей имеет личностно-ориентированную направленность, способствует полноценному развитию тех способностей, которые нужны личности и обществу, которые включают личность в социально-ценностную активность, способствуют ее самоопределению, обеспечивают возможности эффективного самообразования на протяжении всей последующей жизни.
Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей. Но главное - педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.
Список литературы
- http://www.dissercat.com/content/formirovanie-gotovnosti-budushchego-uchitelya-k-rabote-s-odarennymi-uchashchimisya-profilnyk#ixzz4cTWqpDMA
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/
- Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011. 278 с.
- Яковина А.В. Модель готовности учителя к работе с одаренными учениками // Одаренный ребенок. 2011. № 4. С. 20-28.