Задачи.
- Подводить детей к составлению текста-повествования, побуждать разыгрывать ролевой диалог, рассуждать.
- Активизировать прилагательные. Формировать представление о словесном составе предложения.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Уточнять и закреплять правильное произношение свистящих звуков.
Материалы, инструменты, оборудование.
- Игрушки: кукла, коза, заяц, морковка, капуста, корзина.
- Картинки: заяц, замок, зонт, зебра, зеркало, забор, корзина, обезьяна.
- Наборное полотно.
Содержание образовательной деятельности. Воспитатель читает детям стихотворение Валентина Берестова «Коза»:
В дверь вошло животное
До того голодное:
Съело веник и метлу,
Съело коврик на полу,
Занавеску на окне
И картину на стене,
Со стола слизнуло справку
И опять пошло на травку.
Воспитатель спрашивает детей, что же это за голодное животное? Почему они так думают? Выслушивает догадки и рассуждения детей. При необходимости подсказывает, что у этого животного есть рога и борода, оно дает молоко, его нельзя пускать в огород. Воспитатель демонстрирует игрушку-козу, словесно описывает ee:
- Это коза. Вспомните, что любит есть коза? (Травку, капусту, морковку)
- Кто еще любит забегать в огород полакомиться капустой и мор-ковкой? (Заяц)
Воспитатель демонстрирует игрушку-зайца, описывает его, привлекая к этому и детей. Затем педагог достает куклу Зину с корзиной.
Рассказывает и разыгрывает историю с этими игрушками: «Это кукла Зина. У Зины - огород. Растут в огороде капуста и морковь. Как-то раз пришла Зина в огород и обнаружила там зайку и козу.
- Здравствуй, зайка!
- Здравствуй, коза!
- Здравствуй, Зина!
- Приходите ко мне в гости, угощу вас салатом из овощей.
- А будет там сочный капустный лист? - спросила коза.
- А будет там хрустящая морковка? - спросил заяц.
- Будет вам и морковка, и капуста, - ответила Зина.
Очень понравился зверюшкам салат из морковки с капустой. Зайка и козочка сказали: «Спасибо, Зина. До свиданья».
Педагог спрашивает у детей, понравилась ли им эта история, кто хочет сам ее рассказать и показать. Выслушивает желающих. Воспитатель дает возможность детям самостоятельно разыграть ролевой диалог без подсказок. Важно, чтобы ребенок самостоятельно связать 2-3 предложения.
Затем дети встают в круг, передают друг другу корзинку и повторяют за педагогом скороговорку: «У куклы Зины в корзинке картинки».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, которые принесла в корзине Зина. Названную картинку выставляют на наборное полотно. Картинки: заяц, замок, зонт, забор, зебра, зеркало, корзина, обезьяна. Дети хором называют картинки, интонационно выделяя звуки «3», «3ь».
Далее воспитатель организует игру на внимание: «Если услышите в названии картинки звук «З» - хлопните в ладоши, если звук «Зь» - поднесите палец ко рту», - говорит воспитатель. Называются вразбивку слова-названия картинок. Слова повторяются 2-3 раза.
В завершение организуется игра «Живые слова». Дети, которым присвоили слова, встают в соответствующем порядке и «составляют» предложения:
ЗАЯЦ БАРАБАНИТ.
БАРАБАНИТ ЗАЯЦ.
БАРАБАНИТ ЗАЯЦ ЛОВКО.
Ребенку, который обозначает слово «заяц» можно дать в руки игрушку зайца.
Далее педагог читает стихотворение Валентина Берестова «Заяц-барабанщик»:
За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
- Барабанить не стану!
Нет настроения.
Нет обстановки.
Нет подготовки.
Не вижу морковки.
Затем дети «угощают» зайца морковкой, он барабанит, а дети хлопают в ладоши в такт.