Особенности профессионального консультирования и диагностики старшеклассников: подходы, форматы

Разделы: Школьная психологическая служба, Дополнительное образование


Тема выбора будущей профессии всегда была и будет актуальной для всех подростков. Проблема выбора профессионального и жизненного пути встает перед ними в том возрасте, когда они еще недостаточно подготовлены для принятия такого решения, вследствие своего небольшого жизненного опыта, недостаточного умения согласовывать свои мечты и способности.

Для оказания поддержки старшеклассникам в решении этой проблемы, наш «Учебно-профориентационный центр» оказывает профориентационную и психологическую поддержку учащимся в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Поддержка заключается в выработке у обучающихся сознательного отношения к труду, профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда региона.

В центре осуществляется апробация разработанной модели организационно-педагогического и психологического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся проводимую под девизом: «Учись и работай в Приднестровье», что обеспечивает комплексное сопровождение профессионального самоопределения обучающихся и координацию взаимодействия всех участников процесса сопровождения: педагогов, психологов, родителей.

Благоприятными педагогическими условиями для успешной профессионализации обучающихся в процессе обучения в центре выступают: создана достаточная учебно-материальная база, подобраны педагогические кадры соответствующей квалификации и образования. Опора на идею педагогического сопровождения в организации профориентационной деятельности позволяет индивидуализировать, сделать адресной помощь в профессиональном самоопределении и становлении учащихся. Все это способствует обеспечению высокого уровня современного качества образования, где особую важность приобретает социальная адаптация учащихся как комплексная подготовка к жизненно важному выбору направления обучения, а в перспективе и будущей профессии, что определяет серьезное значение проводимой методической и психолого-педагогической профориентационной работы.

Образовательная деятельность осуществляется через реализацию образовательных программ по данным направлениям:

  • «Профориентация» - 8-9-е классы;
  • «Спецкурсы профориентационной направленности» - 8-9-е классы;
  • «Основы предпринимательства» - 9 класс.

Такой широкий спектр реализуемых учебных курсов с учетом фактора профориентационной направленности каждого курса и дает возможность применить на занятиях разные формы и методы работы, способствующие формированию представлений о наиболее востребованных в регионе профессиях и специальностях, а также учреждениях, которые ориентируют учащихся на соответствующие профили обучения.

Занимаясь интересующими именно их проблемами и вопросами, учащиеся приобретают необходимую мотивацию для получения и совершенствования, приобретенных ранее знаний, умений и навыков, которые смогут им пригодиться в дальнейшем при обучении в 10-11 классах профессиональной подготовке по 10 направлениям 5 дополнительным образовательным программам.

В процессе реализации программ профориентационное просвещение помогает:

  • осознать свои возможности;
  • понять свои сильные и слабые стороны, способности и возможности;
  • выбрать профессию, подходящую типу личности учащегося;
  • выбрать учебное заведение (колледж, ВУЗ).

Профессиональная ориентация - это следствие личностного самоопределения. Уникальный шанс погрузиться в совершенно новый мир самоопределения, раскрыть свой потенциал при выполнении разнообразных практических задач и в полной мере оценить себя на деле!

В систему профориентационной работы входит такое понятие как профессиональное самоопределение, так как выбор профессии и овладение ее как раз с этого и начинается. Потребность в профессиональном самоопределении является одним из важных психологических новообразований старшего школьного возраста.

Профессиональное самоопределение - это выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъекта выбора и соотнесениях с требованиями профессии и последующее формирование его как субъекта труда и профессионала [3].

Субъектом профессионального самоопределения выступает старшеклассник. Правильный выбор профессии должен определяться как сознанием, чувством долга, так и интересом, склонностями к данной профессии, и, разумеется, возможностями личности.

Процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности, самостоятельного решения - это кем стать, к какой социальной группе принадлежать и с кем работать?

Стратегия сопровождения выбора профессии направлена на содействие субъекту в формировании собственного ориентированного поля, на создание условий для самореализации. Сопровождение профессионального самоопределения может происходить на 3-х уровнях:

  • помощь в выборе профессии;
  • формирование личностных качеств, необходимых каждому специалисту (ответственность, творческий потенциал);
  • построение жизненной стратегии, в основе которой лежит стремление к саморазвитию, активная жизненная позиция.

Проблема выбора профессии связана с тем, что многие старшеклассники не знают содержания профессии, не понимают, чем занимается специалист, каков характер и условия труда в конкретной профессии, не всегда адекватно оценивают свои возможности и профессиональные склонности.

Что нужно знать самому учащемуся и как помочь сделать правильный выбор профессии?

На этот вопрос дает ответ известный ученый Евгений Александрович Климов который считает, что основным фактором является понимание процесса формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и выделяет три основных составляющих выбора профессии:

в отдельных файлах форматов JPG или GIF Рис. 1.

ХОЧУ -

МОГУ -

НАДО - БУДУ

Учет желаний личности:

  • интересы;
  • склонности.

Возможности личности:

  • способности;
  • уровень знаний;
  • психологические особенности личности;
  • состояние здоровья.

Мир профессий, учет потребностей рынка в кадрах. Ответственность за выбор ложится на самого учащегося

Основными факторами по оказанию помощи обучающимся в самоопределении являются:

  • рекомендации психолога, классного руководителя
  • характеристика профессии педагогами УПЦ;
  • востребованность профессии на рынке труда;
  • вакансии от центра занятости.

Сопровождение обучающихся на разных ступенях образования учитывает интересы всех потребителей результатов образовательной системы и опирается как на приоритеты социально-экономического развития Приднестровской Молдавской Республики, так на индивидуальные запросы и способности обучающихся.

Профессиональное консультирование происходит с использованием всех форм и функций: информационного, справочного, диагностического и прогностического консультирования, которое включает в себя:

  • изучение профессиональных интересов и склонностей;
  • выявление особенностей личности;
  • предоставление рекомендаций по сферам деятельности и направлению обучения.

В специфике работы по оказанию помощи в профессиональном консультировании важное значение имеет знание психологических закономерностей развития человека в профессиональном отношении на разных возрастных этапах и руководство его деятельностью в самоопределении на основе этих закономерностей. Мы рассматриваем 8-9-ти классников. В ожиданиях 9-ти классников по поводу: куда идти учиться после 9-го класса оказывается помощь психолога в выборе подготовительных курсов или профиля учебного учреждения. При более конкретном интересе к профессии оказывается помощь в самопознании.

Рис. 2.

Учащиеся
8-9 классов

Ожидания

Помощь психолога и преподавателей

Куда пойти учиться после 9 класса?

Профконсультационная помощь в выборе подготовительных курсов и профиля учебного учреждения

Более конкретный интерес к профессии

Помощь в самопознании (но без окончательной рекомендации о профнепригодности)

Интерес к профессиональным образовательным организациям

Большой акцент на ценностно-смысловые стороны профессионального труда

Выбор подготовительных курсов

Профинформационная работа: знакомство с особенностями профессий и учебных заведений региона

Интерес к своей профпригодности

Совпадение желание, склонностей, способностей

Сопровождение профессионального самоопределения учащихся на период обучения в УПЦ, расширяют профессиональные компетенции учащихся на занятиях через информационно-практическое направление, которое включает:

  • групповое и индивидуальное профконсультирование (анкетирование и профориентационное компьютерное тестирование);
  • профнаправленные лекции и беседы;
  • подготовку и проведение профориентационных мероприятий;
  • презентации образовательных учреждений и профессий;
  • тематические и комплексные экскурсии на предприятия и в учреждения города;
  • посещение учащимися Дней открытых дверей в СПО и ВУЗАх;
  • родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;
  • встречи с выпускниками школ и представителями различных профессий;
  • проведение мастер-классов, викторин, конкурсов;
  • вовлечение в самостоятельную творческую работу;
  • участие в ИОУ, в производственных проектах, во время заочных путешествий, практических работ, экскурсий на производство;
  • экскурс с применением дистанционных технологий;
  • проектирование индивидуально-образовательной траектории учащихся портфолио: «Карта индивидуального творческого маршрута».

С целью накопления информации разработаны портфолио» «Карта индивидуального творческого маршрута учащегося», где отображаются анкетные и тестовые данные, а также параметры учебного успеха, достижений учащегося на протяжении всего обучения в МОУ «УПЦ».

Работа с портфолио способна научить учащихся максимально использовать различные ресурсы в открытом образовательном пространстве для построения своего образовательного маршрута, создать в образовательном учреждении условия для его активности и творчества.

Полученные результаты обобщаются в индивидуальной профориентационной карте учащегося с целью выявления более полной картины профессионального самоопределения.

В карте отражены анкетные данные об учащихся, результаты диагностики, выводы и рекомендации психолога учреждения.

Аналитико-диагностическое направление ориентировано на:

  • дальнейшее построение индивидуального профессионально-образовательного маршрута в соответствии с личными особенностями, интересами и способностями в условиях регионального рынка труда;
  • выявление профессионально-образовательного потенциала обучающихся посредством психолого-профориентационного диагностического инструментария.

Все это предоставляет учащимся широкое поле возможностей разного уровня, расширение познаний о мире профессий через знакомство со справочной литературой, медиатекой и помогает выстроить этапы сопровождения профессионального самоопределения учащихся через:

  • самопознание;
  • коррекцию самооценки;
  • осмысление выбора;
  • осознание критериев (ориентиров) выбора;
  • осознание стратегии выбора;
  • построение жизненной перспективы.

Выделив главные этапы профессионального самоопределения старшеклассников в МОУ «УПЦ» и обозначив результаты деятельности нашего учреждения мы констатируем, что:

Организационно-подготовительный (ознакомительный этап) - Мир профессий», в поисках профессий - 8 класс.

На этом этапе происходит ознакомление с профессиями их классификациями и типами, интеграция учащихся во взрослую профессиональную жизнь.

Шаг 1 - изучение внутреннего мира подростка, изучение личностных особенностей с помощью диагностики, тренингов. Обучающиеся знакомятся с профессиями из Атласа новых профессий в живой интерактивной форме.

Шаг 2 - усиление практической направленности. Большое внимание уделяется выполнению итоговых проектов по специальным курсам. Происходит подробное знакомство с учебными заведениями и предприятиями региона;

  • в игре «Профнавигатор» подростки узнают больше о существующих профессиях и специальностях, «примерят их на себя», прорабатывают различные алгоритмы профессионального развития

Деятельностный (этап социальных проб) - «Билет в будущее», шаг в профессию, погружение в профессию - 9 класс направлен на:

  • изучение спроса востребованных профессий и ориентацию на требования регионального рынка труда;
  • всестороннее содействие профессиональному самоопределению учащихся, становления личности, ее обучение, воспитание и усвоение социальных норм и ценностей.

Итоговый (этап социальных практик) - («Профориентир Приднестровья», мониторинг самоопределения выпускников и социализация - 9-11-е классы.

На этом этапе учащиеся научатся оценивать перспективность той или иной профессии; узнают, какие надпрофессиональные навыки нужно развивать для успешной работы:

  • окунутся в новый мир самоопределения, раскрывая потенциал учащихся через увлекательную и захватывающую практику, позволяющую рассмотреть интересующую специальность с профессиональной точки зрения.

По итогам можно сделать вывод, что высокий процент социализации более 37 % выпускников указывает на прямую связь между приобретением профессиональных навыков в МОУ «УПЦ» и успешным освоением специальности, по которой работают в настоящее время.

Профориентационная консультация - неотъемлемая часть учебно-воспитательной работы, которая представляет собой систему психолого-педагогических мероприятий, направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения личности, сопровождения профессионального развития, формирование жизненных и профессиональных целей учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями и учетом потребностей рынка труда.

Подготовка молодого поколения XXI века к осознанному, обоснованному выбору профессии представляет задачу первостепенной, экономической, социальной и нравственной значимости. Это заставляет использовать современные технологии, новые разработки, инновационные методики [7].

Поэтому реализация нашего проекта поможет сформировать новые подходы к профориентационной работе, которые не ограничиваются поиском одной пригодной для человека профессии, а означают подбор определенных видов деятельности, позволяющих реализовать способности и стимулировать развитие личности.

Качество будущего специалиста во многом зависит от того, кто придет сегодня учиться в техникумы и колледжи, насколько осознанно абитуриенты выберут свой профессиональный путь. Задача учебно-профориентационного центра заключается в том, чтобы помочь обучающимся стать успешными в жизни.

Возникает необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки молодого поколения в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда региона.

Период выбора профессии приходится на старший подростковый возраст, основными признаками которого являются самоактуализация, принятие ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека. В связи с этим, проблема управления профессиональным самоопределением старшеклассников, психолого-педагогического сопровождения в процессе формирования адекватного выбора профессионального пути, а также потребностей общества становится в настоящее время особо актуальной.

Изучением проблемы профессионального самоопределения занимались многие ученые (Е.А.Климов, Н.С.Пряжников, О.Б.Ильина и многие другие ученые) и, поскольку она сложна и многоаспектна, они рассматривали ее с точки зрения психологии, педагогики, и других наук, изучающих человека. На помощь пришла профориентация, как отдельный предмет, введенный в курс предметов, изучаемых в школе [6].

Если профориентация помогает учащимся сориентироваться в мире профессий, то профдиагностика помогает сориентироваться в своём внутреннем мире - способностях, возможностях, целях, мотивах. Вместе два этих процесса выводят на понимание, какая профессия является для учащегося наиболее подходящей.

Профдиагностика - изучает характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья [1].

Цель профдиагностики:

  • определение склонностей, интересов учащихся;
  • определение профессиональных предпочтений;
  • определение личностных особенностей учащихся.

Структура деятельности психолога по реализации задач профориентации:

  • изучает профессиональные интересы и склонности учащихся;
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  • проводит занятия по профориентации учащихся;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей с учащимися; родителями по профессиональному самоопределению ребенка; помощь по запросу классным руководителям в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.

На специальных курсах профориентационной направленности «Познай себя», «Основы делового общения», - для 8 класса, «Я и профессия» «Профессия и карьера» - для 9- класса, учащиеся на основе самодиагностики анализируют особенности своей личности, интересы и склонности через диагностический комплекс, в который входят классические методики, дающие хороший результат; устанавливается соответствие личности ученика выбранной сфере профессиональной деятельности, корректируется профессиональный план и выстраивается индивидуальный профессиональный маршрут.

На занятиях применяются групповые и индивидуальные формы диагностики учащихся:

  • опросник Дж.Голланда помогает исследовать взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности;
  • личностный опросник Айзенка для изучения индивидуально-психологических особенностей и характерологических проявлений;
  • «Карта интересов» А.Е.Голомштока, опросник ДДО Е.А.Климова помогают выявить сферу познавательных и профессиональных интересов учащихся;
  • опросник склонностей Йовайши помогает выявить склонность к профессиональной деятельности и определить сферу деятельности, наиболее соответствующую предрасположенностям, увлечениям и навыкам учащегося;
  • Анкета «Мотивы выбора профессии» С.Гриншпуна помогает выявить ведущие мотивы профессиональной направленности. Используются и другие тесты, и опросники.

Полученные результаты вносятся учащимися в бланк индивидуальной профориентационной карты (профкарта).

Ведение профориентационной индивидуальной карты дает возможность проследить динамику развития интересов и склонностей, формирование профессиональной направленности личности.

Ученик получает рекомендации на основе полученных данных диагностики, выполнения соответствующих заданий, упражнений, профессиональных проб, индивидуальной работы с ним. Но выбор остается за учеником.

Предлагаем рассмотреть это на примере определенного класса и конкретной школы за 2021-2022 учебный год.

Полученные данные по каждому учащемуся заносятся в сводную таблицу класса.

Всего в классе: 28 учащихся. У всех представление сформировано, что составляет100%, т.е. все учащиеся определились с профессией и с выбором учебного заведения. Большинство учащихся планирует идти в 10-й класс и поступать в высшие учебные заведения после 11-го класса.

Исходя из классификации профессий по характеру и предмету труда Е.А.Климова предполагаемые сферы деятельности в классе распределились следующим образом: большинство учащихся предпочитают работу с людьми - 17 выборов; по 12 выборов получили: человек - техника и человек - художественный образ; 11- человек - природа; 7 выборов - человек - знаковая система.

В построенной диаграмме отображаются рекомендуемые профили учащимся. Например, рекомендован социально-гуманитарный профиль - 15 учащимся; 9 учащимся - инженерно-технический и т.д.

Итогом работы является проведение сравнительного анализа социализации выпускников 9-х классов с целью выявления соответствия выбора и рекомендации учащимся. Такой сравнительный анализ проводится ежегодно.

Можно сопоставить рекомендуемый профиль каждого учащегося с его реальным выбором и результат социализации.

Количество учащихся класса поступивших в СПО - 8 человек, это - 29 %, 20 учащихся поступили в 10-й класс, что составило - 71% от общего количества.

Выбор профиля совпал с рекомендуемым профилем обучения, что составило - 29 % (8 человек); 20 учащихся поступили в 10-й класс, это - 71%, когда они после окончания 11 класса поступят в вузы или учреждения СПО, будет проведен сравнительный анализ рекомендуемого профиля обучения и выбранного учащимися.

Таким образом, профдиагностика и профориентация помогают нашим учащимся в профессиональном определении, отвечая на множество вопросов, решая целый ряд проблем. Отсюда и новые векторы профессионального развития -это тесное переплетение работы и личных интересов в одно целое, в единый стиль жизни.

Профконсультирование и психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся 8-9-х классов направлено на повышение престижа рабочих профессий в нашей Республике и этому способствует организация и проведение различных мероприятий и акций.

Литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, Раритет - 2007.
  2. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев: Наукова думка, 2008.
  3. Журкина, А.Я. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах. - Книга для учителя/ А.Я.Журкина, С.Н.Чистякова. - Кемерово, КГУ 2006. - 183 с.
  4. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 235-336 с.
  5. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2006.
  6. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2006.
  7. Чистяков Н.Н., Захаров Ю.А., Новикова Т.Н., Белюк Л.В. Профессиональная ориентация молодежи. Учебное пособие. - Кемерово: КГУ, 2008.