Познавательно-исследовательская деятельность в группе старшего дошкольного возраста. Тема: «Жидкое, твердое, сыпучее»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать представления о свойствах твёрдых, жидких и сыпучих веществ;
  • учить сравнивать вещества, анализировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения;
  • активизировать словарь (твёрдый, жидкий, мягкий, вещество, сыпучий, сломать, соединить в целое, разлить, перелить, подбор антонимов.

Развивающие:

  • развивать любознательность, мышление, познавательный интерес.

Воспитательные:

  • воспитывать умение действовать в коллективе.
  • воспитывать интерес к новым открытиям.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация»; «Физическая культура».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная, двигательная.

Материалы и оборудование: на каждого ребенка деревянные палочки, кусок мела, ложечки, стакан с водой, пустой стакан, пластилин, речной песок, кусок сахара, лупы, тарелочки, бумажные салфетки.

Игровые наборы «Дары Фребеля» №

Ход занятия

Дети стоят возле столов.

Воспитатель: Доброе утро всем!!! Ребята, прошло два выходных и я предлагаю вам поделиться со мной своим настроением («Дары Фребеля», игра «Настроение», набор № __)

Воспитатель: Сегодня вам предстоит превратиться в юных исследователей. Нам нужно провести несколько экспериментов, чтобы узнать какие предметы бывают твердыми, какие жидкими, сыпучими и сделать выводы.

Но для начала, вам необходимо сдать тест на исследователя - назвать противоположное по смыслу слово:

Дидактическая игра «Наоборот».

Твердый-жидкий
Горячий-холодный
Жесткий-твердый
Гладкий-шершавый
Глубокий-мелкий
Полный-пустой
Тяжелый-легкий
Горький-сладкий
Мокрый-сухой
Полезный-вредный

Дети садятся столы

Опыт 1

Воспитатель: Ребята, сегодня мы проведем опыты. У вас на столе все, что понадобится для сегодняшнего исследования. У каждого из вас деревянная палочка. Пощупайте ее, постучите ей. Какая она?

Ответы детей: Твердая.

Воспитатель: А теперь сломайте полочку. Сколько теперь стало палочек?

Ответы детей: Две палочки.

Воспитатель: Попробуйте опять сделать одну палочку, попробуйте соединить две палочки в одну. Получается?

Ответы детей: не получается.

Воспитатель: Палочка была целая, вы ее сломали, и снова сделать ее целой нельзя.

Воспитатель: Возьмите кусочек мела. Для чего нужен мел?

Ответы детей:

Воспитатель: Мелом пишут в школе на доске, на асфальте. Посмотрите на него, пощупайте. Какой он? Что можно про него сказать?

Ответы детей:

Воспитатель: А теперь сломайте этот кусочек мела.

Воспитатель: Был один кусочек мела, а стало?

Ответы детей: Два.

Воспитатель: Попробуйте соединить два кусочка, чтобы получился один.

Дети пытаются соединить кусочки мела.

Воспитатель: вот и мел не получается у нас соединить обратно. А теперь отложите кусочки мела. Подумайте и ответьте на вопрос: деревянная палочка и мел - что у них общего?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, и палочка и мел - твердые. Если сломать что-то твердое: деревянную палочку, мел, камень разбить, сломать твердую игрушку - машинку, например, то твердое уже нельзя снова сделать целым - вы видели, что части палочки и части мела не соединяются.

Опыт 2

Воспитатель: А теперь давайте проведем еще один опыт. У вас на столе стоит стакан с водой и пустой стакан. Попробуйте, разделить воду в стакане так, чтобы из одного целого получилось две половинки воды.

Дети переливают часть воды (половину) из одного стакана в другой.

Воспитатель: У всех получилось две части воды? А теперь из двух частей сделайте одну.

Дети переливают часть воды (половину) из одного стакана в другой.

Воспитатель: Очень хорошо. Воду мы разделили на две части, и потом из двух частей получилась одна целая вода. Значит, воду можно разделить и сделать опять целой. Почему?

Ответы детей: потому что вода жидкая

Воспитатель: Правильно. Все жидкое можно разделить и потом снова сделать целым.

Опыт 3

Воспитатель раздает им по кусочку пластилина.

Воспитатель: Пластилин какой?

Ответы детей: Твердый.

Воспитатель: Давайте помнем его.

Воспитатель: А теперь пластилин твердый?

Ответы детей: Нет.

Воспитатель: А какой он?

Ответы детей: Мягкий.

Воспитатель: Теперь сделаем с пластилином то же самое, что и с палочкой, и с куском мела разделим его на две половинки. Сколько у кого получилось кусочков пластилина?

Ответы детей: Два.

Воспитатель: Пластилин твердый или жидкий?

Ответы детей: Твердый.

Воспитатель: Как вы думаете, если кусок пластилина разделить на две части, то их можно будет соединить или нет?

Ответы детей:

Воспитатель: Давайте проверим - сложим эти два кусочка вместе, хорошо скрепим, чтобы получился опять один кусочек. Получается, ребята?

Ответы детей: Да

Воспитатель: Было два кусочка пластилина, а стал опять один. А теперь давайте ответим на вопрос: почему мел нельзя соединить, а пластилин можно?

Ответы детей:

Воспитатель: Да, потому что пластилин мягкий. Пластилин сразу был мягким?

Ответ детей: Нет

Воспитатель: Когда он стал мягким?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, пластилин в тепле становится мягким, и его можно разделить на две части и соединить обратно в одно целое.

Воспитатель: А вот твердое нельзя сломать и снова соединить.

Физ минутка («Дары Фребеля», игра «Тайные агенты» набор № __)

Опыт 4

Воспитатель: Возьмите ложку и насыпьте песок в тарелочку. Легко ли сыпется песок? Почему? Как вы думаете?

Ответы детей: Песок сыпется легко, потому что он сухой. Песок легко рассыпается, потому что он сыпучий.

Воспитатель: Имеет ли песок запах? (Дети нюхают).

Ответы детей: Песок не имеет запаха. Песок ничем не пахнет.

Воспитатель: Какого цвета песок?

Ответы детей: Песок имеет коричневый цвет. Песок желтоватого цвета с коричневым оттенком.

Воспитатель: Как, вы думаете песок твердый, мягкий или жидкий?

Ответы детей: Песок твердый.

Воспитатель: А теперь подумайте и ответьте, из чего состоит песок?

Ответы детей: песок состоит из маленьких частиц песчинок.

Воспитатель: Песчинки твердые или мягкие?

Ответы детей:

Воспитатель: «Давайте проверим. Насыпьте немного песчинок себе на ладошку. Насыпали? Теперь посильнее надавите на ладошку пальчиком и покрутите песчинки на ладошке. Чувствуете, как песчинки колют ладошку? Что можно сказать про песчинки? Какие они? Мягкие или твердые?»

Ответы детей: Песчинки песка, когда мы трогаем пальцем твердые.

Опыт 5

Педагог раздает детям по кусочку сахара

Воспитатель: Посмотрите и потрогайте кусочек сахара. Какой он?

Ответы детей: Кусочек сахара на ощупь твердый, по цвету белый.

Воспитатель: Вы пробовали сахар на вкус? Какой он?

Ответы детей: На вкус сахар сладкий

Воспитатель: Пахнет ли сахар?

Ответы детей:

Воспитатель: А теперь возьмите кусочек сахара крепко в пальцы и надавите им на стол… Что получилось?

Ответы детей: Сахар, когда мы надавили, рассыпается на мелкие кусочки.

Воспитатель: Давайте и их рассмотрим через лупу! (Дети рассматривают песчинки сахара через лупу.) Похожи сахарные песчинки на обычный песок?

Ответы детей: Да, сахарные песчинки похожи на песчинки песка.

Воспитатель: Наберите ложкой сахар и насыпьте в тарелочку. Какой сахар?

Ответы детей: Сахар сыпучий. Сахар сыпется, как песок. Сахар сухой, рассыпчатый.

Воспитатель: А чем же отличается сахар от песка?

Ответы детей: Эти вещества отличаются тем, что сахар сладкий, а песок нет. Эти вещества разные по цвету. Сахар съедобный, а песок нет.

Воспитатель: Да, ребята, в быту сахар называют сахарным песком. Сахарный песок и песок это разные вещества. Это мы с вами сейчас определили.

Воспитатель: Наши эксперименты закончились. Что нового вы узнали? Вам понравились наши исследования?

А теперь прошу вас поделиться вашим настроением. Изменилось ваше настроение?

Спасибо вам за активное участие.