Коррекционно-педагогическая работа по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами игровой деятельности

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: ЗПР, старшие дошкольники


Цели современного дошкольного образования предполагают создание условий, способствующих развитию личности ребенка, в том числе его коммуникативных способностей. Их неразвитость создает барьеры в процессе взаимоотношений дошкольников со сверстниками и взрослыми, а также может привести к проблемам саморазвития, социальной дезадаптации и личностной изоляции. У детей с ЗПР наблюдаются стойкие нарушения всех компонентов коммуникативного процесса, которые проявляются в снижении коммуникативно-познавательной потребности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Многие навыки, в том числе и коммуникативные, они приобретают гораздо позже, по сравнению с нормально развивающимся сверстником. В этой связи, необходимость целенаправленного развития коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР становится все более очевидной.

Давайте рассмотрим важность общения для маленьких детей. Как одна из основных задач развития в раннем детстве, обучение общению имеет ключевое значение для детей, чтобы взаимодействовать с людьми в их мире и удовлетворять свои потребности. Немногие задачи в раннем детстве так же важны, как эта.

К сожалению у детей с ЗПР навыки коммуникативного общения развиваются не столь стремительно, как у обычных детей.

Коммуникативное развитие детей младшего возраста с ЗПР включает приобретение навыков понимания и выражения мыслей, чувств и информации. Понимание общения начинается еще до рождения (во время беременности) и продолжается всю жизнь, когда ребенок слышит, видит и интерпретирует информацию от других людей. [6, c. 164]

Выражение общения или речи ребенка начинается с движений головы, глаз и тела, а также с простых вокализаций и движений рук. Языковое выражение переходит к словам, предложениям и разговорам с помощью многих методов, включая жесты, произнесенные слова, язык жестов, графические языковые системы и доски для общения. Крайне важно, чтобы у ребенка было одно из этих функциональных средств выразительной речи до того, как он пойдет в детский сад.

Коммуникация - это, по сути, система манипулирования символами, которая присутствует у очень маленьких детей и усложняется с возрастом.

Вот некоторые основные навыки общения, которые должен знать ребенок старшего дошкольного возраста: [2, c. 38]

  1. Дети должны уметь устанавливать зрительный контакт с собеседником. Это просто знак интереса и уважения. Отведение взгляда во время разговора является признаком незаинтересованности и дурным тоном;
  2. Дети должны научиться говорить правильно и четко. Научите их говорить, используя правильное произношение и правильную грамматику. Им следует внушить, чтобы они не говорили торопливо;
  3. Педагоги, а также родители должны научить детей не прерывать текущий разговор и не начинать говорить, потому что они этого хотят. Очень важно контролировать такое поведение и поощрять самоконтроль;
  4. Педагоги должны моделировать соответствующее поведение при слушании, чтобы дети могли научиться внимательно слушать и адекватно реагировать;
  5. Родители также могут продемонстрировать своим детям искусство вежливого вступления в разговор и правильное поведение, когда кто-то присоединяется к оживленной беседе, включая приветствие человека ободряющей улыбкой и кивком.

Коррекционно-педагогическая работа по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) средствами игровой деятельности, должна проводиться с использованием определенных игр. Детям может быть интереснее учиться, если это было весело. Вот почему большинство терапевтов используют игры для обучения социальным навыкам.

В большинство этих игр можно играть с вещами, они не требуют тщательной подготовки или планирования. Вот несколько таких игр. [4, c. 112]

1. Игра - «Что в мешочке?»

Как играть:

  1. Дети могут залезть рукой в мешочек и попытаться угадать предмет, который они выбрали;
  2. Поощряйте их описывать предмет - как он ощущается, размер, форма и т.д.;
  3. Подсказывайте, задавая такие вопросы, как «Это твердое или мягкое?»;
  4. Дети также могут выбрать предмет из мешочка и найти любой другой предмет в группе, относящийся к той же категории. Например, если они выбрали карандаш, их можно попросить найти сопутствующий предмет, например, ластик или точилку.

2. Игра - «Я шпион»

Как играть:

  1. Скажите: «Я вижу что-то зеленое» и предложите ребенку найти зеленый предмет в группе;
  2. Используйте рабочие листы «Я шпион», в которых детям можно предложить идентифицировать животных, птиц и другие категории;
  3. Во время чтения сборника рассказов вы можете заставить ребенка сосредоточиться на деталях рассказа, указывая на предметы, выражение лица или персонажей рассказа. Например, «Я вижу что-то круглое», чтобы ребенок сосредоточился на мяче;
  4. Вы можете упомянуть форму, цвет, размер и другие атрибуты объекта, чтобы развить описательный язык;
  5. Вы также можете помочь в развитии фонетики, сказав: «Я заметил что-то, начинающееся с …».

Можно использовать упражнения направленные на снятие психоэмоционального напряжения, на укрепление единства и сплоченности. Такие как: «Комплименты», «Поделись своей улыбкой», «Пантомимические этюды», «Трудимся сообща» и т.д.

Для развития коммуникативных навыков идеальным вариантом подходит сюжетно-ролевая игра, которая является ведущим и основным видом игр старшего дошкольного возраста, которая эффективно влияет на формирование личности ребенка, его социализацию и морально волевые качества, через игру реализуются потребности в коммуникации и взаимодействие с миром, формируется произвольное поведение и т.д.

Для формирования и овладения детьми игровых умений и навыков, педагогу необходимо играть совместно с детьми и быть партнером для них, пояснять игровые действия, смысл, разворачивать сюжет, события и стимулировать детей к самостоятельной игре.

Влияние коллективной игры на развитие детей с задержкой психического развития огромно. Именно поэтому, развивать игровую деятельность детей нужно бесспорно. От игры зависит коррекция коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития.

Список использованной литературы

  1. Гончарова, Е.Л. Дети с особыми образовательными потребностями в системе понятий культурно-исторической психологии / Е.Л.Гончарова, О.С.Никольская, О.И.Кукушкина // Альманах института коррекционной педагогики. - 2019. - № 39. - С. 33-45.
  2. Инденбаум, Е.Л. Проблемы дифференциальной диагностики и организации обучения детей с задержкой психического развития / Е.Л.Инденбаум // Деятельность ПМПК в современных условиях. Ключевые ориентиры: сборник материалов всероссийской конференции, М., 25-26 сентября 2018 г. / под общ. ред. Л.Ю.Вакориной. - М.: РУДН, 2018. - С. 33-40.
  3. Ларина, Л.Ю. Значимость интегрированных занятий в формировании речевой компетенции у дошкольников с задержкой психического развития / Л.Ю.Ларина // Россия и мировое сообщество: проблемы демографии, экологии и здоровья населения: материалы междунар. науч.-практ. конф., Пенза, 29 авг. 2018 г. / Под редакцией С.Д.Морозова, В.Б.Жиромской. - Пенза: РИО ПГАУ, 2018. - С. 64-67.
  4. Лебеденко, И.Ю. Дидактическая игра как средство развития речи у детей с задержкой психического развития / И.Ю.Лебеденко, М.Н.Новакова // Аллея науки. - 2019. - Т. 1. - № 11(38). - С. 111-114.
  5. Тивикова, А.К. Возможности подвижных игр как средства коррекции психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / А.К.Тивикова // Вопросы педагогики. - 2022. - № 2-1. - С. 260-264.
  6. Туганбекова, К.М. Педагогические условия развития коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования / К.М.Туганбекова, Д.Ш.Қуанышқали // Научный альманах. - 2021. - № 10-2(84). - С. 163-166.
  7. Уракова, Е.А. Коррекция психомоторного развития у детей с задержкой психического развития с применением сюжетно-ролевой игры / Е.А.Уракова, Э.С.Майназарова // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - 2021. - Т. 21. - № 9. - С. 186-191.