Работа над предложением

Разделы: Логопедия


Дети с нарушением развития речи длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка.

Характерной особенностью речи является сосуществование грамматически правильных и неправильных предложений. Хаотическое и беспорядочное сочетание лексических и грамматических средств языка характеризует нарушенный ход развития ребенка.

Коррекционную работу по грамматике с детьми, имеющими речевые нарушения, следует проводить во всех видах деятельности. Детям следует предлагать различные задания, которые позволяют развивать внимание к слову, к его оттенкам и значениям.

Эффективность коррекционных упражнений зависит от соблюдения следующих условий:

  • Систематическое проведение занятий
  • Размещение упражнений в порядке нарастающей сложности
  • Подчиненность заданий выбранной теме
  • Вариативность упражнений
  • Развитие и воспитание речевого внимания

Если на занятии ребенок делает ошибки, дать образец высказывания.

Полезно хоровое проговаривание. Прежде чем приступить к коррекции аграмматизмов, необходимо сформировать у ребенка понятия СЛОВО и ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Работу над предложением можно проводить с постановкой таких целей:

  • Сопоставление слова и предложения как речевых единиц;
  • Наглядно показать, что предложение состоит из слов (использовать полоску бумаги);
  • Определение первого, последнего слова в предложении;
  • Определение количества слов в предложении;
  • Определение главного (кто? что? - И. п.) слова в предложении;
  • Дать практическое представление о связи слов в предложении, необходимость согласования и управления;
  • Наблюдение за интонацией, за понижением голоса в конце предложения;
  • Учить определять границы предложения в небольшом тексте. Называть количество предложений. Повторять первое, второе, третье предложение;
  • Учить составлять предложения из слов в нужной грамматической форме, затем слова даются в начальной форме.

Вот некоторые виды лексико-грамматических упражнений по работе над предложением.

1. «Как слова дружат?»

Оборудование: предметные картинки, полоски бумаги.

Логопед: Сколько слов я назвала?

Девочка. - Одно.

- Девочка играет. А сейчас сколько слов? - Два.

- Чтобы вы запомнили эти слова, вместо первого слова поставим картинку (девочка), а второе слово заменим полосочкой бумаги. Теперь повторим предложение вместе: - «Девочка играет» - Кто играет? - Девочка. - Девочка что делает? - Играет. - Что мы узнали о девочке? - Девочка играет.

- Если слова дружат, то они помогают нам что-либо узнать. Это будет предложение. Посчитайте слова в предложении. Сколько слов? Какое первое (второе) слово? Составим это предложение из полосок бумаги.

2. «Посчитаем слова в предложении»

Оборудование: сюжетные картинки, палочки.

3. «Какая полоска нужна?»

Оборудование: длинные и короткие цветные полоски.

Логопед: - Если я назову слово, вы должны показать короткую полоску, а если предложение - длинную.

4. «Какое слово по порядку?»

Оборудование: сюжетные картинки.

Дети рассматривают сюжетные картинки, составляют предложения из трех слов, считают количество слов, потом произносят каждое слово по очереди.

5. «Посмотри и скажи»

Логопед раздает детям игрушки и предлагает по очереди выполнить с игрушками какое-либо действие. Остальные дети по демонстрации составляют предложение.

6. «Деформированный текст»

Детям предлагается составить предложения из слов:

Орехи, в, белка, прячет, дупло.

По, зайка, лесу, прыгает.