Проект «Игровой час для дошкольников. Сюжетно-ролевая игра "Путешествие на подводной лодке"» для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: Сюжетно-ролевая игра, старшие дошкольники


Цель игрового часа: Формирование умения комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет, отражать в игре яркие впечатления, полученные от ознакомления с окружающей действительностью.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Расширение представлений об окружающем мире через ознакомление с морскими понятиями, представление о подводной лодке, морских профессиях.
  • Закрепление знаний о морских путешествиях, растительном и животном мире морей, о правилах поведения за столом и в общественных местах.
  • Формировать умение творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов одним содержанием, используя накопленный личный опыт.

Развивающие задачи:

  • развивать память, воображение, творческие способности, интерес и желание познавать новое.
  • развивать активное речевое общение и ролевое взаимодействие, расширять и обогащать словесный запас, связную монологическую и диалогическую речь.
  • развивать умение принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с общим игровым замыслом.
  • развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
  • развивать умение самостоятельно готовить обстановку для игры: подбирать предметы, атрибуты, выбирать удобное место, использовать строительный материал для постройки подводной лодки (субмарины).
  • прививать чувство коллективизма.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать чувство ответственности за выбранную роль, инициативность и самостоятельность. Бережное отношение к окружающей среде, уважение к труду работников флота
  • Формировать навыки положительного взаимоотношения в процессе игры; воспитывать культуру поведения.

Характеристика участников: количество детей - 15 человек, возраст - 6-7 лет, соотношение - 8 мальчиков и 7 девочек.

Используемые материалы и оборудование:

  • Атрибуты для подводной лодки: мягкие большие модули, флаг России, спасательный круг, якорь, штурвал, бинокль, рация, ткань синего и белого цвета (для волн), трап.
  • Атрибуты для кассы: касса, билеты, монеты, рация, табличка «Закрыто» и «Открыто».
  • Атрибуты для острова: морские обитатели ( игрушки из наглядного пособия), пазлы из 5-7 элементов с изображениями морских обитателей, карточки с загадками, мешочек для игры «Угадай кто в мешочке».
  • Элементы костюмов: фуражки, пилотки, тельняшки, медицинский халат, фартук, колпак, шляпы с полями, панамы, сумки дамские.

Оборудование: медицинский набор, медицинские карточки (капитана, штурмана и моряков), кухонный набор (кастрюли, сковорода, чашки, ложки, вилки, стаканы), набор продуктов, набор для уборки на палубе, в каюте. куклы, книги.

Предварительная работа:

  • Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок с изображением различных подводных лодок (субмарин).
  • Чтение детской художественной литературы о морских путешествиях и подводном мире, Малахия Дойл «Молли и кит», Андрей Усачев «Сказочное мореплавание», Роберт Стивенсон «Остров Сокровищ», Святослав Сахарнов «Дельфиний остров», «Кто в море живет», Александр Тамбиев «Как увидеть морское дно», Мария Поступальская «Планета Океан», Михаил Пластов «Капля в море», В.Маяковского «Это книжечка моя про моря и про маяк», «Кем быть?».
  • Просмотр мультипликационных фильмов «Приключения капитана Врунгеля», «В поисках Немо», «Марин и его друзья», «Риф». Беседа после просмотра мультфильмов.
  • Конструирование субмарин из разных строительных материалов и из бумаги.
  • Сочинение рассказов на тему «А если бы я отправился в путешествие».
  • Беседы об обязанностях капитана, матросов, о классификации подводных лодок (грузовые, пассажирские, военные и т.д.)
  • Рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии «В мире животных» с последующим обсуждением, беседы с детьми по организации и проведению сюжетно-ролевых игр, изготовление атрибутов для игры (штурвал и якорь из толстого картона, билеты для посадки на субмарину, медицинские карточки), подбор игрушек (морские обитатели).

Проведение краткосрочных игр:

  • «Строим подводную лодку». Строительство подводной лодки из мягких модулей (обговаривая и уточняя, что у подводной лодки есть нос, палуба, каюты, борт, трап и т.д.).
  • «Больница». Прием врача пациента и заполнения карты пациента (врач мерит температуру, слушает дыхание, проверяет зрение и горло).
  • «Кафе». Обыгрывание приготовления поваром супа, второго блюда и компота. Так же работу официанта (предложение посетителям меню, принятие заказа, выдача заказа).
  • «Кинотеатр». Покупка билетов в кассе (обязательный диалог кассира и покупателя).

Знакомство с морской терминологией «задраить люки», «полный вперёд».

Игровые роли: кассир, билетёр, капитан, боцман, радист, врач, кок, официант, матросы, пассажиры, экскурсовод.

Последовательность проведения игрового часа

1. Помощь детям в выборе сюжета для игры. Игромастер начинает беседу о лете, о прекрасной погоде, о путешествиях. Игромастер спрашивает детей куда бы они хотели отправиться путешествовать, выслушивает их ответы, интересуется на чем бы они хотели бы отправиться путешествовать, выслушивает ответы. Соглашается с одним из выборов детей и предлагает им взять его с собой.

2. Для путешествия нам нужна подводная лодка (субмарина). Она строится из модулей.

Строительство сопровождается веселой музыкой.

3. Распределение ролей: кассир - 1, билетёр - 1, капитан - 1, боцман - 1, радист - 1, врач - 1, кок - 1, официант - 1, матросы - 2, пассажиры - 5, экскурсовод - 1 (игромастеру выделили роль - экскурсовода).

4. Вся команда вместе с капитаном проходят обследование у врача, в медицинском кабинете и получают допуск к выходу в море.

5. В это же время остальные дети покупают билеты в кассе на корабль.

6. Команда заняла свои места на подводной лодке.

7. Пассажиры вместе с кассиром по трапу поднимаются на субмарину. Билетер проверяет билеты. Капитан приветствует пассажиров.

8. Пассажиры занимают свои места. Капитан отдает приказы (убирают трап, задраивают люки и т.д.).

9. Путешествие началось. Кок перечислил меню (уха, макароны по-флотски, компот). Официант перечислил меню из кафе (сок, кофе, чай, шоколад, булочки, фрукты). Пассажиры сделали заказ.

10. Экскурсовод показывает морского обитателя и рассказывает короткий рассказ про него (акула, осьминог, дельфин).

11. Официант разнес заказ пассажирам.

12. Врач спросил кто- как себя чувствует.

13. Высадка на остров. Экскурсовод рассказывает о не обычном острове, на который они приплыли.

Звучит тихая музыка «Шум моря». Игромастер предлагает выполнить занимательные задания.

- Собрать пазлы из 5-7 элементов с изображениями морских обитателей.

- Отгадать загадки, отгадку найти среди игрушек и положить ее в мешочек.

- Затем поиграть в игру «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три».

- И еше одна игра « «Угадай кто в мешочке» (не видя, на ощупь определить морского обитателя).

14. Посадка на подводную лодку. Пассажиры занимают свои места. Капитан отдает приказы (убирают трап, задраивают люки и т.д.).

15. Официант и кок кормят пассажиров и матросов.

16.Экскурсовод рассказывает о морских черепахах, так же обращает внимание детей на большое разнообразие медуз и рыб.

17. Возвращение в порт.

Подведение итогов:

  • Понравилось вам путешествие?
  • Что вам больше всего запомнилось?
  • А что нового вы сегодня узнали?
  • А с какими трудностями вам пришлось сегодня столкнуться?

Советы по проведению и организации

Сюжетно-ролевую игру «Морское путешествие» желательно проводить во второй половине дня. Там больше свободного времени и она ни как не помешает проводить занятия. По времени она может занять до 30-40 минут. Если дети разыгрались, то можно предложить им продолжить эту игру после приема пищи.

Если остался построенная подводная лодка из больших мягких модулей до следующего дня и места достаточно, чтобы его не разбирать, то можно этим воспользоваться, как заинтересовывающим моментом перед занятием.

Например. ИЗО. Дети сидят в субмарине. Педагог предлагает отправиться на нем в страну Художника. Загадывает загадку детям, они отгадывают. Отгадка - это то, что они будут рисовать в той стране. Пока они «плывут» рассматривают иллюстрацию. Вспоминаю все то, что они о нем знают. Обговаривают форму, цвет, размер, пропорции и т.д. После высадки из подводной лодки - физкультминутка. Затем дети садятся за столы и приступают к работе.

Самоанализ проведения сюжетно-ролевой игры и общения

Цель сюжетно-ролевой игры «Морское путешествие» - формировать у детей умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет, налаживать и регулировать контакты в совместной игре.

Что удалось провести хорошо: тема строительства детям очень понравилась. Накануне мы сыграли с детьми в игру «Кораблестроители», освоив навыки конструирования из модулей. Поэтому строительство подводной лодки для путешествия заняло совсем немного времени.

Чтобы сориентировать ребят относительно размеров судна, я заранее проинформировала их, что мы все вместе на этой субмарине отправимся в путешествие. То есть строим подводную лодку не ради строительства, а ради морского путешествия. В итоге дети достаточно быстро определились с параметрами подводной лодки.

Для создания интереса к игре я показала детям картинки с изображением субмарины; уточнила представление детей о том, как всплывают подводные лодки, где пассажиры покупают билеты; рассказала о труде людей, которые на нем работают (капитан, помощник капитана, рулевой, матросы, повар, врач). Мы рассмотрели на картинках каюты, капитанский мостик, рубку рулевого, штурвал, спасательные круги.

Когда постройка была завершена, дети самостоятельно выбрали и согласовали между собой роли капитана, радиста, боцмана, матроса, кока, врача, официантов. У каждого ребенка была своя роль, которую они играли с большим удовольствием.

Для поддержания интереса в ходе игры мы с детьми создавали воображаемые ситуации, вносили дополнительные атрибуты, костюмы, строительный и игровой материал (бинокль, рупор, штурвал, матросские бескозырки, мачты на подводной лодке с флажками, бинокли, свисток для боцмана, наушники, рация, инструменты для врача, посуда, колпак, халат для кока), использовали отдельные детали морской формы для капитана, матросов, рулевого, символизирующих данную форму.

Я участвовала в роли экскурсовода, помогала развивать сюжет, если он зашел в тупик, вводила новые игровые ситуации. В ходе игры использовала вопросы, напоминания, предупреждение. Использовала приемы формирования взаимоотношений в игре: напоминала о правилах игры, поощряла вежливость, взаимопомощь, отмечала детей, соблюдающих правила культуры при общении друг с другом.

По окончанию игры мы с ребятами подвели итоги игры, постарались оценить свои собственные действия и действия других участников.

Трудности в организации и проведении игры: в ходе игры моей задачей было направить активную энергию ребят в полезное русло, поскольку среди них есть очень активные дети и достаточно пассивные. Активные дети пытались взять на себя и другие роли, советовать, подгонять тех, кому нужно время чтобы подумать. Поэтому им я давала дополнительные задания. Медлительные и застенчивые дети поначалу стеснялись и играли однотипно, но в процессе игры смогли увлечься.

Презентация