О некоторых методах и формах работы с детьми в дополнительном образовании (студия "Фортепиано")

Разделы: Музыка, Патриотическое воспитание, Дополнительное образование, Профессия — педагог

Ключевые слова: фортепиано


Я начала учить детей игре на фортепиано пятьдесят лет назад. С тех пор я продолжаю учиться у моих учеников. Почему? Потому что за это время дети очень изменились, так же как и мы с вами. У них появились новые интересы, новые возможности, интернет ресурсы. Поэтому они сами показывают, что им интересно, а к чему еще надо «подобрать ключик».

Не секрет, все дети приходят в студию фортепиано, чтобы сразу играть. Они еще не знают, что надо пройти изучение нотной грамоты, ритмические фигуры, познакомиться с фортепианным репертуаром, упражнениями и т.д. Первое, что я говорю детям «Музыка - это язык». Спрашиваю: «Тебе интересно слушать рассказ на чужом языке?». «Нет». Так и в музыке. «А как это?». Есть три ноты: ми-ре-до. Вместе говорим: «Я иду в школу», «Я иду в школу», «Я иду в школу». Вот и первое понятие музыкальной фразы.

Объясняю, что такое секвенция (Например, три ноты: ми-ре-до, ре-до-си, до-си-ля и т.д.). Часто ребенок начинает мне предлагать другие варианты секвенции. Не мешаю, прошу задавать любые вопросы, за которые никогда не ругаю, даже если нелепые. Даю задание домой: сочинить похожую секвенцию. Использую и парные ,групповые формы работы. На уроке первый ученик играет домашнее задание, а второй сразу: «А можно я тоже попробую?»

Учитель: «Конечно. Только проверять тебя будет твой товарищ». Потом меняю учеников местами. Какой восторг у детей! Ведь замечать ошибки у других -это так увлекательно для учеников.

Другое упражнение: играю короткую мелодию и прошу учеников ее закончить, тоже коротко, но сначала - веселый конец, потом-грустный. Причем, несколько вариантов. А теперь назови самостоятельно свои сочинения. Первое обращение к характеру музыки, ее настроению, развиваем образное мышление. Пользуюсь наглядным материалом из приложений к рабочим программам, в том числе интернет-ресурсам. Хотя все это выросло, безусловно, из прекрасного опыта великих педагогов. Незаметно начинаю называть интервалы в мелодии: «Вот ты сыграл ми-до, следующая терция ре-си, а теперь продолжай сам и называй терции. К следующему уроку запиши три-пять коротких мелодий в нотной тетради. Есть три ноты: ми-ре-до. Вместе говорим: «Я иду в школу», «Я иду в школу», «Я иду в школу». Вот и незаметно составили музыкальную фразу. Похожее задание домой. А на следующем уроке: «А можно я сыграю то, что сочинил сам?» - «Конечно». Вот она-импровизация! И ученик просто требует, чтобы я показала, как ее улучшить. Вот мы и подошли к ритму. Через несколько уроков ученик приносит свое сочинение в тетради: «Сам захотел!». Конечно, ошибки есть. А где ошибки, там и вопросы. Как я их люблю. Это и есть момент объяснения нового материала, а ученик этого и не заметил.

Однажды ко мне в класс пришел семиклассник Андрей - «Хочу играть».

Понимаю, что начинать с ним разбирать ноты - это убить интерес. Четырнадцать лет - возраст непростой. Да и пьеса «Петушок» ему не интересна. Начинаю совсем с другой стороны. Учу подбирать любимые мелодии. Обнаруживаю прекрасные слух и память. - «Хочу выучить эту песню». - «Хорошо». Не называю ноты, прошу сыграть мелодию любимой песни. Помогаю. Подбираем к ней аккорд, пока один, потом знакомлю с аккомпанементом, с более углубленным знанием музыкальной грамоты и гармонии.

Показателен мой опыт в изучении английского языка. Мы были студентами и очень дружили с педагогом, прибегали и с чувством хотели рассказать наши новости.

Учитель - «Пожалуйста по-английски, помогу». Примерно так происходит у меня на уроке. Заранее, как бы случайно прошу следующего ученика прийти на 15 минут раньше.

Ученик: «А у меня тоже есть любимая мелодия». Прошу первого ученика показать второму, как ее подобрать, то есть я начинаю не с сухих упражнений и заданий учить ноты. Эта, так сказать, «неприятность» появляется у ученика позже. И при этом я показываю уже по просьбе ученика что надо выучить, чтобы сыграть, выступить в концерте. И вот уже сами дети приносят ноты, просят помочь разобрать. От развития инициативы, от желания и интереса - к навыкам нотной грамоты. Для того, чтобы рассказать обо всех методах, упражнениях не хватит и часа. Разнообразию нет конца.

Например, скоро выяснилось, что у моего ученика Андрея есть брат-близнец, который учится играть на электрогитаре. Чтобы объединить братьев в ансамблевой игре (это уже воспитательный аспект), я предлагаю добавить электрогитару к фортепиано. Для концертного номера. «Ensemble» (французский) означает «вместе». Так родился дуэт фортепиано и гитары. Да, мне пришлось составить индивидуальный репертуарный план для этого дуэта, выделить время для внеурочной работы, научить навыкам импровизации и композиции.

В настоящее время очевидна тенденция к обучению как к воспитанию, то есть воспитывающий аспект образования возрастает и в дополнительном образовании. Музыка всегда признавалась важным средством формирования личностных качеств и духовного мира детей. «Обучить детей искусству очень трудно» - пишет Д.Б.Кабалевский в одной из своих статей о музыкальном воспитании. «Основная трудность здесь заключается в том, что по-настоящему научить ребят чему-нибудь в искусстве невозможно, если не увлечь их этим искусством эмоционально». (Д.Б.Кабалевский). Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку одна из важнейших способностей. Успех музыкального развития детей, безусловно, зависит от методов и форм обучения, что составляет содержание музыкального воспитания.