Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе

Разделы: Начальная школа

Классы: 3, 4

Ключевые слова: смысловое чтение


XXI в. проблема смыслового чтения является актуальной и привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире. Современные дети значительно изменились за последние годы: они обладают системно-смысловым типом сознания, у них преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности, что вызывает необходимость формирования смыслового восприятия и переработки текстовой информации уже на начальном этапе обучения чтению.

В настоящее время усиливается тенденция отказа детей от чтения книг и предпочтение других источников информации. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать, понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.

Чтение - это многофункциональный процесс.

С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе.

С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека. Это означает, что на каждом учебном предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.

Можно смело говорить о том, что смысловое чтение - это фундамент любой функциональной деятельности. Вот, например, математическая задача: её невозможно решить, не поняв условия. Каждый родитель или учитель хоть раз сталкивался с ситуацией, когда ребенок читает задачку, но совершенно не понимает, что с ней делать. А все почему? Да потому что он ее «проглотил», а не понял!

В условиях задачи надо разобраться. То есть сделать все то, чему нас учит смысловое чтение:

  • вычленить главное,
  • увидеть логику и связи,
  • суметь преобразовать текстовую информацию в графическую.

Смысловое чтение помогает ребенку разобраться в логических связях внутри текста, а именно:

  • точно понять содержание текста,
  • найти главное и второстепенное,
  • разобраться в взаимосвязях различных элементов текста,
  • критически оценить полученную информацию,
  • взглянуть на происходящее в тексте с личной позиции,
  • осмыслить информацию, сделать выводы.

Для разных возрастов это работает по-своему. От ребенка младших классов мы ждем базового умения работать с текстом.

Этапы работы с текстом в начальной школе:

  • 1 класс. Учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.
  • 2 класс. Учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.
  • 3-4 классы. Учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.

Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения:

  • понимать текст;
  • анализировать;
  • сравнивать;
  • видоизменять;
  • генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).

Выделяют следующие виды чтения:

  • просмотровое;
  • ознакомительное;
  • изучающее;
  • рефлексивное.

Просмотровое чтение - вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.

Ознакомительное чтение - вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.

Изучающее чтение - вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.

Рефлексивное чтение - самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

Базовым гуманитарным предметом, способствующим формированию умений и навыков смыслового чтения, являются уроки литературного чтения, на которых предполагается решение не только узкопредметных задач, но и общих для всех предметов задач развития младшего школьника.

Уроки литературного чтения создают основу всего последующего образования, в котором чтение носит ярко выраженный и метапредметный характер.

Для достижения данной цели на этих уроках и на занятиях внеурочной деятельности, которая так и называется «Смысловое чтение», я использую следующие методы и приемы.

  1. Развитие умения анализировать задание.
  2. Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.
  3. Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные).
  4. Определение последовательности событий в прочитанном тексте.
  5. Формулирование простых выводов после прочтения текста.
  6. Преобразование прочитанного текста в таблицу.
  7. Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
  8. Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.
  9. Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.
  10. Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

Этапы формирования умений и навыков смыслового чтения.

Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.

Работа с незнакомыми словами (объяснение незнакомых слов).

Я считаю, что обязательно нужно определить, понятен ли детям смысл отдельных слов. Это необходимо уточнить во время прочтения текста, чтобы у учеников сформировался навык самостоятельного выделения незнакомых слов, значение которых необходимо расшифровать. Такие слова можно подчеркивать и искать их трактовку в словаре после прочтения, либо значение объясняется учителем.

Начинающий читатель зачастую отчетливо не осознает, что в тексте есть непонятное для него слово. Такое слово проскальзывает в контексте, оставляя иллюзию понятности. Любой учитель сталкивался с этим явлением, задавая детям вопрос после чтения текста: «Какие слова были непонятны?». Как правило, дети таких слов не называют. Выяснение значений ряда слов из прочитанного текста убеждает, что многие из них остались за бортом понимания. Существующая в школе практика разбора слов, недостаточно эффективна, так как дети иногда не понимают очень простые на первый взгляд слова. Поэтому, не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений. В методике обучения пониманию текста делается акцент на том, чтобы каждое непонятное ребенку слово было для него словно красный сигнал светофора, препятствующий дальнейшему движению.

Пример

Виталий Бианки «Заяц, косач, медведь и весна».

Прочитай понятия и толкования слов и словосочетаний. Раскрась пары соответствующим цветом.

На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать чтение для выяснения непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время чтения подчёркивать непонятные слова. Затем эти слова обсуждаются: можно ли понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарём.

Работа с ключевыми словами.

В любом написанном материале непременно присутствуют ключевые слова, без которых теряется смысл произведения. Я помогаю школьникам найти их и объяснить необходимость применения и смысл, который они несут. Интересна работа с ключевыми словами в таком виде: ученики читают рассказ, повесть или что-либо другое. Далее я спрашиваю детей, какие главные слова они могли бы выделить, и записывает их на доске, а дети - в тетради. После этого предлагается воспроизвести прочитанный текст, используя данные ключевые слова. Записывать такие слова можно и по ходу чтения.

Серьезно страдает понимание текста от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст.

Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.

Работа со словами-образами.

Получить удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным, объемным, но с начинающим читателем нет необходимости обсуждать литературоведческие понятия, так как не это является главным в понимании, основное внимание нужно уделить обогащению образного ряда с помощью использованных автором художественных средств.

Нужно обращать внимание не только на слова-образы, но и на звуки, части слов, на формы или порядок слов.

Работа с многозначными словами.

Найди хорошо знакомые слова в другом, непривычном, употреблении.

С вилкой или ножом нужно обращаться очень осторожно, потому что они острые.

Горчица была такой острой, что у Вани выступили на глазах слезы.

Алеша простыл и поэтому не пошел гулять с ребятами.

Когда Анна Ивановна вышла в переулок, хулиганов и след простыл.

Работа с фразеологизмами.

Замените в предложении выделенные слова фразеологизмами.

Пример

Юля долго спорила с подругой, что подарить Вере на день рождения. Наконец, они договорились (нашли общий язык).

Определите, какой фразеологизм подойдет к этому тексту.

Пример

Дача располагалась в живописной роще, в очень удобном месте: рядом (в двух шагах) протекала речка, и до станции было совсем недалеко (рукой подать).

Составьте диалог, используя фразеологизмы:

Пример

- Ты вчера долго решал задачу по физике?

- Да, очень долго. А ты сразу решил?

- Я долго … (ломал голову), но без помощи старшей сестры ничего не смог сделать.

Диалог с автором текста.

Диалог с автором текста происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Если говорить о целенаправленном использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить на несколько этапов:

  • ищем то, что не очень понятно в тексте и формулируем вопросы;
  • прогнозируем ответы на возникшие вопросы и прогнозируем дальнейшее содержание текста;
  • самопроверка (проверяем свои предположения, сверяя их с текстом).

Прогнозирование содержания текста по заголовку настраивает читателя на восприятие текстовой информации.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

Развитие читательского воображения.

Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым воображением. Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением.

Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, содержащих 1-2 образных элемента, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких элементов можно увеличивать, переходя к воспроизведению целых картин. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками.

Эффективными будут словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы. Это относится к лирическим стихам, текстам, насыщенным сложным психологическим анализом либо с обилием пейзажных зарисовок.

Огромную роль играет и работа с иллюстрациями профессиональных художников, их рассматривание и анализ.

Составление диафильма, сценария мультфильма, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера также способствует «пробуждению» воображения.

На занятиях внеурочной деятельности учащиеся с удовольствием инсценируют, как отдельные эпизоды, так и целые произведения. При этой работе детям приходится не раз перечитать текст, обращая внимание на детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев.

Для развития творческого воображения использую такие задания: придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения.

Осознанность чтения.

Осознанность чтения предполагает сформированность следующих умений:

  • выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
  • пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
  • отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
  • определять эмоциональный характер текста;
  • выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
  • опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
  • определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
  • уметь прогнозировать содержание текста, который предстоит прочитать;
  • осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
  • формулировать тему небольшого текста;
  • работать с названием текста: выбирать наиболее точный заголовок из всех предложенных, самостоятельно озаглавливать текст, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
  • выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
  • определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
  • находить главную мысль, сформулированную в тексте.

Смысловое чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Цель моей работы - сформировать у выпускников начальной школы умение читать и понимать тексты разных жанров, извлекать и анализировать нужную информацию, прогнозировать содержание текста по имеющейся информации, формулировать тему, отвечать на вопросы к тексту, высказывать собственное мнение о прочитанном. Система заданий, последовательно развивает эти умения, пробуждает интерес к чтению, способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.