Развитие социально-эмоционального интеллекта младшего школьника

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: младшие школьники


В младшем школьном возрасте продолжает развиваться эмоциональный интеллект. У детей активно развивается понимание психического мира другого человека, более сложных внутренних состояний, таких как мысли, убеждения, представления и знания и это позволяет делать им более глубокие оценки человеческих поступков.

Качество усвоения учебного материала - одна из главных задач начального образования. Повысить качество только за счёт усовершенствования самого процесса передачи знаний невозможно, нужна планомерная и целенаправленная работа по развитию эмоциональной сферы младших школьников.

Положительные эмоции улучшают запоминание, ускоряют мыслительные процессы, стимулируют воображение, помогают быть адекватными, взаимодействуя с другими людьми. Положительные эмоции укрепляют здоровье - а это основа физического, умственного и социального благополучия.

Мы развиваем социально-эмоциональный интеллект на групповых занятиях, на отдельных классных часах. При проведении занятий ставятся задачи, такие как:

  • Развивать представление обучающихся об эмоциональной сфере;
  • Обучать младших школьников пониманию и прогнозированию своих эмоций и эмоций других людей;
  • Знакомство детей с приёмами управления своими эмоциями;
  • Способствовать разитию эмпатии, сотрудничеству с одноклассниками.

В начале и завершении учебного года педагог-психолог проводит оценку развиваемых компетенций. В стандартном бланке оцениваются коммуникативные и социальные компетенции обучающихся. Каждой компетенции выделено от 2-х до 5 критериев для наблюдения, которое проводит педагог. Результаты заносятся в таблицу отдельно по каждой компетенции. Оценка обучающегося проводится по 10-балльной шкале, которая соответствует 3-м уровням:

  • I уровень (1-3 б.) - ученик не пытается проявлять оцениваемый навык/пытается, но ничего не получается;
  • II уровень (4-7 б.) - нерегулярно применяет оцениваемый навык/показывает средний (нерегулярный) результат;
  • III уровень (8-10 б.) - регулярно применяет оцениваемый навык/показывает высокий (регулярный) результат.

Компетенции

Критерии

I. Восприятие и понимание причин эмоций

1. Идентификация эмоций

1. Идентификация эмоций по вербальным и паравербальным признакам;
2. Идентификация эмоций в произведениях искусства;
3. Понимание и использование эмоционального и ментального словаря.

2. Выражение эмоций

1. Выражение эмоций через мимику и пантамимику;
2. Вербальное и паравербальное выражение эмоций;
3. Выражение эмоций в творчестве.

3. Понимание причин эмоций

1. Понимание ситуативной обусловленности эмоций;
2. Понимание индивидуальных различий в причинах и выражении эмоций (учитывает это в своём поведении).

II. Эмоциональная регуляция

4. Понимание эмоциональной обусловленности поведения

1. Понимание того, что эмоции могут влиять на поведение.

5. Владение элементарными навыками саморегуляции

1. Ребенок может определить своё эмоциональное состояние и его интенсивность. Описать ситуацию, ставшую причиной проявления эмоций. Знает несколько способов саморегуляции.

III. Социальное взаимодействие

6. Коммуникативная компетентность

1. Установление и поддержание взаимодействия;
2. Понимание и социальное прогнозирование;
3. Эмпатия. Эмоциональная поддержка и взаимопомощь;
4. Работа в команде, умение договариваться;
5. Поведение в конфликтной ситуации.

7. Социальная компетентность

1. Следование формальным правилам поведения (приветствие, прощание, извинения);
2. Принятие многообразия. Ребенок уважительно относится к многообразию людей, у всех могут быть различные интересы, предпочтения.

Для отслеживания динамики развития социально-эмоционального интеллекта психолог использует диагностический инструментарий:

1. Методика «Лесенка», авт. В.Г.Щур. Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, своё здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе, в семье и т.д. Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Нужно определить своё место на лестнице ума, здоровья, красоты и т.д.

2. Методика «Волшебная страна чувств», авт. Т.Грабенко, Т.Зинкевич-Евстигнеева, Д.Фролов.

Цель: Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального состояния ребенка.

Задачи:

  1. Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями;
  2. Развивать у детей способность к рефлексии;
  3. Развивать у детей навыки самоконтроля

3. Проективный тест межличностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики», авт. О.А.Орехова. Эта методика легка в обработке, валидная и информативная. Я использую автоматизированный вариант. Сегодня я подробно расскажу о ней.

Для проведения методики необходимы материалы: лист ответов, 8 цветных карандашей(синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, чёрный).

Процедура состоит из 3-х заданий по раскрашиванию и занимает от 20 до 30 мин.

Инструкция

Задание №1. Это дорожка из 8 прямоугольников. Нужно выбрать карандаш, который вам приятен больше всего и, раскрасить первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите в сторону. И т.д.

Задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который, по-вашему, подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит и цвет может быть похожим.

Чувства:

  • №1 - счастье,
  • №2 - горе,
  • №3 - справедливость,
  • №4 - обида,
  • №5 - дружба,
  • №6 - ссора,
  • №7 - доброта,
  • №8 - злоба,
  • №9 - скука,
  • №10 - восхищение.

Если слово непонятно, объясняем, используя предикаты и наречия.

Задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них особенные. В первом домике живёт твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

Обозначение домиков

  • №1 - цвет, который тебе нравится;
  • №2 - твоё настроение, когда ты идёшь в школу;
  • №3 - твоё настроение, на уроке чтения;
  • №4 - твоё настроение на уроке письма;
  • №5 - твоё настроение на уроке математики;
  • №6 - твоё настроение, когда ты разговариваешь с учителем;
  • №7 - твоё настроение; когда ты общаешься со своими одноклассниками;
  • №8 - твоё настроение; когда ты находишься дома;
  • № 9 - твоё настроение; когда ты делаешь уроки;
  • №10 - придумай, кто живёт и что делает в этом последнем домике.

Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живёт и что делает (делаю пометку на ответном листе).

Эта методика даёт психотерапевтический эффект, который достигается использованием цвета, т.е. возможность отреагирования негативных и позитивных эмоций. Кроме того, эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

При обработке можно видеть, какие эмоции преобладают. Рассчитывается суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО).

СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка.

СО

Интерпретация

Более 20

Преобладание отрицательных эмоций (у ребенка доминирует плохое настроение и неприятные переживания). Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.

10-18

Эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

Менее 10

Преобладание положительных эмоций. Ребёнок весел, счастлив, настроен оптимистично.

Задания №2 и №3 расшифровывают эмоциональную сферу ребёнка (если это 1 класс, то можно увидеть проблемы в адаптации).

Задания №2 - сфера социальных эмоций. Здесь оценивается степень дифференциации социальных эмоций. В норме позитивные чувства раскрашиваются основными цветами, негативные - чёрным и коричневым.

Слабая или недостаточная дифференциация цветов указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:

  • «счастье - горе» - блок базового комфорта,
  • «справедливость - обида» - блок личностного роста,
  • «дружба - ссора» - блок межличностного взаимодействия,
  • «доброта - злоба» - блок потенциальной агрессии,
  • «скука - восхищение» - блок познания.

Задание №1 - актуальность переживания ребёнком того или иного чувства.

В задание №3 - отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам.

По тесту мы можем увидеть цепочки ассоциаций, эмоциональное отношение ребенка к школе.

Также мы можем увидеть, насколько ребенок психологически благополучен или неблагополучен. Данную методику применяем в начальной школе в 1-4 классах, как при групповой диагностике, так и индивидуально.

Полученные данные о тревожных моментах доводим до учителя. Получая данную информацию, учитель учитывает её в своей развивающей работе с детьми.

О том, какие приёмы и методы используют в своей работе с детьми по развитию социально-эмоционального интеллекта, вам расскажут наши уважаемые учителя.