Выявление и поддержка способностей и талантов у обучающихся начальной школы через систему внеурочной деятельности

Разделы: Внеклассная работа, Инклюзивное образование

Ключевые слова: одаренные дети


Каждый человек рождается с богатыми творческими способностями. Все маленькие дети - прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы творческие порывы можно убить при неумелом их развитии, при отсутствии грамотного управления ими, а также при отсутствии условий для реализации творческого потенциала обучающихся.

Одаренные дети - это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние страны. Обладая высокими способностями, они в скором времени во многом будут определять содержание и темпы социального и экономического прогресса, займут ключевые позиции в экономике.

Как сделать так, чтобы талант имел возможность развиваться?

Задача выявления и обучения талантливой молодежи приоритетна в современном образовании. В нашей школе создана и действует своя система поддержки талантливых детей в самореализации их творческой направленности, о которой хотелось бы сказать подробнее.

В школе разработана и реализуется программа «Одаренные дети», основными направлениями которой являются следующие формы:

  • творческие и научно-исследовательские проекты;
  • научно-практические конференции;
  • участие в школьных и районных художественных выставках, и выставках прикладного творчества;
  • участие в межрегиональных, областных, районных конкурсах;
  • школьные олимпиады,
  • интеллектуальные игры;
  • индивидуальная работа с учащимися;
  • занятия в кружках;
  • внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность - это занятия педагогов с детьми в школе, которые отличаются от учебной программы. Это могут быть кружки, секции, экскурсии, соревнования, исследования. Это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, она помогает формировать учебную мотивацию, способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учеников. Внеурочная деятельность организуется в 1-11 классах ОУ, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2014 года. Содержание занятий внеурочной деятельностью формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). При организации ВУД приоритетными задачами являются - изучение и реализация потребностей детей в дополнительном образовании, разнообразить виды творческой деятельности для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей школьников в объединениях различной направленности.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое обще­ние);
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;
  9. туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:

  • спортивно-оздоровительное,
  • художественно-эстетическое,
  • научно-познавательное,
  • военно-патриотическое,
  • общественно полезная и проектная деятельность.

Примерный перечень форм внеурочной деятельности по направлениям.

Спортивно-оздоровительное (Спортивный клуб, кружок шахматистов): занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, спортивные турниры, олимпиады, праздники, классные часы, спортивные и оздоровительные акции в окружающем школу социуме; туристические походы; военно-спортивные игры.

Социальное направление участие в праздниках чествования ветеранов, пожилых людей; социально значимые акции в социуме; разработка проектов социально значимой деятельности «Я - гражданин России»; коллективные творческие дела; тимуровское движение; трудовые десанты, социально - моделирующие игры.

Духовно-нравственное направление: этические беседы, тематические диспуты, благотворительные акции в социуме; туристические походы, экскурсии (очные и заочные), работа школьных музеев; праздники; поисково-краеведческие экспедиции.

Общеинтеллектуальное направление: предметные факультативы, олимпиады, исследовательская деятельность, школьные научные общества, конференции, общественный смотр знаний, чествование лучших учеников, интеллектуальные марафоны и др.

Общекультурное направление: культпоходы в театры, кино (с последующим анализом), концерты, выставки, смотры-конкурсы, досугово-развлекательные акции в социуме, фестивали искусств, занятия в коллективах художественной самодеятельности.

В соответствии с реализуемой в школе программой «Одаренные дети» разработан диагностический инструментарий для выявления интересов, способностей детей в период обучения в начальной школе, сложилась стойкая система мониторинга одаренности детей. Педагоги школы совместно с педагогом-психологом, социальным педагогом используют различные методики диагностирования: «Карта интересов», «Характеристика ученика», «Карта одаренности» и др., разработаны анкеты для детей, родителей, специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей. Создан банк данных по талантливым и одаренным детям, ведется анализ особых успехов и достижений ученика с самого раннего возраста. Чтобы в полной мере раскрыть и оценить ребенка, в школе введено портфолио. С самого начала обучения школьник получает возможность накапливать свои достижения, тем самым проблема раскрытия потаенных способностей, таланта отпадает сама собой. Кроме того, выпускник получает портфолио, которое может предъявить при поступлении в ВУЗ.

По содержанию программы для обучающихся начальных классов реализуются следующие кружки:

  • «Мой родной край»,
  • «Тайны истории»,
  • «История моего улуса»,
  • школьный театр,
  • «Ритмика и танцы»,
  • кружок шахматистов «Шах и мат»,
  • спортивный клуб,
  • фольклорный кружок «Утум»,
  • «МультиMaker»,
  • «Орлята России»,
  • вокальный кружок «Кулумчээнэ»,
  • «Легоконструирование»,
  • «Я познаю мир»,
  • «Каллиграф и Я»,
  • «Юный художник».

Проводя данную работу, с каждым годом мы раскрываем все больше и больше творческих детей. Ученики нашей школы всегда принимают участие и занимают призовые места в различных кустовых, улусных, республиканских, российских и международных конкурсах.

Так, как я являюсь учителем начальных классов, я все свои кружки стараюсь делать интересными, увлекательными и разносторонними используя подвижные разминки, игры, формы и методы. Самым важным результатом для меня является то, что обучающиеся в старших классах продолжают заниматься той деятельностью, которую мы начали с ним в начальных классах и выбирают профессию, связанную с этой деятельностью.

С 2012 года по 2018 год я занимала должность зам. директора по ВР. За период работы мы с коллективом школы усердно начали работу над программой «Одаренные дети» и благодаря правильно выбранным направлениям ВУД, некоторые выпускники до сих пор занимаются любимым делом. В программе отличительные результаты показали спортивный клуб, кружок шахматистов «шах и Мат», кружок ритмики и танца и фольклорный кружок «Утум». Дети спортивного клуба являются членами сборной команды улуса и республики по волейболу. Участники фольклорного кружка «Утум» и танцевального кружка хорошо учатся в Колледже культуры и искусства. Дети шахматисты и шашисты во взрослой жизни всегда участвуют в соревнованиях по шашкам и шахматам за свой улус, село, школу и семью.

С 2019 года по программе преемственности с сельской библиотекой занимаемся с детьми начальных классов в кружке «МультиMaker». Кружок создан для создания условий формирования у обучающихся, навыков создания короткометражных рисованных, пластилиновых объемных мультфильмов по произведениям писателей нашего села и Республики Саха (Якутия). В наше время овладение навыками информационной технологии стоит на первом месте. Мы являемся участниками и победителями II Республиканского творческого конкурса «Волшебство пластилина», VI Республиканского детского мультипликационного фестиваля «Чудеса кино», Республиканского мультипликационного конкурса «Мир пластилина», VI Республиканский НПК «Методика преподавания якутского языка в условиях ФГОС начального общего образования» посвященная 100-летию Игнатия Ивановича Каратаева и «Году педагога и наставника».

Вместе с детьми «оживляем» сказки, пословицы и загадки для демонстрации на уроках.

Каждый год участвуем в НПК. Так как отдельного кружка для подготовки учащихся в НПК нет, мы работаем с детьми по принципу « В труде рождаются герои». Очень долгое время ищем проблемную тему, у детей очень масса идей, вопросов и поэтому, стараемся охватить несколько проблем вместе в одном докладе.

Одной из приоритетных задач нашей программы явяляется создание условий для работы с детьми ОВЗ.

С начала своей педагогической деятельности я работаю с детьми ОВЗ с различными диагнозами здоровья. У детей с ОВЗ есть свой уникальный дар - притягивать людей к себе, открывать свои детские чувства и восприятия, с ними в кружках хочется играть, веселиться, открывать новое и раскрываться как никому. В учебной и внеурочной деятельности все вертится вокруг творчества и красоты.

Первая моя ученица обучалась в домашних условиях дома. Она любила уроки изобразительного искусства, технологии. Поэтому все уроки проводились, опираясь на предметы изобразительное искусство и технология. По рекомендации ПМПК переехав в город Якутск, сначала окончила коррекционную школу, а потом Республиканский техникум-интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов по специальности «Портной», работала портным в трендовом ателье «Хотой».

Моя вторая ученица с ОВЗ училась вместе с детьми в школе. Очень любила рисовать, посещала кружок «Юный художник», участник и призер различных изобразительных конкурсов. В данное время учится в другой школе, продолжает усердно заниматься в художественных кружках. Участник WorldSkills Russia по направлению «Поварское дело». В будущем хочет стать кондитером.

В данное время уже второй год обучается в моем классе ребенок с ОВЗ, с которым мы развиваем вместе свои творческие таланты. Участвуем в творческих конкурсах, НПК, создаем короткометражные ролики, мультфильмы, играем в якутские настольные игры во время внеурочной деятельности. В будущем хочет стать мастером маникюра.

Хочется подчеркнуть важное условие для развития одаренности у детей с ОВЗ - личностные особенности самого ребенка - его самоотношение и самоуважение, вера в свои возможности, готовность к преодолению трудностей, воля и оптимизм. Проблема состоит в том, что сами условия жизни детей с ОВЗ провоцируют развитие прямо противоположных личностных качеств. Именно поэтому необходимо психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ, активная заинтересованная позиция социального окружения, создание возможностей самореализации в творчестве, познании.

Все вышеизложенное не просто отдельные задачи, которые решает школа, а система, которая выполняет огромную функцию по выявлению и поддержанию талантов у детей. Эта система складывалась и отрабатывалась годами, и работает каждый день на пользу, в первую очередь, обучающихся. Вот почему важнейшее значение имеет организация процесса внеурочной деятельности, который стимулирует у учащихся доминирующую установку на саморазвитие, самосовершенствование, самоактуализацию и вселяет веру в собственные силы.

В завершение хочу сказать, что, раскрытие и помощь талантливым детям - это всё-таки сначала увлеченная работа учителей, тех, которые видят детей каждый день, которые всегда могут, не смотря ни на какую загруженность, уловить искру таланта в ребёнке и сделать так, чтобы эта искра не угасла.

Поэтому я хочу закончить своё выступление словами В.А.Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». Такими мастерами, конечно, являются педагоги-наставники, а инструментами - наши ученики. И, думаю, что вы согласитесь со мной: благодаря мастерству учителя возможно гармоничное развитие личности каждого ребенка.

Библиографический список

  1. Научно-методический журнал «Наша новая школа»/учредитель ГАОУ ДПО ВО ВИРО. - 2019. - № 4(48). - Владимир: ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2019. - 75 с. - ISSN 2224-6835.
  2. Яворская А.М. Выявление и поддержка способностей и талантов у обучающихся через систему внеурочной деятельности / Яворская А.М. - Текст: электронный//Инфоурок:[сайт]. - Смоленск. - URL: https://infourok.ru/