Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления о свойствах твёрдых, жидких и сыпучих веществ;
- учить сравнивать вещества, анализировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения;
- активизировать словарь (твёрдый, жидкий, мягкий, вещество, сыпучий, сломать, соединить в целое, разлить, перелить, подбор антонимов.
Развивающие:
- развивать любознательность, мышление, познавательный интерес.
Воспитательные:
- воспитывать умение действовать в коллективе.
- воспитывать интерес к новым открытиям.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация»; «Физическая культура».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная, двигательная.
Материалы и оборудование: на каждого ребенка деревянные палочки, кусок мела, ложечки, стакан с водой, пустой стакан, пластилин, речной песок, кусок сахара, лупы, тарелочки, бумажные салфетки.
Игровые наборы «Дары Фребеля» №
Ход занятия
Дети стоят возле столов.
Воспитатель: Доброе утро всем!!! Ребята, прошло два выходных и я предлагаю вам поделиться со мной своим настроением («Дары Фребеля», игра «Настроение», набор № __)
Воспитатель: Сегодня вам предстоит превратиться в юных исследователей. Нам нужно провести несколько экспериментов, чтобы узнать какие предметы бывают твердыми, какие жидкими, сыпучими и сделать выводы.
Но для начала, вам необходимо сдать тест на исследователя - назвать противоположное по смыслу слово:
Дидактическая игра «Наоборот».
Твердый-жидкий
Горячий-холодный
Жесткий-твердый
Гладкий-шершавый
Глубокий-мелкий
Полный-пустой
Тяжелый-легкий
Горький-сладкий
Мокрый-сухой
Полезный-вредный
Дети садятся столы
Опыт 1
Воспитатель: Ребята, сегодня мы проведем опыты. У вас на столе все, что понадобится для сегодняшнего исследования. У каждого из вас деревянная палочка. Пощупайте ее, постучите ей. Какая она?
Ответы детей: Твердая.
Воспитатель: А теперь сломайте полочку. Сколько теперь стало палочек?
Ответы детей: Две палочки.
Воспитатель: Попробуйте опять сделать одну палочку, попробуйте соединить две палочки в одну. Получается?
Ответы детей: не получается.
Воспитатель: Палочка была целая, вы ее сломали, и снова сделать ее целой нельзя.
Воспитатель: Возьмите кусочек мела. Для чего нужен мел?
Ответы детей:
Воспитатель: Мелом пишут в школе на доске, на асфальте. Посмотрите на него, пощупайте. Какой он? Что можно про него сказать?
Ответы детей:
Воспитатель: А теперь сломайте этот кусочек мела.
Воспитатель: Был один кусочек мела, а стало?
Ответы детей: Два.
Воспитатель: Попробуйте соединить два кусочка, чтобы получился один.
Дети пытаются соединить кусочки мела.
Воспитатель: вот и мел не получается у нас соединить обратно. А теперь отложите кусочки мела. Подумайте и ответьте на вопрос: деревянная палочка и мел - что у них общего?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, и палочка и мел - твердые. Если сломать что-то твердое: деревянную палочку, мел, камень разбить, сломать твердую игрушку - машинку, например, то твердое уже нельзя снова сделать целым - вы видели, что части палочки и части мела не соединяются.
Опыт 2
Воспитатель: А теперь давайте проведем еще один опыт. У вас на столе стоит стакан с водой и пустой стакан. Попробуйте, разделить воду в стакане так, чтобы из одного целого получилось две половинки воды.
Дети переливают часть воды (половину) из одного стакана в другой.
Воспитатель: У всех получилось две части воды? А теперь из двух частей сделайте одну.
Дети переливают часть воды (половину) из одного стакана в другой.
Воспитатель: Очень хорошо. Воду мы разделили на две части, и потом из двух частей получилась одна целая вода. Значит, воду можно разделить и сделать опять целой. Почему?
Ответы детей: потому что вода жидкая
Воспитатель: Правильно. Все жидкое можно разделить и потом снова сделать целым.
Опыт 3
Воспитатель раздает им по кусочку пластилина.
Воспитатель: Пластилин какой?
Ответы детей: Твердый.
Воспитатель: Давайте помнем его.
Воспитатель: А теперь пластилин твердый?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: А какой он?
Ответы детей: Мягкий.
Воспитатель: Теперь сделаем с пластилином то же самое, что и с палочкой, и с куском мела разделим его на две половинки. Сколько у кого получилось кусочков пластилина?
Ответы детей: Два.
Воспитатель: Пластилин твердый или жидкий?
Ответы детей: Твердый.
Воспитатель: Как вы думаете, если кусок пластилина разделить на две части, то их можно будет соединить или нет?
Ответы детей:
Воспитатель: Давайте проверим - сложим эти два кусочка вместе, хорошо скрепим, чтобы получился опять один кусочек. Получается, ребята?
Ответы детей: Да
Воспитатель: Было два кусочка пластилина, а стал опять один. А теперь давайте ответим на вопрос: почему мел нельзя соединить, а пластилин можно?
Ответы детей:
Воспитатель: Да, потому что пластилин мягкий. Пластилин сразу был мягким?
Ответ детей: Нет
Воспитатель: Когда он стал мягким?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, пластилин в тепле становится мягким, и его можно разделить на две части и соединить обратно в одно целое.
Воспитатель: А вот твердое нельзя сломать и снова соединить.
Физ минутка («Дары Фребеля», игра «Тайные агенты» набор № __)
Опыт 4
Воспитатель: Возьмите ложку и насыпьте песок в тарелочку. Легко ли сыпется песок? Почему? Как вы думаете?
Ответы детей: Песок сыпется легко, потому что он сухой. Песок легко рассыпается, потому что он сыпучий.
Воспитатель: Имеет ли песок запах? (Дети нюхают).
Ответы детей: Песок не имеет запаха. Песок ничем не пахнет.
Воспитатель: Какого цвета песок?
Ответы детей: Песок имеет коричневый цвет. Песок желтоватого цвета с коричневым оттенком.
Воспитатель: Как, вы думаете песок твердый, мягкий или жидкий?
Ответы детей: Песок твердый.
Воспитатель: А теперь подумайте и ответьте, из чего состоит песок?
Ответы детей: песок состоит из маленьких частиц песчинок.
Воспитатель: Песчинки твердые или мягкие?
Ответы детей:
Воспитатель: «Давайте проверим. Насыпьте немного песчинок себе на ладошку. Насыпали? Теперь посильнее надавите на ладошку пальчиком и покрутите песчинки на ладошке. Чувствуете, как песчинки колют ладошку? Что можно сказать про песчинки? Какие они? Мягкие или твердые?»
Ответы детей: Песчинки песка, когда мы трогаем пальцем твердые.
Опыт 5
Педагог раздает детям по кусочку сахара
Воспитатель: Посмотрите и потрогайте кусочек сахара. Какой он?
Ответы детей: Кусочек сахара на ощупь твердый, по цвету белый.
Воспитатель: Вы пробовали сахар на вкус? Какой он?
Ответы детей: На вкус сахар сладкий
Воспитатель: Пахнет ли сахар?
Ответы детей:
Воспитатель: А теперь возьмите кусочек сахара крепко в пальцы и надавите им на стол… Что получилось?
Ответы детей: Сахар, когда мы надавили, рассыпается на мелкие кусочки.
Воспитатель: Давайте и их рассмотрим через лупу! (Дети рассматривают песчинки сахара через лупу.) Похожи сахарные песчинки на обычный песок?
Ответы детей: Да, сахарные песчинки похожи на песчинки песка.
Воспитатель: Наберите ложкой сахар и насыпьте в тарелочку. Какой сахар?
Ответы детей: Сахар сыпучий. Сахар сыпется, как песок. Сахар сухой, рассыпчатый.
Воспитатель: А чем же отличается сахар от песка?
Ответы детей: Эти вещества отличаются тем, что сахар сладкий, а песок нет. Эти вещества разные по цвету. Сахар съедобный, а песок нет.
Воспитатель: Да, ребята, в быту сахар называют сахарным песком. Сахарный песок и песок это разные вещества. Это мы с вами сейчас определили.
Воспитатель: Наши эксперименты закончились. Что нового вы узнали? Вам понравились наши исследования?
А теперь прошу вас поделиться вашим настроением. Изменилось ваше настроение?
Спасибо вам за активное участие.