Семейные ресурсы как фактор поддержки детей с ОВЗ в образовательном процессе

Разделы: Начальная школа, Логопедия, Коррекционная педагогика


За последние десятилетия в нашей стране увеличилось число детей, имеющих нарушения в развитии в самых разных проявлениях. Безусловно, дети с ограниченными возможностями независимо от причины, природы и серьезности отклонений, имеют неотъемлемое право не только на уважение их человеческого достоинства, но и на получение образования, наравне с их нормально развивающимися сверстниками.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» и ФГОС НОО для детей с ОВЗ предусматривают право особого ребенка на получение общего образования совместно с типично развивающимися сверстниками с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.

Дети с РАС - это особенные дети, они видят мир по-другому, не любят контактировать с обществом, имеют «странности» в своем поведении. Особенностью таких детей является то, что ребенок находится как бы сам в себе, он отгорожен от окружающего мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать. Отсюда и расстройства речи, моторики, стереотипность деятельности и поведения, приводящие таких детей к социальной дезадаптации.

В нашей школе, МБОУ СОШ №42 г. Набережные Челны, с 2021 года функционирует ресурсный класс, в котором на сегодняшний день обучаются 5 детей с РАС (расстройство аутичного спектра).

Ресурсный класс - это инклюзивная образовательная площадка, где создаются благоприятные, психологически комфортные условия для обучения, социализации и воспитания для ребенка с ОВЗ. На протяжении всего обучения специалистами школы (ресурсным педагогом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, тьютором и др.) оказывается комплексная, системная коррекционно-развивающая помощь ребенку. Это позволяет ребенку лучше адаптироваться к школьной жизни, обучаться вместе со сверстниками и более безболезненно включиться в общество.

Неотъемлемой частью успешности работы с ребенком является работа с его семьей, включенности и активности родителей в образовательный и коррекционно-развивающий процесс. Вовлекая родителей в инклюзивное образование, мы повышаем их компетентность, делаем работу более последовательной и взаимовлияние на ребенка более эффективным.

Эффективными формами работы с родителями являются: индивидуальные и групповые консультации, занятия «педагог-ребенок-родитель», игровое моделирование, семинары, конференции, практикумы, совместные досуговые мероприятия. Данные встречи помогают совместно с родителями выработать решение по преодолению трудностей в обучении, воспитании, социализации, установить положительный эмоциональный контакт с ребенком, родителям научиться получать удовольствие от общения со своим ребенком, избавится от чувства стыда за него, помочь расстаться с ролью беспомощного наблюдателя.

Задача специалистов школы - это максимально привлечь родителей к участию в образовательном процессе, адекватно оценивать возможности ребенка, понимать его трудности и видеть ресурсы в решении поставленных задач обучения и воспитания. А так же познакомить с методами работы, с помощью которых проводится обучение в школе и которые они могут использовать дома:

  1. Методы визуальной поддержки. Включают в себя различные варианты визаульных подсказок, которые отображают порядок действий при формировании у ребенка функциональных навыков. К данным методам относятся: визуальное расписание, визуальные правила поведения, визуальные пошаговые инструкции. В качестве визуальных подсказок могут быть использованы иллюстрации, фотографии выполняемых детьми действий, картинки, схематичные картинки.
  2. Метод подсказок используется в работе с детьми в зависимости от его трудностей. Подсказки бывают физические, вербальные и визуальные.
    1. При использовании физической подсказки взрослый берет руку ребенка и двигает ее в нужном направлении, постепенно уменьшая физическую помощь.
    2. Вербальные подсказки - это речевые указания для правильного выполнения задания (взрослый озвучивает порядок действий ребенку).
    3. Визуальные подсказки подразумевают использование картинок, схем, в которых отражена последовательность и правильность выполнения действия, операции.
  3. Социальные истории - это короткие рассказы, содержащие описание конкретных ситуаций, событий или занятий. Они представляют собой специфические новеллы о предстоящих событиях: чего стоит ожидать, как следует себя вести.
  4. Моделирование - это метод формирования навыков с использованием видеозаписей, в которых демонстрируется модель целевого (формируемого) поведения или навыка.
  5. Система поощрений позволяет давать положительную оценку действиям ребенка и стимулировать дальнейшее выполнение заданий. Поощрения подбираются индивидуально, это могут быть конфеты, печенье, сухарики, звездочки, наклейки, игра. При правильном выполнении задания или действия педагог обращает на это внимание, хвалит и вручает поощрение. При постепенном формировании навыка поощрение плавно убирается.
  6. Система жетонов или «экономика жетонов» используется как система подкрепления для увеличения желательного поведения, как в классе, так и дома. «Жетон» - это любой предмет (монетка, наклейка, картинка на ленте-липучке, магнитик и так далее), который выдается за желательное поведение. После того как ребенок соберет заранее оговоренное количество жетонов, он сможет обменять их на отсроченное поощрение (например, на конфету, игрушку или совместную игру).

При подборе метода работы с ребенком в школе обязательно учитывается прошлый опыт работы родителей. Такой опыт может быть очень полезен, так как родители уже нашлите или иные приемы, с помощью которых они научили своих детей определенным навыкам и им легче использовать их в новых ситуациях.

Стоит отметить что, какой бы высокой ни была квалификация педагога, как бы глубоко не продумывались содержание и формы образовательной деятельности с детьми, положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и школы в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между специалистами школы и родителями на всем протяжении обучения.

Консультирование/ информирование родителей проводится с целью выработки совместных с родителем решений и использование методов по преодолению трудностей в обучении, воспитании, социализации детей. Информирование родителей проводится через групповые консультации, где рассматриваются и обсуждаются такие темы как: «Особенности развития детей с РАС», «Адаптация детей РАС в школе», «Нежелательное поведение и ее коррекция», «Способы организации работы с ребенком в домашних условиях» и др. Так же проводится информирование родителей о работе центров специализирующихся на оказании помощи детям с РАС, ПМПК, МСЭ.

Занятия «Педагог-ребенок-родитель» направлены на формирование у родителей способов взаимодействия с ребенком, навыков работы с ним. Эти умения вырабатываются в ходе наблюдения за поведением ребенка и самостоятельной работы с ним на занятии.

Совместные досуговые мероприятия помогают установить положительный эмоциональный контакт с ребенком, научиться родителям получать удовольствие от общения со своим ребенком, избавится от чувства стыда за него, помочь расстаться с ролью беспомощного наблюдателя.

Специалисты консультируют родителей по направлениям и формам планируемой коррекционной работы, возможностях ребенка в освоении адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования, о трудностях, которые могут возникнуть в процессе его адаптации и социализации, о стратегиях их преодоления. Рассматриваются такие методы и приемы работы с детьми как визуальное расписание, жетонная экономика, подсказки, поощрение.

Как правило, обсуждаются следующие темы:

  • методы, направленные на устранение нежелательных форм поведения;
  • методы визуальной поддержки;
  • методы обучения новым навыкам (подсказка, социальная история, моделирование, пошаговая инструкция).

Семья особого ребёнка - особая семья. И как маленький человечек с особенными потребностями нуждается в абилитации, так и его семья нуждается в специальной помощи и эмоциональной поддержке.