Программное содержание:
- продолжать учить детей понимать содержание и значение малых фольклорных форм, уточнить представления о жанровых особенностях закличек, пословиц, поговорок, потешек, загадок, колыбельных;
- познакомить с пестушками;
- способствовать развитию образной речи детей средствами малых форм фольклора;
- совершенствовать и активизировать словарь детей;
- развивать память и логическое мышление;
- формировать связную монологическую речь и коммуникативные умения;
- воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Предварительная работа: Знакомство в группе с малыми фольклорными формами в рамках образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи, разучивание закличек, пословиц, поговорок, потешек, загадок, колыбельных с детьми.
Оборудование: Уголок в музыкальном зале, оформленный под деревенскую избу с соответствующими атрибутами.
Словарная работа: Пестушки, пестовать, гуление, люлька
Приветствие
Ребята с воспитателем входят в русскую избу (стилизация).
Воспитатель:
«Эй, ребята, подходите,
на меня все посмотрите,
я сегодня не проста,
а загадочно ярка!
Превратилась я в бабушку,
бабушку-загадушку!
Воспитатель: А скажите мне, ребята, какое сейчас время года?
Дети: Зима!
Воспитатель: Шли вы сегодня в сад, наблюдали, любовались погодой зимней, природой сказочной… Зима - это мороз, это снег, это Новый год.А давайте обратимся к Зиме и попросим ее о погоде морозной.Попросим, чтобы снега много принесла, чтобы праздник Новый год нам весело встретить и отпраздновать!
С чем мы обратимся? Как будет называться наша просьба?
Дети: Закличка.
/Воспитатель несколько раз детьми повторяет закличку/
Ты зима, зима, зима,
Принеси свои снега,
Будем мы в снежки играть,
Новый год с тобой встречать.
Воспитатель: На Руси издавна в народе наблюдали за природой, за погодой, за жизнью народа. Наблюдали, подмечали, мудрые фразы слагали, придумывали, друг другу говорили.
Мудрость такая поговоркой зовётся. Какие поговорки о зиме мы знаем?
Зима - не лето, в шубу одета.
Береги нос в большой мороз!
Мороз не велик, да стоять не велит.
У зимы два друга - мороз да вьюга.
Воспитатель: Ребята, в кого я сегодня превратилась? (ответы детей)
Правильно, в бабушку-загадушку!
Как вы думаете, что я люблю делать? Правильно, загадывать загадки!
А что такое загадка?
Загадка - это такой короткий рассказ, в котором сам предмет не называется, а только описывается.
Уж, коли о зиме заговорили, и загадки мои про зиму будут!
Отгадаете мои загадки?
1.
Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек -
Их укрыл пушистый... (снег)
2.
С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой... (снежинки)
Воспитатель: А что это всё я вас развлекаю? Вы тоже ведь загадки-то знаете.
Ребёнок:
1.
По сугробам возле речки
Едут длинные дощечки,
Ищут горочки повыше.
Назови дощечки! (Лыжи)
Ребёнок:
2.
Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку
Глаза - угольки,
Губы - сучки.
Холодный, большой,
Кто я такой? (Снеговик)
3.
Кто все ночи напролет
Песни снежные поет?
Ветру - зимняя подруга,
Наметет сугробы... (вьюга)
Воспитатель:
Ай, да молодцы, ребятки!
Зиму позвали, загадки отгадали!
Небось, поди, устали?
Эй, народ, веселей!
Поиграть беги скорей:Раз, два, три, четыре, пять -
Все бегите в круг вставать!
Поиграем, порезвимся
И со скукой мы простимся!
Для игры нам нужен ведущий. Кто же будет ведущим? Кто будет водить? Все хотят? А как нам честно выбрать ведущего?
Чтобы нам игру начать, надо будет посчитать!
Давайте, ребята, вспомним считалки. Кто готов?
Воспитатель: «Раз, два, три, четыре, пять - кто же будет начинать?»
/Две - три считалки называют дети/
Раз, два, три, четыре, пять,
мы собрались поиграть,
к нам сорока прилетела,
и тебе водить велела…Белки зайцев угощали,
Им морковку подавали,
Все орешки сами съели,
А тебе водить велели!Я пойду куплю дуду,
Я по улице пойду,
громче, дудочка, дуди,
Мы играем, ты води!
Русская народная подвижная игра «Снежная баба»
Ход игры: выбирается «Снежная баба». Она садится на корточки в конце площадки. Дети идут к ней, притоптывая, приговаривая:
Баба Снежная стоит,
Утром дремлет, днями спит.
Вечерами тихо ждет,
Ночью всех пугать идет.
На эти слова «Снежная баба» просыпается и ловит детей. Кого поймает, тот становится «Снежной бабой».
Звучит фонограмма - плач младенца
Далее действие происходит вокруг люльки (колыбели)
Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что я в избе-то не одна? Так вы громко играли, что внученьку мою разбудили…
Ты, Дуняшечка, не плачь,
Я куплю тебе калач,
На шею повешу,
А потом утешу.
Звучит фонограмма - гуление младенца
Воспитатель:
Потягушки, потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся,
вот уже растем-растем,
Вот как выросли!Щёчки, сладенькие щёчки,
Нежные, как лепесточки,
Щёчка раз и щечка два,
Целовать давно пора
С чем я обратилась к своей внученьке, чем я ее успокоила, развлекла? (ответы детей). Я успокаивала, нянчила малыша и рассказывала ей небольшие стишки, чтобы малышка росла здоровой, крепкой. Говорила я ласково, нежно, нараспев. И под эти слова я выполняла движения: гладила, поднимала ручки, ножки. Такие стишки называются ПЕСТУШКИ. От слова «пестовать» - лелеять, забавлять, нянчить. Так и растёт малыш: сначала пестушки, потом потешки, прибаутки да песенки, пословицы.
Воспитатель: Успокоился малыш, мала моя внучка, спать хочет! Поможете мне Дуняшу спать уложить? А как поможете?
Дети: Споем колыбельную песню!
Воспитатель: Что это за песенки? Для чего они нужны?
Громкие или тихие колыбельные песни? Быстрые или медленные? Почему?
Пели ли вам колыбельные? Какие колыбельные вы знаете?
Дети качают младенца, передавая друг другу, напевая колыбельную.
«Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…», «Котя-котенька-коток…»
Воспитатель:
Спи, дитя, до вечера-
Тебе делать нечего.
Придёт времечко-пора,
Разбужу тебя тогда.
Воспитатель: Уснул малыш под ваши колыбельные!Да и вам пора расходиться со двора!
В гостях хорошо, а дома лучше!
Подведение итогов, рефлексия
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами путешествовали по устному народному творчеству. Вспомнили заклички, поговорки, считалки, загадки, игры, хороводы. А кто, скажите, это сочинил? (народ). И называются они поэтому… (народными)
Что вам больше всего понравилось?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы сегодня отгадывали загадки, закличку произносили, а еще понравилось, как вы пели колыбельные песенки. Есть ещё мирилки, дразнилки, небылицы, игры всякие-разные, с которыми мы с вами обязательно познакомимся и разучим их.
Народное творчество полно мудрости и доброты.
Напоследок я скажу: «Чтобы жить с друзьями дружно, обижать друзей не нужно!» Вот такая мудрость народная!
Молодцы, ребята!
Ко мне подходите, бараночки берите!