Дети с нарушением развития речи длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка.
Характерной особенностью речи является сосуществование грамматически правильных и неправильных предложений. Хаотическое и беспорядочное сочетание лексических и грамматических средств языка характеризует нарушенный ход развития ребенка.
Коррекционную работу по грамматике с детьми, имеющими речевые нарушения, следует проводить во всех видах деятельности. Детям следует предлагать различные задания, которые позволяют развивать внимание к слову, к его оттенкам и значениям.
Эффективность коррекционных упражнений зависит от соблюдения следующих условий:
- Систематическое проведение занятий
- Размещение упражнений в порядке нарастающей сложности
- Подчиненность заданий выбранной теме
- Вариативность упражнений
- Развитие и воспитание речевого внимания
Если на занятии ребенок делает ошибки, дать образец высказывания.
Полезно хоровое проговаривание. Прежде чем приступить к коррекции аграмматизмов, необходимо сформировать у ребенка понятия СЛОВО и ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Работу над предложением можно проводить с постановкой таких целей:
- Сопоставление слова и предложения как речевых единиц;
- Наглядно показать, что предложение состоит из слов (использовать полоску бумаги);
- Определение первого, последнего слова в предложении;
- Определение количества слов в предложении;
- Определение главного (кто? что? - И. п.) слова в предложении;
- Дать практическое представление о связи слов в предложении, необходимость согласования и управления;
- Наблюдение за интонацией, за понижением голоса в конце предложения;
- Учить определять границы предложения в небольшом тексте. Называть количество предложений. Повторять первое, второе, третье предложение;
- Учить составлять предложения из слов в нужной грамматической форме, затем слова даются в начальной форме.
Вот некоторые виды лексико-грамматических упражнений по работе над предложением.
1. «Как слова дружат?»
Оборудование: предметные картинки, полоски бумаги.
Логопед: Сколько слов я назвала?
Девочка. - Одно.
- Девочка играет. А сейчас сколько слов? - Два.
- Чтобы вы запомнили эти слова, вместо первого слова поставим картинку (девочка), а второе слово заменим полосочкой бумаги. Теперь повторим предложение вместе: - «Девочка играет» - Кто играет? - Девочка. - Девочка что делает? - Играет. - Что мы узнали о девочке? - Девочка играет.
- Если слова дружат, то они помогают нам что-либо узнать. Это будет предложение. Посчитайте слова в предложении. Сколько слов? Какое первое (второе) слово? Составим это предложение из полосок бумаги.
2. «Посчитаем слова в предложении»
Оборудование: сюжетные картинки, палочки.
3. «Какая полоска нужна?»
Оборудование: длинные и короткие цветные полоски.
Логопед: - Если я назову слово, вы должны показать короткую полоску, а если предложение - длинную.
4. «Какое слово по порядку?»
Оборудование: сюжетные картинки.
Дети рассматривают сюжетные картинки, составляют предложения из трех слов, считают количество слов, потом произносят каждое слово по очереди.
5. «Посмотри и скажи»
Логопед раздает детям игрушки и предлагает по очереди выполнить с игрушками какое-либо действие. Остальные дети по демонстрации составляют предложение.
6. «Деформированный текст»
Детям предлагается составить предложения из слов:
Орехи, в, белка, прячет, дупло.
По, зайка, лесу, прыгает.