Практика использования технологий тайм-менеджмента в работе с обучающимися с ЗПР

Разделы: Внеклассная работа

Ключевые слова: ЗПР, Тайм-менеджмент


Тайм-менеджмент - это совокупность техник, которые помогают правильно распределять силы и время для большей эффективности в работе. Термин дословно переводится как «управление временем». Речь идет о времени как о ресурсе. [1] Тайм-менеджмент - «технология, позволяющая невосполнимое время жизни использовать в соответствии с личными целями и ценностями». Это самоорганизация и управление собой. Тайм-менеджмент помогает человеку планировать время и экономить ресурсы. Чем больше задуманного мы успеваем сделать, тем лучше качество нашей работы и жизни в целом. [2]

Главные принципы управления временем:

  • Планирование действий. Дела нужно планировать всегда: на ближайший день, неделю, месяц. Составляйте четкие краткосрочные и долгосрочные планы, способствующие эффективной, оперативной работе.
  • Формулировка конкретных целей. Важная составляющая тайм-менеджмента - целеполагание. Рисуйте четкую картину своей цели.
  • Фиксирование плана. Применяйте действенные инструменты для наглядного отображения планов. Поэтапно выполняйте работу, следуя плану.
  • Расстановка приоритетов. Ранжируйте дела по степени важности. Выполняйте действия последовательно: начинайте с неотложных задач, плавно переходя к второстепенным. Сосредотачиваясь на текущих пунктах, не забывайте о главном направлении.
  • Фокусирование на главном. Концентрируйте внимание на глобальных целях. Главный практический навык тайм-менеджмента - не отвлекаться на постороннее. Старайтесь отказываться от пустой болтовни, просмотра ТВ и чтения желтой прессы в рабочие часы.
  • Анализ опыта. Оставайтесь осознанными, наблюдайте за изменениями в собственной жизни со стороны. Анализируйте ситуации, которые привели к особым потерям личных ресурсов. Разбирайте ошибки, принимайте меры по предотвращению неудач в будущем.
  • Планирование отдыха. Полноценный отдых - один из элементов эффективного управления временем. Планируйте не только рабочие задачи, но и качественный досуг. Не экономьте на общении с близкими, высыпайтесь, отдыхайте в выходные дни. Использовать свои возможности в полной мере можно лишь при условии полного и регулярного восстановления сил. [3]

Обследование обучающихся 8а класса ГБОУ ОКШ № 19

После изучения литературы мы приступили к практическому исследованию. Оно состояло из 3 частей:

  1. устный опрос обучающихся;
  2. анкетирование обучающихся;
  3. определение хронотипа.

В исследовании принимали участие 12 обучающихся 8а класса ГБОУ Октябрьская коррекционная школа № 19 для обучающихся с ОВЗ, в котором мы являемся классным руководителем и педагогом.

На первом этапе был проведен устный опрос восьмиклассников. Им было предложено задание: «Назовите ваши ассоциации к слову ВРЕМЯ». Это задание у 50 % учеников вызвало затруднения, после наводящих вопросов учителя они смогли назвать по 2-3 ассоциативных слова (утро, вечер, день, ночь, сегодня, завтра, вчера, урок, четверть, каникулы и т.д.) Остальные 6 учеников назвали по 3-4 ассоциативных слова самостоятельно, но также после раздумий и в небольшом количестве.

Мы сделали вывод: восьмиклассники с ЗПР страдают недостаточной сформированностью ассоциативного мышления, их временные представления очень ограничены.

Далее мы перешли к анкетированию. Восьмиклассникам было предложено выбрать главные сферы жизни, которые, по их мнению, отнимают больше всего их времени и сил. Был предложен список:

  • Семейная жизнь;
  • Быт;
  • Общение с друзьями;
  • Общение в мессенджерах, в соцсетях, по телефону;
  • Образование;
  • Отдых;
  • Спорт;
  • Хобби.

Ответы были следующими: 7 человек главной сферой жизни назвали образование, 2 человека - общение с друзьями, 2 человека - общение в мессенджерах, в соцсетях, по телефону, 1 человек - спорт, 1 человек - семейную жизнь.

Рисунок 1. По результатам анкетирования. Диаграмма

Следующим этапом анкетирования было определение «хронофагов» - поглотителей времени, того, что отнимает больше всего времени и ресурсов. Был предложен список:

  • Неорганизованность, недисциплинированность;
  • Неумение четко поставить цель;
  • Лень;
  • Медлительность;
  • Спешка, нетерпеливость;
  • «Зависание» в мобильном телефоне и соцсетях;
  • Неумение четко распланировать свое время.

Ответы были следующими: 8 человек отметили «зависание» в мобильном телефоне и соцсетях, 3 человека - неорганизованность, недисциплинированность, 1 человек - лень, 1 человек - медлительность.

Рисунок 2. По результатам анкетирования. Диаграмма

Анкетирование позволило сделать вывод: большинство восьмиклассников с ЗПР не могут организовать свое время, не умеют ставить перед собой четкие цели и расставлять приоритеты, им мешают неорганизованность, отсутствие самодисциплины, мобильные телефоны, лень, медлительность.

Далее мы перешли к изучению хронотипа восьмиклассников.

Хронотип - индивидуальные особенности суточных ритмов организма человека и других животных. Хронотип человека определяет организацию физиологических функций организма и его способность к адаптации, может использоваться как универсальный критерий общего функционального состояния организма.

Обычно выделяют три основных хронотипа человека: ранний (утренний, «жаворонки»), промежуточный (нормальный, «голуби») и поздний (вечерний, «совы»). [6] Именно эту классификацию я использовала.

С обучающимися был проведен тест на определение хронотипа (Приложение). Согласно результатам теста, в 8а классе 5 «жаворонков», 4 «совы» и 3 «голубя». У них разные суточные ритмы, работоспособность в различное время суток, оптимальное время для наиболее важной работы и отдыха. Исходя из этого, мы раздали ребятам рекомендации для разных хронотипов по организации дня, режима работы и отдыха.

Рисунок 3. По результатам теста на определение хронотипа. Диаграмма

Коррекционная работа

Исходя из полученных результатов, мы продолжили работу с обучающимися. Теперь это была запланированная коррекционная работа.

На первом этапе мы провели занятие «Сказка о потерянном времени», где познакомили восьмиклассников с понятием тайм-менеджмента, основными его принципами. Конечно, делали это на уровне, доступном для их восприятия и понимания.

Так, мы познакомили ребят с некоторыми «лайфхаками» тайм-менеджмента. Приведем фрагмент.

Мини-лекция «Эффективные приемы по организации времени».

Для того чтобы избавиться от «хронофагов», необходимо владеть приемами по организации времени. Рассмотрим некоторые из них.

Приемы «Якорь для начала работы»

Человек тратит много усилий на включение в работу. Хорошим «якорем» для начала сложной работы могут быть:

  • Любая организационная, подготовительная работа. Как говорят художники, «прежде чем делать эскиз, наточи карандаши».
  • «Метод швейцарского сыра», то есть начинать выполнение дела, «выгрызая» из разных мест наиболее простые и приятные дела (подобрать иллюстрации или написать несколько понятных абзацев к сочинению).
  • «Промежуточная радость». Разбить работу на несколько этапов и за прохождение каждого назначить себе небольшую награду.
  • Прием «Съешь лягушку». Лягушка здесь - любая трудная, неприятная, трудоемкая часть работы. Так вот, каждый день необходимо выполнять ее в первую очередь, то есть сделать «поедание лягушки» своим привычным ежедневным делом.
  • Прием «Ешь слона по кусочкам». Если вам предстоит большая работа, ее нужно разбить на небольшие ежедневные части. Понятно, что сделать большое дело, то есть «съесть слона» нельзя за один раз, поэтому делим большое дело на части и каждый день «едим слона по кусочкам».

Также восьмиклассники получили задание составить на листке бумаги оптимальный режим дня восьмиклассника и защитить его перед классом. Эта работа вызвала у ребят большой энтузиазм. Восьмиклассники узнали, что Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. [7]

Ребята включились в эту работу и составили оптимальный режим учебного дня.

Далее мы провели занятие «Секреты хронотипов». Ребята были поделены для работы на 3 группы: 5 «жаворонков», 4 «совы» и 3 «голубя». Сначала мы провели мини-лекцию об особенностях суточных ритмов каждого хронотипа.

Основные характеристики хронотипов следующие:

  • «Жаворонки»: самостоятельно и легко пробуждаются рано утром, активны в первой половине дня, после полудня наступает спад. Рано ложатся спать.
  • «Совы»: самостоятельно пробуждаются поздно, не ранее чем за 2-3 часа до полудня, пики активности приходятся на вечернее-ночное время, ложатся спать поздно, нередко после полуночи.
  • «Голуби»: промежуточный тип, самостоятельное пробуждение утром, несколько позже «жаворонков», активность в течение дня постоянная, без заметных пиков и спадов, ложатся спать за час-полтора до полуночи. [8]

Далее ребята в группах разрабатывали оптимальный режим выходного дня для «жаворонков», «сов» и «голубей», с учетом особенностей суточных ритмов и работоспособности в различное время суток. Эта работа заинтересовала ребят, и каждый из них унес домой оптимальный режим выходного дня для своего хронотипа. Общий для всех режим учебного дня мы вывесили в классном уголке.

Заключение

Проводя исследование по теме, мы:

  • изучили литературу по теме «Тайм-менеджмент»,
  • изучили особенности временных представлений и навыков самоорганизации обучающихся с ЗПР,
  • в результате опроса и анкетирования проанализировали временные представления и навыки самоорганизации обучающихся 8а класса с ЗПР Октябрьской коррекционной школы № 19;
  • выработали способы развития временных представлений и навыков самоорганизации у обучающихся с ЗПР с помощью технологий тайм-менеджмента;
  • провели коррекционные занятия с обучающимися 8а класса с ЗПР.

На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась: технологии тайм-менеджмента в воспитательной работе классного руководителя обучающихся с ЗПР могут успешно применяться в целях развития у них временных представлений и навыков самоорганизации.

Предложенная методика работы по формированию временных представлений повышает уровень знаний, умений и навыков, предупреждая и устраняя трудности, которые возникают у детей-подростков в развитии их понятий о времени. Представленная в работе методика поможет лучше сформировать временные представления у детей, как с задержкой психического развития, так и у других детей с проблемами в развитии.

Литература

  1. Что такое тайм-менеджмент: эффективные техники управления временем. - www.unisender.com
  2. Тайм-менеджмент: 15 методов эффективного управления временем. - https://trends.rbc.ru/trends/education/606335659a7947a191c4b092
  3. Тайм-менеджмент: основные правила и эффективные инструменты управления временем. - https://www.insales.com/ua/blogs/blog/osnovy-taym-menedzhmenta
  4. Пространственно-временные представления у детей с ЗПР. - https://www.defectologiya.pro/
  5. Временные представления у школьников с особыми образовательными потребностями. - https://urok.1sept.ru/articles/593320
  6. Википедия. - https://ru.wikipedia.org/wiki/Хронотип
  7. Режим дня и его значение для дошкольников. - https://www.art-talant.org/publikacii/13562-reghim-dnya-i-ego-znachenie-dlya-doshkolynikov
  8. «Жаворонки», «совы» и «голуби»: особенности хронотипов. - https://www.sleep34.ru/hronotipy