XXI в. проблема смыслового чтения является актуальной и привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире. Современные дети значительно изменились за последние годы: они обладают системно-смысловым типом сознания, у них преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности, что вызывает необходимость формирования смыслового восприятия и переработки текстовой информации уже на начальном этапе обучения чтению.
В настоящее время усиливается тенденция отказа детей от чтения книг и предпочтение других источников информации. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать, понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.
Чтение - это многофункциональный процесс.
С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе.
С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека. Это означает, что на каждом учебном предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.
Можно смело говорить о том, что смысловое чтение - это фундамент любой функциональной деятельности. Вот, например, математическая задача: её невозможно решить, не поняв условия. Каждый родитель или учитель хоть раз сталкивался с ситуацией, когда ребенок читает задачку, но совершенно не понимает, что с ней делать. А все почему? Да потому что он ее «проглотил», а не понял!
В условиях задачи надо разобраться. То есть сделать все то, чему нас учит смысловое чтение:
- вычленить главное,
- увидеть логику и связи,
- суметь преобразовать текстовую информацию в графическую.
Смысловое чтение помогает ребенку разобраться в логических связях внутри текста, а именно:
- точно понять содержание текста,
- найти главное и второстепенное,
- разобраться в взаимосвязях различных элементов текста,
- критически оценить полученную информацию,
- взглянуть на происходящее в тексте с личной позиции,
- осмыслить информацию, сделать выводы.
Для разных возрастов это работает по-своему. От ребенка младших классов мы ждем базового умения работать с текстом.
Этапы работы с текстом в начальной школе:
- 1 класс. Учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.
- 2 класс. Учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.
- 3-4 классы. Учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.
Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения:
- понимать текст;
- анализировать;
- сравнивать;
- видоизменять;
- генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).
Выделяют следующие виды чтения:
- просмотровое;
- ознакомительное;
- изучающее;
- рефлексивное.
Просмотровое чтение - вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.
Ознакомительное чтение - вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.
Изучающее чтение - вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.
Рефлексивное чтение - самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.
Базовым гуманитарным предметом, способствующим формированию умений и навыков смыслового чтения, являются уроки литературного чтения, на которых предполагается решение не только узкопредметных задач, но и общих для всех предметов задач развития младшего школьника.
Уроки литературного чтения создают основу всего последующего образования, в котором чтение носит ярко выраженный и метапредметный характер.
Для достижения данной цели на этих уроках и на занятиях внеурочной деятельности, которая так и называется «Смысловое чтение», я использую следующие методы и приемы.
- Развитие умения анализировать задание.
- Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.
- Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные).
- Определение последовательности событий в прочитанном тексте.
- Формулирование простых выводов после прочтения текста.
- Преобразование прочитанного текста в таблицу.
- Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
- Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.
- Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.
- Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.
Этапы формирования умений и навыков смыслового чтения.
Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.
Работа с незнакомыми словами (объяснение незнакомых слов).
Я считаю, что обязательно нужно определить, понятен ли детям смысл отдельных слов. Это необходимо уточнить во время прочтения текста, чтобы у учеников сформировался навык самостоятельного выделения незнакомых слов, значение которых необходимо расшифровать. Такие слова можно подчеркивать и искать их трактовку в словаре после прочтения, либо значение объясняется учителем.
Начинающий читатель зачастую отчетливо не осознает, что в тексте есть непонятное для него слово. Такое слово проскальзывает в контексте, оставляя иллюзию понятности. Любой учитель сталкивался с этим явлением, задавая детям вопрос после чтения текста: «Какие слова были непонятны?». Как правило, дети таких слов не называют. Выяснение значений ряда слов из прочитанного текста убеждает, что многие из них остались за бортом понимания. Существующая в школе практика разбора слов, недостаточно эффективна, так как дети иногда не понимают очень простые на первый взгляд слова. Поэтому, не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений. В методике обучения пониманию текста делается акцент на том, чтобы каждое непонятное ребенку слово было для него словно красный сигнал светофора, препятствующий дальнейшему движению.
Пример
Виталий Бианки «Заяц, косач, медведь и весна».
Прочитай понятия и толкования слов и словосочетаний. Раскрась пары соответствующим цветом.
На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать чтение для выяснения непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время чтения подчёркивать непонятные слова. Затем эти слова обсуждаются: можно ли понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарём.
Работа с ключевыми словами.
В любом написанном материале непременно присутствуют ключевые слова, без которых теряется смысл произведения. Я помогаю школьникам найти их и объяснить необходимость применения и смысл, который они несут. Интересна работа с ключевыми словами в таком виде: ученики читают рассказ, повесть или что-либо другое. Далее я спрашиваю детей, какие главные слова они могли бы выделить, и записывает их на доске, а дети - в тетради. После этого предлагается воспроизвести прочитанный текст, используя данные ключевые слова. Записывать такие слова можно и по ходу чтения.
Серьезно страдает понимание текста от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст.
Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.
Работа со словами-образами.
Получить удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным, объемным, но с начинающим читателем нет необходимости обсуждать литературоведческие понятия, так как не это является главным в понимании, основное внимание нужно уделить обогащению образного ряда с помощью использованных автором художественных средств.
Нужно обращать внимание не только на слова-образы, но и на звуки, части слов, на формы или порядок слов.
Работа с многозначными словами.
Найди хорошо знакомые слова в другом, непривычном, употреблении.
С вилкой или ножом нужно обращаться очень осторожно, потому что они острые.
Горчица была такой острой, что у Вани выступили на глазах слезы.
Алеша простыл и поэтому не пошел гулять с ребятами.
Когда Анна Ивановна вышла в переулок, хулиганов и след простыл.
Работа с фразеологизмами.
Замените в предложении выделенные слова фразеологизмами.
Пример
Юля долго спорила с подругой, что подарить Вере на день рождения. Наконец, они договорились (нашли общий язык).
Определите, какой фразеологизм подойдет к этому тексту.
Пример
Дача располагалась в живописной роще, в очень удобном месте: рядом (в двух шагах) протекала речка, и до станции было совсем недалеко (рукой подать).
Составьте диалог, используя фразеологизмы:
Пример
- Ты вчера долго решал задачу по физике?
- Да, очень долго. А ты сразу решил?
- Я долго … (ломал голову), но без помощи старшей сестры ничего не смог сделать.
Диалог с автором текста.
Диалог с автором текста происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Если говорить о целенаправленном использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить на несколько этапов:
- ищем то, что не очень понятно в тексте и формулируем вопросы;
- прогнозируем ответы на возникшие вопросы и прогнозируем дальнейшее содержание текста;
- самопроверка (проверяем свои предположения, сверяя их с текстом).
Прогнозирование содержания текста по заголовку настраивает читателя на восприятие текстовой информации.
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.
Развитие читательского воображения.
Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым воображением. Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением.
Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, содержащих 1-2 образных элемента, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких элементов можно увеличивать, переходя к воспроизведению целых картин. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками.
Эффективными будут словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы. Это относится к лирическим стихам, текстам, насыщенным сложным психологическим анализом либо с обилием пейзажных зарисовок.
Огромную роль играет и работа с иллюстрациями профессиональных художников, их рассматривание и анализ.
Составление диафильма, сценария мультфильма, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера также способствует «пробуждению» воображения.
На занятиях внеурочной деятельности учащиеся с удовольствием инсценируют, как отдельные эпизоды, так и целые произведения. При этой работе детям приходится не раз перечитать текст, обращая внимание на детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев.
Для развития творческого воображения использую такие задания: придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения.
Осознанность чтения.
Осознанность чтения предполагает сформированность следующих умений:
- выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
- пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
- определять эмоциональный характер текста;
- выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
- опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
- определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
- уметь прогнозировать содержание текста, который предстоит прочитать;
- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
- формулировать тему небольшого текста;
- работать с названием текста: выбирать наиболее точный заголовок из всех предложенных, самостоятельно озаглавливать текст, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
- определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
- находить главную мысль, сформулированную в тексте.
Смысловое чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Цель моей работы - сформировать у выпускников начальной школы умение читать и понимать тексты разных жанров, извлекать и анализировать нужную информацию, прогнозировать содержание текста по имеющейся информации, формулировать тему, отвечать на вопросы к тексту, высказывать собственное мнение о прочитанном. Система заданий, последовательно развивает эти умения, пробуждает интерес к чтению, способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.