Предмет: Литературное чтение.
Класс: 3.
Тип урока: ОНЗ.
Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, то есть, обучение различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения - формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Научить учащихся наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом - вот основная причина выбора данной темы.
Конспект урока составлен по УМК «Школа 21 века» для 3 класса.
Цель: Познакомить с произведением А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Задачи:
- Образовательные: познакомить учащихся с произведением А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»,
- Развивающие: развитие творческого воображения, творческой активности учащихся, обогащать словарный запас детей.
- Воспитательные: воспитывать любовь к своей Родине, родному краю; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.
Метапредметные ууд:.
Познавательные УУД
- Умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы в тексте. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД
- Развивать умение слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать текст.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
- Умение работать в паре
Регулятивные УУД
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты.
- 1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
- 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- 3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Оборудование:
- портрет А.С.Пушкина;
- выставка книг А.С.Пушкина;
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
1. Организационный момент (3 мин)
- Встали красиво, выровнялись. Садитесь.
Громко прозвенел звонок.
Наши ушки - на макушке,
Глазки широко открыты.
Ни минуты не теряем.
- Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое?
У меня тоже хорошее настроение. Начнём наш урок.
Речевая разминка
- А для того, чтобы у нас все получилось, чтоб мы правильно проговаривали все звуки и все слова, проведем речевую разминку.
Летела муха около уха: ж-ж-ж-ж.
Летела оса около носа: с-с-с,
Летел комар и звенел: з-з-з,
Сел на лоб, а мы его хлоп!
И поймали (кулачок прижимается к уху)
з-з-з! Пусть летит!
II Актуализация знаний (5 мин)
Викторина по сказкам Пушкина
1.
И ей зеркальце в ответ:
«Ты прекрасна, спору нет;
Но живёт без всякой славы,
Средь зелёныя дубравы,
У семи богатырей
Та, что всё ж тебя милей »
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
2.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир»
«Сказка о царе Салтане»
3.
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
«Сказка о попе и работнике его Балде»
4.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
«Сказка о рыбаке и рыбке»
5.
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
«Сказка о золотом петушке»
- Кто автор этих сказок? (А.С.Пушкин)
- А с какой сказкой мы сегодня познакомимся, вы узнаете когда соберёте название этой сказки?
Игра «Собери сказку» (Задание в парах)
(слова написаны на отдельных карточках)
Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
- Прочитайте название сказки. Сегодня мы начнем знакомство со «Сказкой о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Это сказка появилась в далёком 1831 году.
Посчитайте, сколько лет сейчас сказке? (191)
III. Постановка учебной задачи
- Кто-то из вас слышал эту сказку? А может кому-то мама или бабушка читали ее? А мы сегодня на уроке познакомимся с этим произведением.
IV. Открытия нового знания
- Для этого откройте свои учебники на странице 83.
- Для того чтобы узнать, о чем будет говориться в сказке, рассмотрите внимательно иллюстрации к данному произведению. Предположите, о чем пойдет речь?
- А кто главные герои сказки?
Словарная работа
- В сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи. Как они называются (устаревшие)
- А где мы можем посмотреть что обозначают эти слова( в словаре Ожигова)
- Крещёный мир (в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения)
- Позадь забора (за забором)
- К исходу сентября (к концу сентября)
- Светлица (см. словарь Ожегова) - светлая парадная комната в доме
- Сени (см. словарь Ожегова) - Помещение между жилой частью дома и крыльцом
- Гонец (см. словарь Ожегова) - В старину: человек, посылаемый куда-нибудь со срочным известием.
- Для того чтобы, проверить, правильно ли мы предположили, о чем будет сказка, начнем читать произведение.
1 часть
- Давайте по цепочке прочитаем первый отрывок сказки до слов «Для законного решения» по цепочке
- С какими героями мы познакомились в перовой части? (3 сестрицы, царь.)
- О чем мечтали сёстры? (Каждая из сестер мечтала стать царицей.)
- Мечта какой из сестер полюбилась царю? (Царю полюбилась мечта третьей сестрицы.)
- Найдите и прочитайте строки, где царь обращается к третьей сестре.
- Кем предложил быть царь первой и второй сестрице? (Ткачихой и поварихой)
- Как вы думаете, почему царь выбрал именно третью сестрицу? (Царю нужен наследник.)
- Если бы вы были на месте царя, слова какой сестры приглянулись бы вам?
- Что сделали ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха? Найдите и прочитайте эти строчки.
- Какой приказ дал царь гонцу? Найдите и прочитайте строчки, где это сказано.
- Как бы вы поступили на месте царя, получив такое известие?
2 часть. Фронтальное чтение
- Какой наказ прочитали бояре? Найдите и прочитайте.
- Вспомните, какой наказ действительно дал царь?
- Почему бояре прочитали другой приказ?
- Что все-таки сделали с царицей и ребенком? Найдите и прочитайте эти строки.
- Как бы вы поступили на месте бояр, получив такой указ?
3 часть. Чтение по цепочке
После прочтения 3 части (Работа в паре )
А сейчас я вам предлагаю поработать в паре, заполнить табличку.
На столах у вас лежат листы с таблицами, а на них написаны вопросы. Вам необходимо ответить на эти вопросы (подписать рядом ответ)
1) Простые вопросы:
- Кого спас царевич от коршуна?
2) Уточняющие вопросы:
Я правильно поняла, что лебедь стала помогать царевичу?
3) Интерпретационные:
Почему лебедь стала помогать царевичу?
4) Творческие:
Что изменилось бы, если бы царевич не помог царевне лебедь?
5) Практические:
Как бы вы поступили на месте царевича?
6) Оценочные: Как ты относишься к поступку царевича ?
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Ветер по морю гуляет
(Поднимают руки через стороны вверх)
И кораблик подгоняет,
(Помахивают руками над головой)
Он бежит себе в волнах
(Сцепляют руки над головой в замок)
На раздутых парусах
(Руки впереди себя)
Мимо острова крутого,
(Расцепляют пальцы, приседают на корточки)
Мимо города большого,
(Встают)
Пушки с пристани палят,
(Хлопают)
Кораблю пристать велят.
(Топают)
4 часть. Чтение про себя
- Как Лебедь отблагодарила юношу?( на острове появился город)
- Кем стал юноша?( князем Гвидоном)
- Хоть мы не дочитали до конца произведение, можем ли сказать, что это сказка? Почему?
- Какие признаки сказки присутствуют? Приведите примеры.
V. Первичное закрепление
- А какая это сказка: авторская или народная?
- С каким произведением мы начали знакомство на уроке?
- Что вам больше всего понравилось в прочитанном?
VI. Рефлексия
- У вас на партах перо . Оцените работу на уроке. Если вы считаете, что выполнили все задачи, на пере поставьте крестик на самый верх, если не все-то посередине.
- Покажите свои перья? (дети показывают перья с самооценкой)
VI. Подведение итогов урока
Продолжите:
- Я узнал…
- Мне было непонятно…
- Мне понравилось…
- Мне было интересно…
Домашнее задание по выбору учащихся
- Выучить наизусть отрывок из сказки.
- Выразительное чтение понравившегося эпизода.
- Самостоятельно прочитать другую сказку А.С.Пушкина
А я хочу закончить наш урок такими словами:
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!
Читайте Пушкина всегда -
Вот вам подсказка,
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки.
Спасибо за урок!