Огромную роль в системе воспитания и обучения играет школа. Каждый ребенок характеризуется специфическими личностными особенностями - особой мотивацией, самосознанием, чертами характера, своеобразным поведением. При каждом варианте развития личности у детей могут возникнуть школьные проблемы, способствующие возникновению и дальнейшему развитию школьной неуспеваемости.
Неуспеваемость учащихся - это систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится невозможным. Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям. Отсутствие своевременной помощи приводит к изменениям в личности ребенка. У школьников возникает негативное отношение к учению и учителю. В конечном итоге они начинают себя хуже вести, дезорганизуют класс, нередко бросают школу и пополняют ряды так называемых трудных подростков [1].
Неуспеваемость учащихся возникает в силу внутренних и внешних причин, неблагоприятных социально-экономических условий жизни, недостаточной квалификации учителей, просчетах в организации учебно-воспитательного процесса, отсутствия индивидуального подхода к детям, перегрузки учащихся и других факторов. Наряду с социальными причинами на успеваемость школьников также оказывают влияние различного рода нарушения в деятельности анализаторов (снижение слуха, зрения, речи), наследственные, врожденные и приобретенные заболевания, отставание в физическом и умственном развитии.
Одним из первых мыслителей, который начал искать теоретическую основу для решения практических вопросов успешности воспитания и обучения, был Ян Амос Коменский. Он поставил великую задачу - создать педагогику, дающую гарантию успеха - без малейшей возможности провала, стремился к тому, чтобы в школах было больше досуга, радостей и основательного успеха. Я.А.Коменский считал, что все дети способны к обучению, которое нужно приспособить к врожденным способностям ребенка, чтобы можно было применить эти способности легко и приятно. Даже в отношении детей медлительных и вялых он видел возможность успешного обучения. «Для того чтобы они не падали духом, надо дать им пережить радость успеха», - писал великий педагог. Таким образом, Коменский придавал большое значение личностным переживаниям детей в процессе обучения и считал, что все они могут быть успешными в учебе.
Ведущей целью педагогической системы Януша Корчака было создание условий, для максимального развития личности каждого ученика, его самореализации и самоутверждения. Польский педагог был убежден, что каждый ребенок имеет право на ошибку, на тайну, на уважение детского незнания и труда познания, текущего часа и сегодняшнего дня его жизни, право на использование ребенком своих достоинств и сокрытие недостатков, право на игру, движение и прочее.
Развитие теории и методики воспитания в России конца XVIII - начала XIX вв. связано с именем русского просветителя Н.И.Новикова. Успешность воспитания, с точки зрения Н.И.Новикова, заключается в том, чтобы вырастить из детей образованных и счастливых, полезных и добрых граждан. Большое значение он придавал родительскому примеру и авторитету, который, несомненно, играет огромную роль в процессе семейного воспитания и образования.
Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования двух терминов: «неуспеваемость» и «отставание».
Обобщая имеющиеся в литературе и опыте данные, можно дать следующее предварительное определение этих понятий. Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения - цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.
Отставание - это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнения требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса.
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные виды отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом и образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных видов отставания и своевременно устранять их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.
Неуспеваемость, по мнению Ю.З.Гильбуха, можно подразделить на общую и специфическую. Под общей неуспеваемостью он подразумевает стойкое, относительно длительное отставание ученика по основным предметам школьной программы: языку и математике. Специфическое же отставание затрагивает лишь один из этих предметов при удовлетворительной или даже хорошей успеваемости по остальным предметам школьного курса.
На основании историко-педагогического анализа можно сделать вывод о том, что обучение и воспитание адекватны социокультурным условиям, и успешность процесса обучения и воспитания в разные периоды жизни общества обусловливаются различными подходами к их организации, отбору содержания и средств, и конечному результату. Многие педагоги считали, что неспособных к обучению детей нет, надо создавать благоприятные условия для их развития [4].
Причины неуспеваемости учащихся и их предупреждение
Основной причиной неуспеваемости П.П.Блонский считал биологическую неполноценность ребёнка. Выделяя причины, которые ведут к неуспеваемости, П.П.Блонский называл следующее:
- низкая работоспособность, то есть неумение правильно организовывать свой учебный труд;
- отсутствие интереса к учению и желания учиться;
- слабое общее развитие.
- Е.А.Аркин причиной неуспеваемости считал социальные факторы:
- неблагоприятная атмосфера в семье;
- плохие жилищные условия;
- отсутствие книг и учебных пособий;
- переполненность классов;
- слабые в профессиональном отношении кадры.
Серьёзной причиной неуспеваемости являются ошибки родителей. Желая быстрее воспитать в ребёнке способности к саморегуляции и самоконтролю, часто родители читают ему нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности, дают инструкции, убивая самостоятельность. Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам [2].
Приводит к возникновению неуспеваемости неверная оценка учителем характера и причин затруднений, приводящая к высоким требованиям в познавательной сфере ребенка, личности в целом. Это в свою очередь, вызывает большие проблемы, преодоление которых с каждым годом все труднее. Появляется хроническое отставание в усвоении школьных знаний, которые приводят к вторичным нарушениям психосоциального развития и различным формам отклоняющегося поведения.
Затруднения в учебе, приводящие к школьной неуспеваемости, вызваны также недостатками в подготовке ребенка к школе. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения с взрослыми и сверстниками, не уверены в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности общения в школьном коллективе и страх перед учительницей, приводящий к неврозам и боязни школы. На затруднения в учебе оказывает влияние и общее состояние ребенка: нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов, нарушение формирования школьных навыков, двигательные нарушения, эмоциональные расстройства.
Предотвратить причины неуспеваемости легче, чем преодолевать. Для того чтобы у ребенка не возникла проблема школьной неуспеваемости, нужно помочь ему приспособиться к школе. Крайне важно, чтобы это приспособление было осуществлено без серьезных внутренних потерь для ребенка, без ухудшения самочувствия, настроения, самооценки. Нужно помочь ему почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития.
Важнейшим предупреждением неуспеваемости, по мнению Б.П.Есипова, является индивидуальный подход учителя к детям, опирающийся на знание личности каждого ученика и правильную организацию домашней самостоятельной работы.
Педагогические инструменты для работы с отстающими и немотивированными учащимися.
1. Обеспечение равных возможностей для опроса. Слабоуспевающие учащиеся имеют гораздо меньше шансов быть опрошенными учителем, чем их более успешные одноклассники. Если «слабых» учеников все же спрашивают, то им, как правило, задают более простые вопросы. Отношение учителя закрепляет статус ученика в классе. Учащиеся замечают и быстро учатся распознавать учительскую реакцию по отношению друг к другу. Они понимают, кого из них выделяет учитель, и какие ответы привлекают его внимание. Положительное внимание учителя, направленное на учеников, приводит к улучшению их образовательных достижений. Учитель действительно помогает ученику, акцентируя свое внимание на его прогрессе, возможностях и потенциале. Для этого учителю важно отбросить в сторону свои изначальные идеи, установки и прошлый негативный опыт взаимодействия с учеником. [3]
2. Принимающая и корректирующая обратная связь. Ученики работают и проявляют усердие, выполняя задания учителей, и в ответ они хотели бы знать, что учителя думают о качестве их работы. Ответная реакция учителя является неким барометром для учащихся, позволяющим им оценивать, насколько они оправдывают ожидания учителя. [3]
3. Нахождение ученика в зоне «вытянутой руки». Под расположением в классе понимается местоположение учеников в классной комнате, а также расстояние между учителем и каждым учеником. Слабоуспевающие дети часто размещаются на более удаленном расстоянии от учителя или в группе, которая получает меньше учительского внимания. Как отмечают наблюдатели, менее успешные учащиеся, как правило, собираются в дальних углах класса или в отдельной группе в стороне от центра. [3]
4. Оказание индивидуальной помощи в затруднениях. Учителя, как правило, осознают, что слабоуспевающим ученикам нужна индивидуальная помощь. Однако более сильные учащиеся зачастую активнее и настойчивее требуют учительской помощи. В конечном счете это приводит к тому, что они получают больше внимания. Один или два ученика в классе могут постоянно игнорироваться, даже если они подают учителю сигнал о том, что нуждаются в помощи.[3]
5. Поддержка и похвала за учебные достижения, персональный подход. Результаты проведенных исследований говорят о том, что учителя в меньшей степени готовы хвалить тех, кого они считают слабоуспевающими. При этом они больше склонны подвергать их критике за неправильные публичные ответы, а похвалы такие учащиеся удостаиваются лишь, как правило, за случайный или неожиданный ответ. Учитель в подобных случаях скорее пытается показать свою симпатию, нежели быть честным и объективным в своих оценках.[3]
6. Уважительное отношение. Международный словарь Вебстера определяет уважительное поведение как внимательное, тактичное и чуткое. Его противоположностью является игнорирование, жесткость и грубость. Внимание, которое получает ученик от учителя, считается демонстрацией уважения. Однако ко многим девочкам и детям, принадлежащим к различным меньшинствам, педагоги относятся не столь внимательно. Распределение внимания, выраженного словесно, в классе имеет близкие параллели с отношением к определенным социальным или гендерным группам во взрослом мире. [3]
7. Удержание паузы между вопросом и прерыванием ответа. Выдерживание паузы в три и более секунды после того, как прозвучал вопрос (время ожидания 1) и паузы после ответа ученика (время ожидания 2) стимулирует учеников использовать логические и лингвистические навыки. [3]
8. Качественная четырехступенчатая обоснованная похвала. Похвала является мощным средством для улучшения поведения учеников. Она помогает выстроить взаимоотношения между учеником и учителем, формирует социальные навыки и в то же время служит выражением признания усилий учеников. Способность учителя «поймать ученика на хорошем поведении» повышает вероятность того, что желаемое поведение повторится вновь. [3]
9. Внимание к личному опыту ученика. Не менее важно, помимо одобрения учебных успехов ученика, проявить и личную заинтересованность. Внимание к делам ученика, не связанным с учебными задачами, отражает личную заинтересованность учителя в ребенке. Поводы для ее высказывания чаще появляются, когда ученики не вовлечены непосредственно в учебный процесс. [3]
10. Помощь при ответе, наводящие вопросы. Слабым ученикам задают меньше вопросов, чем сильным, при этом им же нередко задают самый простой вопрос и зачастую они могут не получить какой-то помощи для ответа, если выглядят сомневающимися или сбитыми с толку. Учителя реже готовы подсказать или задать наводящий вопрос, чтобы получить ответ от слабых учеников, так как предполагают, что наводящие вопросы будут бесполезны или боятся, что дальнейшие расспросы смутят ученика. Как следствие, стратегия учителя при опросе не направлена на поощрение или поддержку слабых учеников. [3]
11. Внимательное слушание. Главная сложность для учителей состоит в том, чтобы побудить учеников высказывать различные точки зрения как в классе, так и за его пределами. Согласно проведенным исследованиям, учителя чаще устанавливают зрительный контакт с мальчиками, чем с девочками; слушая мальчиков, учителя чаще используют кивки, жесты и интонацией выражают заинтересованность. [3]
12. Установление физического контакта. Растущая склонность общества к судебным тяжбам делает физическое взаимодействие рискованным. Признанные судом случаи злоупотреблений сделали этот вопрос спорным, и все преимущества прикосновений в нашем склонном к подозрениям мире практически трачены. Учителя часто стараются не прикасаться к ученикам из страха быть неправильно понятыми и склонны просто отказаться от прикосновений, игнорируя их потенциальную пользу для учеников. [3]
13. Стимулирование мышления вопросами высокого уровня. Для того чтобы ученики стали активными гражданами, которые смогут стать успешными в демократическом обществе, они должны научиться не только воспринимать информацию, которую им предлагают в школе, но и размышлять о ней, извлекать ключевой смысл. Поэтому важно, чтобы учителя стремились обучать так, чтобы создать условия для развития у учеников мышления и понимания. [3]
14. Приятие чувств. Ответные реакции учителя, которые выражают понимание, не являются оценочными. Они показывают, что педагог осознает и признает чувства, которые скрываются за определенным поведением ученика. [3]
15. Пресечение плохого поведения. Под пресечением плохого поведения подразумеваются любые действия учителя, целью которых является прекратить неподходящее поведение ученика. Возможно, где-то и существует идеальный класс, в котором нет необходимости поддерживать дисциплину, однако большинство учителей признают, что периодически им приходится прибегать к мерам по пресечению плохого поведения, чтобы обеспечить нормальный учебный процесс в классе. [3]
Список литературы
- Абасов З. Эта вечная проблема неуспеваемости, Директор школы 1998, №3. стр.22.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы / Ю.К.Бабанский - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
- Я - эффективный учитель: как мотивировать к учебе и повысить успешность «слабых» учащихся: учебно-методическое пособие / Составители: Н.В.Бысик, В.С.Евтюхова, М.А.Пинская. - М.: Университетская книга, 2017. - 164 с.
- Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. - М.: Педагогика, 1998.