Временные представления у дошкольников с особыми образовательными потребностями

Разделы: Работа с дошкольниками


С каждым годом увеличивается количество детей, которые имеют задержку психического развития. Дети с ЗПР имеют низкий уровень знаний, умений и навыков в различных областях и не могут самостоятельно без соответствующего обучения восполнить пробелы в знаниях. Особенно следует отметить большие пробелы во временных представлениях. Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения, последовательность происходящих событий, причинно-следственных связей между ними, для данной категории детей затруднительно, а порой и невозможно. При сопоставлении программных требований по формированию у детей временных представлений общеобразовательных групп и детей с ЗПР выявляются следующие закономерности: дети массовых групп 5-6 лет называют времена года и их особенности, а дети с ЗПР данного возраста могут указать зиму и лето по описанию, но назвать не могут или называют неверно. Некоторые из детей с ЗПР не могут даже верно указать зиму и лето.

Вопросы изучения особенностей формирования временных представлений и понятий у детей с задержкой психического развития были освещены в работах С.Г. Шевченко, Н.Ю.Боряковой, И.А. Морозовой, М.А. Пушкаревой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Т.А. Шорыгиной и ряда других авторов.

Временные представления развиваются медленно, в процессе длительных наблюдений и накопления жизненного опыта. Первые представления о времени дети получают в дошкольный период. Смена дня и ночи, времени года, дней недели и повторяемость режимных моментов в жизни ребенка - все это формирует временные представления.

Дети с задержкой психического развития смешивают понятия время года и месяц, не умеют полно рассказать об отличительных признаках. Рассматривая картинки с изображением времен года дети с ЗПР определяют зиму и лето, как наиболее отличительные времена года, при этом они опираются лишь на 2-3 признака. Часто путают осень и весну, потому что они имеют сходные явления. Им легче отличать явления противоположного характера: холод и жару и т.д.; часто забывают названия времен года. При этом они могут указать времена года по названию. Осень и весну указывают неустойчиво.

Почему это происходит? Если сравнить детей, нормально развивающихся с детьми ЗПР, то у последних отмечается низкий уровень восприятия. Представление об окружающем мире они способны получить только на основе понимания и ощущения свойств предметов. Испытывают трудности в принятии и переработке информации, целостности восприятия, в пространственном восприятии. Детям с ЗПР характерно недоразвитие высших психических функций: внимание, память, восприятие, мышление. Они быстро утомляются, невнимательны, имеют неустойчивый интерес. В поведении наблюдается повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность, или наоборот заторможенность, апатичность.

У детей с ЗПР наблюдается сужение объема внимания, неспособность воспринимать в определенный отрезок времени необходимое количество информации, в связи с чем их деятельность осуществляется в более медленном, чем у нормально развивающихся детей, темпе и продуктивность выполнения заданий значительно ниже. Память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений их внимания и восприятия, повышенной утомляемости и пониженной познавательной активности. Особенно явно отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников заметно при анализе их мыслительных процессов.

Часто дети с ЗПР не выполняют задания из-за неумения организовать свою деятельность, хотя по уровню интеллектуальных возможностей могли бы легко справиться с ним. В условиях индивидуальной работы, когда взрослый организует его деятельность, с тем же заданием справляется.

Рассказ-описание для детей с ЗПР недоступен. Они перечисляют предметы на сюжетной картине и им необходимы наводящие вопросы. Часто при составлении рассказа дети с ЗПР используют перечисления предметов или действий. Преобладающий словарь - существительные, глаголы. Поэтому понимание и употребление временных представлений для них сложно, непонятно.

Без специальной помощи со стороны коррекционных педагогов формирование временных представлений будет затруднено.

В программе С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» выделены основные направления работы:

  • учить детей наблюдать и правильно называть состояние погоды; учить различать состояние снега;
  • научить детей узнавать и правильно называть времена года по их отличительным признакам в природе и на картинках.

На основании данной программы занятия проводит дефектолог, который знакомит детей с сезонными изменениями в природе, трудом людей в каждое время года, последовательности времен года, дней недели, частей суток.

Осуществление наблюдений за погодой и природными явлениями осуществляется ежедневно воспитателями во время прогулок. Детей обучают, за какими объектами следует наблюдать, чтобы судить о природе на улице; обучать сравнивать результаты наблюдений. Систематические наблюдения позволяют создать у ребенка отчетливые разносторонние представления об изменениях в природе в разное время года и отмечать все изменения на «Календаре природы» в кабинете дефектолога, где данная картина представлена в виде участка для прогулок. В процессе данной работы можно использовать загадки, заучивание стихов по теме.

Дети собирают природный материал, составляют букеты из разных пород листьев и т.д. Логопед закрепляет по заданию дефектолога слова по формированию временных представлений: снежный, ледяной, завьюжила и т.д. Таким образом, осуществляется взаимосвязь специалистов в процессе проведения коррекционно-развивающей работы.

Формирование временных представлений у детей с ЗПР легче усваиваются в процессе использования следующих форм работы:

  • эксперимент;
  • наблюдения за природой и сезонными изменениями на прогулке, по дороге домой и из ДОУ;
  • практический показ и демонстрация;
  • беседа, сравнение;
  • проведение дидактических игр с природным материалом;
  • проведение сезонных подвижных игр с природным материалом;
  • слушание мелодий в соответствии с временами года.

Целенаправленная, систематическая, планомерная работа педагога помогает формировать у детей пространственные понятия: верх-низ, право-лево, над-под; названия месяцев, времен года, частей суток, дней недели и их последовательности. Грамотно организованные игры позволяют достичь эффективных, устойчивых результатов у детей.

Основные задачи коррекционно-развивающей работы: обогащение словарного запаса по формированию временных представлений, развитие связной речи, познавательных процессов, умение составлять рассказы отражаются в тематическом плане занятий. (Приложение 1)

Количество занятий в первый и второй годы обучения 15-17. Закрепление материала предусматривает проведение индивидуальной работы с дефектологом, логопедом, воспитателем.

При подготовке к занятиям по формированию временных представлений необходимо подготовить конспект. Предлагаем приблизительные конспекты по ознакомлению с окружающим миром и развитию связной речи. (Приложение 2)

Игры на формирование временных представлений представлены в дидактических пособиях, методической литературе. К сожалению, не все имеющиеся игры подходят детям с задержкой психического развития, вследствие имеющихся у них индивидуальных особенностей. Представленные игры разработаны с учетом первичного уровня знаний, возраста детей, тематики занятий коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР. Они могут быть использованы как в первый, так и во второй год обучения. (Приложение 3)

Любые занятия с детьми по развитию связной речи, в том числе, формированию временных представлений, будут наиболее продуктивными при активном участии родителей в процессе обучения. При этом родители должны быть не наблюдателями, а активными участниками игры.

С этой целью организуется «Школа родителей». Для этого необходимо:

  1. Создать базу коррекционно-развивающей литературы и методических пособий по данной теме.
  2. Организовать развивающую площадку по временным представлениям.
  3. Оснастить необходимыми играми «Игротеку».
  4. Создать картотеку литературы и пособий с аннотациями.
  5. Подготовить консультации для родителей на тему «Временные представления у детей с ЗПР».
  6. Проводить регулярные совместные занятия для родителей с участием детей на тему «Формирование временных представлений у детей с ЗПР».

Групповые занятия парной педагогики, которые проводят совместно с родителями воспитатель и дефектолог; индивидуальные занятия, проводимые дефектологом в конце недели при объяснении выполнения домашнего задания по развитию временных представлений, помогают родителям не только наблюдать за занятием, на и обучать проведению коррекционной работы дома. Также родители получают консультацию о приобретении необходимой литературы и игрового материала по теме. Родителям предлагаются варианты использования игр. «Школа родителей» может отражать следующие темы.

Перспективный план занятий в «Школе родителей» (1-ый год обучения).

Содержание работы Дата выполнения
1 Что должен знать ребенок о временах года в 4 года? (5 лет.) Сентябрь.
2 Соберем гербарий. Составим картину. Октябрь.
3 Учимся сравнивать времена года. Ноябрь.
4 Бывает – не бывает? Разбираем нелепые ситуации. Декабрь.
5 Знакомим ребенка с временами года. Какие игры предложить детям дома для развития временных представлений. Февраль.
6 Учимся играть вместе с детьми. Март.

Перспективный план занятий в «Школе родителей» (2-ой год обучения).

Содержание работы (2- год обучения) Дата выполнения
1 Что должен знать ребенок о временах года в 6 лет? (7 лет.) Сентябрь.
2 Как пользоваться рабочей тетрадью в домашних условиях? Октябрь.
3 «Развесим листочки на деревьях». Развитие мелкой моторики пальцев рук. Декабрь.
4 Последовательность времен года. Определение времен года по инструкции. Развиваем логическое мышление. Февраль.
5 Составляем рассказы о временах года. Последовательный рассказ. Март.
6 Дни недели, месяцы. Апрель.
7 Сутки. Последовательность дней недели. Май.

К каждому совместному занятию необходимо подготовить интересные и познавательные темы и вопросы. Например:

Тема: Времена года.

Вопросы для проведения:

  1. Назовите времена года по-порядку.
  2. Какое время года наступает после зимы?
  3. Какое время года бывает перед зимой? и т. д.
  4. Назовите особенности зимы (осени, лета, весны).

Тема: Месяцы.

Вопросы для проведения:

  1. Назовите месяцы осени (зимы, лета, весны).
  2. Назовите первый месяц (второй, третий).

Тема: Дни недели.

Вопросы для проведения:

  1. Назовите дни недели по-порядку.
  2. Какой день недели наступает после вторника (среды, пятницы и т. д.)?
  3. Какой день недели бывает перед средой? и т. д.

Тема: Время. Сутки.

Вопросы для проведения:

  1. Как можно узнать, что наступило утро?
  2. Почему бывает светло? Темно?
  3. Что мы видим на небе утром?
  4. А что мы видим ночью?
  5. Назовите части суток по-порядку.
  6. Что вы делаете утром, днем, вечером, ночью?

А также необходимо тщательно продумать план проведения занятия в «Школе родителей». Обращаем внимание на примерный план-конспект такого занятия. (Приложение 4)

Планомерная коррекционно-развивающая работа по формированию временных представлений помогает детям с задержкой психического развития сформировать необходимые знания в соответствии с программными требованиями и возрастом; дает возможность детям в процессе игр обогатить словарный запас, развить связную речь, мыслительные процессы, усвоить понятия, соответствующие временным представлениям, закрепить термины этих представлений в речи.

Комплексное решение задач по формированию временных представлений у детей с задержкой психического развития – это наличие разнообразных форм работы с детьми и родителями: эксперимент, наблюдения за природой и сезонными изменениями, практический показ и демонстрация, беседа, сравнение, проведение дидактических и подвижных игр, «Школа родителей».

Использование определенной системы игр помогает детям правильно называть состояние погоды; различать состояние снега; узнавать и правильно называть времена года по их отличительным признакам в природе и на картинках.

Активная работа с родителями: проведение регулярных совместных с детьми занятий, подбор коррекционно-развивающей литературы и методических пособий по теме, консультации – помогает сделать процесс обучения детей наиболее продуктивным. Специально организованное обучение ведет к тому, что представление о времени у детей быстро совершенствуются, становятся более систематичными, осознанными, развивается чувство времени.

Предложенная методика работы по формированию временных представлений повышает уровень знаний, умений и навыков, предупреждая и устраняя трудности, которые возникают у детей в период формирования понятий о времени. Представленная в работе методика поможет лучше сформировать временные представления у детей, как с задержкой психического развития, так и у других детей с проблемами в развитии.

Литература:

  1. Агранович, З.Е. Времена года. Наглядно-дидактическое пособие для занятий по развитию речи детей с использованием фланелеграфа. – Санкт-Петербург, 2003.
  2. Борякова, Н.Ю., Касицына, М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный аспект). – М.: В. Секачев, ИОИ, 2004 г.
  3. Забрамная, С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: Пособие для психол.-пед. комис. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  4. Коноваленко, В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2001.
  5. Павлова, Л.Н. Наглядно-дидактическое пособие «Раннее детство: развитие речи и мышления». – М.: «Мозаика-Синтез», 2005.
  6. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2003.
  7. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2 / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2003.
  8. Шевченко, С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. – М.: Школьная Пресса, 2005.
  9. Шорыгина, Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений. – М.: Книголюб, 2004. (Развивающие сказки для детей.)